ЭИЭ,
Гамлет –– ЭСИ, Драйзер. Дополнение.
1. ЭИЭ, Гамлет –– ЭСИ, Драйзер. Интуитивно-этическое противоборство. Самопожертвование как сверх миссия квестимного аспекта этики эмоций (+ЧЭ).
Конкуренция жертвенности ЭИЭ, Гамлета и ЭСИ, Драйзера
по сути представляет собой тот же «лохотрон» – своего рода аукцион на «ярмарке тщеславия»,
который поднимает ставки по аспекту квестимной
этики эмоций (+ЧЭ↑) для всех желающих пожертвовать собой или же чем-то
дорогим «во имя идеи». И этим принести пользу системе (или «пользу людям»),
стать популярным в обществе или прославиться своими подвигами в памяти
потомков. Стимулов может быть огромное количество, но все они служат одной
цели: стимулировать в человеке готовность к самопожертвованию для того, чтобы
просто не позволять жертвенным стимулам, порывам, жертвенному энтузиазму
застаиваться в обществе и в людях.
ЭИЭ, Гамлету (как ЭГО-программному этику-субъективисту) неприятно жить в обществе «холодных» и равнодушных людей «с рыбьей кровью» и «ленивой душой», безразличных ко всему, кроме собственного благополучия. Он дискомфортно чувствует себя в таком окружении, поэтому и старается на него повлиять всеми средствами, преобразовать в удобную для него среду единомышленников. Находит подходящих (или не совсем безнадёжных) для этого людей, старается их слегка «встряхнуть», «завести», раззадорить, втянуть в этот конкурс «самых праведных и пассионарных». Играет на их самооценке, на их стремлении утвердить себя во мнении других, на прочих других, негативных или позитивных стимулах – на их тщеславии, или честолюбии, на готовности жертвовать собой ради общего (или частного) блага и т .д.
ЭСИ, Драйзер (как ЭГО-программный этик-объективист) как человек честных правил
и твёрдых нравственных принципов, но отрешённый и отстранённый от общей
идеологической суеты, кажется бета-субъективисту-ЭИЭ,
Гамлету небезнадёжным объектом для воспитания. Играя на позитивных стимулах,
созвучных с его (ЭСИ, Драйзера) ЭГО-программной
этикой отношений (-БЭ1эси), ЭИЭ, Гамлет вовлекает ЭСИ, Драйзера в социальные
группы, культивирующие идею самопожертвования, где и постоянно контролирует его
как наставник, завышает требования, играя на его самооценке, программирует на
жертвенность, боеготовность, стремление к подвигу. Понимая, что попал в «секту»,
в психологически и этически зависимое положение, ЭСИ, Драйзер, сверяясь со
своими ЭГО-программными целями,
далеко не всегда спешит её покинуть. Поначалу он действительно может поработать
на «высокие цели» и, не считаясь с затратами сил и средств, постарается быть «лучшим
из лучших». (Уж, если делать что-то полезное, то непременно от всей души,
искренне, честно и хорошо.) Поэтому ЭСИ, Драйзер, из желания совершить подвиг
во имя высокой идеи, может соглашаться даже на самые опасные, социально
провокационные поручения (которые подкидывают только «шестёркам», которыми
жертвуют в первую очередь). ЭИЭ, Гамлет, направляя его на эти опасные
поручения, углубляет саму иерархию секты и ощущает собственное превосходство
над всеми рангами: появляется новый ранг «жертвенников» – «исполнителей одной
миссии, одного поручения» – ранг рабов своих обязательств перед товарищами.
ЭИЭ, Гамлету нужны жертвы в своей иерархии
(Какая же может быть иерархия без расширения за счёт новых притоков сил, без
вытеснения и чистки старых?). Углубление нижних слоёв пирамиды как раз и
работает на эти задачи. Иерархии нужны новые жертвы, и ими должны становиться «шестёрки»,
которых и «сбрасывают первыми», готовят для того, чтобы они погибали. Если
вопреки ожиданиям ЭСИ, Драйзер (в силу своего везения, личной расторопности и
деловой смекалки) остаётся цел и невредим, ЭИЭ, Гамлет постарается избавиться
от него, как от потенциального героя, лидера, и конкурента, а потому и не
позволит ЭСИ, Драйзеру, вопреки его ожиданиям, насладиться триумфом и
почестями, столь раздуваемыми по отношению к остальным в этом обычном
иерархическом «лохотроне». То есть, повторяется история, похожая на «ярмарку
тщеславия», в основе которой тот же «лохотрон» с беспредельно повышаемыми
ставками и требованиями и всё та же «игра на позитивных стимулах», которая
применяется и ЭИИ, Достоевским в создании тоталитарных сект: сколько ни
старайся ходить в героях, а наставник тебя в глаза не похвалит, а будет через
твой героизм возбуждать к тебе зависть других. В результате и получается: все
стараются «выше головы прыгнуть», все стараются завоевать любовь и стабильное
уважение идеологического наставника, все друг друга вытесняют из ближайшего
окружения духовного лидера, вытесняя реальных и потенциальных соперников в
«шестёрки», все друг другу завидуют, едва сдерживая свою ненависть под маской
лицемерной доброжелательности. А сам «духовный лидер», раздувая их зависть,
амбиции и честолюбие, натравливая их друг на друга, пеняет им за эту скрытую
вражду и зависть (якобы он такой проницательный) и лицемерно «борется с
гордыней» в каждом из них, раздувая амбиции ещё больше и через это выводя их на
ещё большую готовность к самопожертвованию и самоотречению.
В окружении ЭИЭ, Гамлета миражник-ЭСИ, Драйзер кажется наиболее подходящей кандидатурой на вовлечение в «рабочую группу»: он трудолюбив, исполнителен, верен слову, верен своим обязательствам, дисциплинирован, наивен, доверчив, честен, миролюбив, послушен, кроток (кажется на первый взгляд), ориентируется на позитивные нравственные идеалы, скромен и не честолюбив. Этими свойствами его ЭИЭ, Гамлет и манипулирует: сначала долго работает над его, ЭСИ, Драйзера, честолюбием. Превознося чужие подвиги, раздувает его амбиции, стараясь пробудить зависть к чужим заслугам, искушает успехом, демонстративно воздействуя на слабую интуицию потенциальных возможностей ЭСИ, Драйзера (+ЧИ8эиэ↑→+ЧИ4эси↑). Обольщая его перспективой лёгкой и быстрой успешности, манипулируя проблематичной интуицией потенциальных возможностей ЭСИ, Драйзера и одновременно играя на позитивных стимулах, ЭИЭ, Гамлет пытается загнать (или затащить) его на эту «ярмарку тщеславия». То есть, подкидывает ЭСИ, Драйзеру «лёгкий шанс» выиграть или заработать самый большой приз – безграничное доверие ЭИЭ, Гамлета и почёт, любовь и уважение товарищей (среди которых, конечно, собираются только лучшие из лучших: самые чистые, доверчивые, искренние и пламенные, а главное – не способные на предательство, что особенно ценно для искренне преданного своей дружбе и своим этическим связям и отношениям ЭСИ, Драйзера). Действительность ЭСИ, Драйзера довольно быстро разочаровывает (чему способствует и его критическая наблюдательность как ЭГО-программного инволюционного этика-сенсорика-квестима.) Он довольно быстро начинает понимать, что здесь ведётся нечестная игра. Для того, чтобы убедиться в этом, он соглашается отработать своё участие в группе. Возлагаемые на него надежды хотя бы однажды должны быть оправданы. (А иначе он будет чувствовать себя моральным должником). Он выполняет какое-то (не мелкое) поручение, а дальше уже смотрит по результату. (Долг платежом красен, и ему (как квестиму) очень любопытно узнать, как будет расплачиваться с ним духовный лидер группы за его «подвиг» – объявит благодарность, приведёт в пример товарищам, или поступит как-то иначе.).
Претендуя
на бессменное лидерство, ЭИЭ, Гамлет (также, как и ЭИИ, Достоевский) не
позволяет собой манипулировать, а потому и не раздаёт новым героям заслуженных
и ожидаемых ими наград (особенно, если они из скромности и не настаивают на
этом). А тем более, что и сам ЭСИ, Драйзер из скромности не просит о поощрении.
Не просит ещё и потому, что уже предчувствует по характерным признакам
поведения ужесточающего свой террор и контроль ЭИЭ, Гамлета, что ему в
поощрении будет отказано. Он время от времени замечает, как ЭИЭ, Гамлет,
прикинувшись строгим и требовательным руководителем, не позволяет своим
подопечным «почивать на лаврах», «зазнаваться», заноситься выше других,
останавливаться на достигнутом. Для скромного и неприхотливого ЭСИ, Драйзера ЭИЭ,
Гамлет не сделает исключения, даже если бы тот его о чём-то и попросил – он
либо начнёт повышать цену своим услугам, по сути отказывая в них, либо
предложит заведомо неприемлемый вариант – да ещё такой, что ЭСИ, Драйзер будет
рад и сочтёт за счастье уже то, что ЭИЭ, Гамлет не настаивает на том, чтобы
ЭСИ, Драйзер его принял (а то ведь может крайне настырно и въедливо навязать
ЭСИ, Драйзеру крайне нежелательные действия, сулящие огромное количество
неприятностей). В любом случае ЭИЭ, Гамлет не позволит ЭСИ, Драйзеру перейти в
высшие слои иерархии (этак, ещё чего доброго, его самого оттеснят), поэтому,
снова и снова будет использовать его на «чёрной работе», а для того, чтобы
оправдать это незаслуженное понижение, но при этом не показаться
несправедливым, он постарается опорочить ЭСИ, Драйзера во мнении окружающих.
Объявит его «предателем» (заставит членов группы следит за ним в поисках
компромата), будет отзываться о нём, как о предателе и этим мнением постарается
объяснить его счастливое избавление от неприятностей при выполнении опасного
поручения (если человек прошёл через все испытания и уцелел, значит можно его
объявить либо героем, либо предателем (третьего не дано). Как доминант иерархии
ЭИЭ, Гамлет понимает, что даже если хочется объявить рядового труженика героем,
этого делать нельзя: слишком много героев – опасно для пирамиды власти, в
которой массовым должно быть основание, а не верхушка. А то, не ровен час, ещё
перевернётся пирамида, и все, бывшие наверху, окажутся в самом низу. Пирамидой
надо управлять, как кораблём в открытом море. Нельзя позволить ей
перевернуться, нельзя позволить «шестёркам» потопить доминанта. И значит топить
можно только «шестёрок», (посылая их в очередной раз в огонь и в воду).
Низложенных в «шестёрки» героев можно унижать недоверием. («Шестёрка» должна
знать своё место: если человек принимается в группу как «рабочая единица»,
проход в высшие уровни иерархии ему должен быть перекрыт. Этой позиции ЭИЭ, Гамлет
строго придерживается и от неё не отступает: борьба за приоритетное место в
системе для него равноценна вопросу "Быть или не быть" и вытесненным
из созданной им системы он быть не хочет.)
Иерархия «героев», как и любая пирамида
создаётся для «элиты», которая награждает этих «героев», а не для самих героев.
Здесь, как и везде, «сливки» снимает верхушка пирамиды, а не те, кто находятся
у её основания. По замыслу иерархов «рабочие единицы» должны и дальше
оставаться в нижних слоях пирамиды, а к элитарному рангу должны допускаться
только «свои», «нужные», или «полезные» люди – «избранные функционеры». «Хлебными»
(элитными) местами в системе можно торговать с определённой выгодой для
иерархов (бизнес есть бизнес). А потому и нельзя допустить, чтобы рядовые «герои»
надолго засиживались в системе, не переходя в высшие слои иерархии (что само по
себе уже настораживает рядовых членов системы и вызывает недоверие к
руководству). Поэтому рядовые герои и должны либо «сгореть на работе», «погибнуть»
и уступить своё место в системе другим; либо быть вытесненными («вычищенными»)
из системы как её враги «за предательство». ЭСИ, Драйзеру в таких диссидентских
организациях удаётся уцелеть в его героической миссии иногда потому, что он при
любых условиях соглашается только на этическую, гуманитарную поддержку и
помощь. И действует только в рамках принятых в обществе правовых нормативов. И,
как бы ни попытался его «духовный наставник»-ЭИЭ, Гамлет выбить его из этой
программы, отклонить от этой позиции на подрывную работу, на разрушительные,
жестокие, антигуманные меры и акции, ЭСИ, Драйзер ни при каких условиях не идёт
(хоть ты как к нему относись, хоть кем его объявляй). На подрывную
идеологическую работу, выходящую за рамки законов не идёт. Потому, что его
собственная этическая ЭГО-программа ему
этого не позволяет. (А этого контролёра ЭСИ, Драйзеру не обойти.)
Задача ЭИЭ, Гамлета в этой связи усложняется и
выстраивается как попытка раздуть приоритеты вытесненного на уровень
анти-ценностей (на уровень ИД) наблюдательного аспекта этики эмоций ЭСИ, Драйзера (+ЧЭ7эси), который, будучи
акцентуирован, конечно может составить конкуренцию этической ЭГО-программе ЭСИ, Драйзера –аспекту этики
отношений (-БЭ1эси). Может где-то «перекрыть» её вместе со всеми её
краеугольными квестимно-этическими заповедями, насаждая идею культовой
жертвенности, чуждой ей объективистской
этике отношений ЭСИ, Драйзера, в рамках которой идея культовой жертвенности
воспринимается как давно изживший себя анахронизм, которого надо обуздывать,
контролировать и которому нельзя позволять доминировать над ЭГО-программной этикой
отношений ЭСИ, Драйзера (-БЭ1эси) – квестимной
этикой нравственных нормативов. В рамках модели ЭСИ, Драйзера эта задача
решается только благодаря тому, что аспект этики
эмоций у него наблюдательный (+ЧЭ7эси),
место своё в системе приоритетов его психотипа знает, этическую ЭГО-программу (-БЭ1эси)
не перекрывает, потому что удерживается от этого признаком объективизма (в системе приоритетов которого тоже доминирует аспект
этики отношений, подавляющий аспект
этики эмоций (-БЭ1эси↑→ +ЧЭ7эси↓). И этим постоянным подавлением собственных
эмоций, желанием жить и работать на трезвую голову, ЭСИ, Драйзер конечно же
раздражает своего идеолога-ЭИЭ, Гамлета. Который всё ещё не видит в нём
достаточной готовности к самопожертвованию, а потому и пытается распалить («раскачать»)
в нём его эмоции, которые ЭСИ, Драйзер снова и снова подавляет. Но, поскольку,
как и у любого объективиста, у ЭСИ, Драйзера
аспект этики эмоций оказывается
вытеснен на уровень коллективной реализации (на сильный уровень ИД), сильное (и даже разрушительное)
эмоциональное воздействие массовым примером (через инстинкт слепого подражания
или подчинения общему настрою) на него вполне можно оказать влияние. И ЭИЭ, Гамлет
использует эту возможность как эффективное средство эмоционального давления.
Начинает воздействовать на эмоции ЭСИ, Драйзера (как впрочем и на эмоции других
членов группы) посредством массовых примеров и ритуалов, которые он умеет
обставлять с должной помпой, эффектно и красиво. Иногда в ход идёт и музыка, и
поэзия (песни, спектакли), агит-бригады, драматические действия и ритуалы. И
если после этого ЭСИ, Драйзер старается не поддаваться эмоциям (всё ещё
«осторожничает»), ЭИЭ, Гамлет либо вытесняет его из системы (по добру по здорову),
либо объявляет его «предателем», – желая всё же разоблачить ЭСИ, Драйзера «вывести
его на чистую воду», – объявляет ему «общий бойкот», или устраивает
коллективную травлю, утверждая: «Он определённо на кого-то работает, поэтому и
не позволяет себя «завести»: старается держать эмоции под контролем. Всё
отслеживает, всё подмечает и наверное кому-то доносит.»). Иногда ЭИЭ, Гамлет
сам, или в присутствии доверенных лиц, которые потом будут выступать как
свидетели, может Драйзера в открытую обо всём расспросить. Упрётся в него
пристальным взглядом и «металлическим», жёстким голосом начинает задавать в лоб
самые возмутительные (часто, провокационные) вопросы.
Иногда и вне всяких допросов (стараниями
руководителя-ЭИЭ, Гамлета) ЭСИ, Драйзер замечает к себе общее охлаждение,
неприязнь и недоверие со стороны членов группы. Понимает, что против него уже
всех настроили и, как полагается решительному
квестиму, переходит на программу «героя-одиночки,
сражающегося против всех». Нападки бывших сподвижников при этом он игнорирует,
помощи ни им, ни их лидерам не оказывает, живёт своей частной жизнью, но
старается уже ничьих поручений не выполнять. Отвечает только сам за себя. (Уж
если довелось оказаться в условиях, где все всех подставляют друг друга, все
воюют со всеми и всех предают, то и самому приходится держаться особняком. При
этом он старается быть честным перед своей совестью и перед самим собой.
Сверяется со своей ЭГО-программной
этикой отношений и при любых условиях старается соблюдать её основную заповедь
«Не делай другим того, что не желаешь себе». (Если всё вокруг зыбко и шатко,
нужно хотя бы в самом себе сохранить островок чистоты и истины (-БЭ1), чего бы
это ни стоило. А ввергать общество в пучину мрака и хаоса – извините, не по его
части. Его задача бороться со злом, а не приумножать его.)
2. Путь ЭСИ, Драйзера в бета-квадровой иерархии
ЭИЭ, Гамлета: «из героев – в изгои».
Из-за неспособности «правильно» вести себя в
системных отношениях, ЭСИ, Драйзер из «героев» (вне зависимости от своих
заслуг) иногда попадает в «изгои», если по незнанию нарушает какие-то уставные
предписания, поступает «не так, как нужно», общается не с теми людьми,
выполняет работу не по рангу и т.д..
Например, одна молодая девушка-диссидентка ЭСИ, Драйзер (в начале 80-х годов прошлого столетия) согласилась выполнить рискованное поручение только потому, что «неудобно» – не по-товарищески – было от него отказываться. Ей поручили перевезти из периферии в Москву видеоматериалы с одного закрытого судебного процесса над диссидентами. Она пошла на это, хотя и знала, что её уже «пасут» и риск быть захваченный с компрометирующим материалом на руках, был велик. Поручение она выполнила, чудом ускользнула от группы захвата (разминулась с ней в дверях гостиницы), чудом ускользнула от «хвоста» (затерялась в толпе на вокзале). Привезла эту видео кассету (сдала её с рук на руки «связному»), но подверглась репрессиям, когда вернулась к месту постоянной работы и прописки. Но поскольку с поличным её всё-таки не захватили, серьёзного наказания ей удалось избежать: «кураторы из комитета госбезопасности» ограничились «строгим предупреждением» и увольнением её с места работы (правда с «волчьим билетом» – с негласным распоряжением отказа в приёме на любую, пусть даже самую тяжёлую и неквалифицированную работу). Наставнице и руководителю их диссидентской группы (ЭИЭ, Гамлету) это наказание показалось подозрительно мягким. Её подозрения «передались» и другим членам группы. Вокруг девушки (ЭСИ, Драйзера) образовался вакуум. Очень скоро она поняла, что это влияние исходит от руководительницы группы-ЭИЭ, Гамлета, которая крайне негативно всех против неё настраивала. Всё это для ЭСИ, Драйзера было непонятно и странно: вроде бы успешно выполнила опасное поручение, получила за это такую «награду» от «вездесущих кураторов», что до конца жизни неприятностей не оберёшься, а тут почему-то «свои» на неё косо смотрят. Получается, в благодарность за всё, она стала теперь «чужой» среди «своих» (и это вместо ожидаемой дружбы, веры в светлые цели и благородные идеалы). Обидно было то, что даже репрессии, которым она подверглась, никак не смягчили и не улучшили отношения к ней её товарищей по группе. О ней злословили, ей перестали доверять. За её спиной перешёптывались, над ней посмеивались. Идейная руководительница группы, ЭИЭ, Гамлет, как-то в сердцах проговорилась: «Уж, лучше бы тебя арестовали!». А кто-то «разбирающийся» в тонкостях этих отношений ей всё популярно объяснил: «Не нужно было браться за эту работу, – вот что! А согласилась, – сама себя произвела в «шестёрки» и, значит, нужно было либо пасть, либо пропасть!», – то есть, из «героя» превратиться в «жертву», тогда бы и «шуму» в диссидентских кругах было больше, и возможностей для политических провокаций и манипуляций.
В бета-квадровой идеологической системе ЭИЭ, Гамлета место героя – либо в застенках, либо в сердцах и посмертной памяти его бывших сподвижников. За редким исключением он может ненадолго поместиться в верхних слоях иерархии, но уж никак не в нижних слоях – не среди париев. А поскольку в иерархии ЭИЭ, Гамлета количество мест наверху ограничено его собственной персоной, значит и приводить в пример другим такого героя ему тоже нельзя. Остаётся одно: репрессировать – объявлять «предателем» и натравливать на него остальных.
Попадая в подвижническую бета-квадровую структуру, ЭСИ, Драйзер, искренне принимает её программу только в том случае, если она совпадает с его приоритетными ценностями – с его убеждениями как демократа- объективиста, ставящего интересы личности выше интересов системы. Но столкнувшись с жёстким иерархическим устройством этой структуры и с авторитарными методами её работы, ЭСИ, Драйзер жестоко в ней разочаровывается и уходит при первом же удобном случае, стараясь это сделать ещё до того, как его подставят под неприятности, в чём-то там заподозрят, перестанут доверять и объявят «предателем» с тем, чтобы опять же вытеснить из системы. ЭИЭ, Гамлет не доверяет ЭСИ, Драйзеру до тех пор, пока не убедится, что тот действительно близко к сердцу воспринимает все его идеологические призывы и лозунги (что, конечно же, и отслеживает по его эмоциональной реакции). Пока нет пылкой и жертвенной отдачи на все его (ЭИЭ, Гамлета) эмоциональные посылы, ЭСИ, Драйзер ходит у него в «подозрительных», а до тех пор ЭИЭ, Гамлет осуждает его за «половинчатость» – за то, что ЭСИ, Драйзер не отдаётся борьбе целиком, «осторожничает», взвешивает свои действия, стараясь не терять рассудка и самообладания – не сгорает в борьбе, не проявляет должной ненависти к врагу и слепой, необузданной ярости! – разве это тот солдат, которого можно вслепую натравить на врага, ожидая от него безрассудной отваги и взрывной, сокрушающей всё на своём пути беззаветной верности целям и лозунгам, насаждаемым ЭИЭ, Гамлетом? «Нужно иметь мужество и внутренний стержень!» – распаляется ЭИЭ, Гамлет, отчитывая ЭСИ, Драйзера за то, что тот не позволяет собой эмоционально манипулировать и использовать себя как «боевую единицу – как боеголовку на снаряде, запущенном ЭИЭ, Гамлетом в одному ему понятную цель.
Если
ЭСИ, Драйзер позволит себе пылко увлечься всеми лозунгами и призывами ЭИЭ,
Гамлета, если всё же решит остаться на правах «боевой единицы» в этой самочинно
устроенной ЭИЭ, Гамлетом «боевой организации», то сам же и попадёт под беспощадный
оценочный «лохотрон», при котором на алтарь гамлетовской идеологии какую жертву
ни принеси, сколько эмоций в это служение ни вложи – всё мало и незначительно.
Попадая в такой эмоционально раздутый режим
(идеологической, общественной, общественно-политической) работы, ЭСИ, Драйзер
часто «сгорает» на своих собственных, уже не контролируемых им, эмоциях,
которые им полностью овладевают не подчиняясь его управлению. При этом он сам
воспринимает такое «горение» как самый светлый и самый значимый момент в своей
жизни – как некую свою «сверх миссию». В нём открываются свойства его беспечного
аспекта этики эмоций:
ему вдруг, хочется полететь на огонь этаким беспечным мотыльком, сгореть на
этом огне и даже получить от этого удовольствие. Всё остальное, кроме горения,
перестаёт его интересовать. Вся жизнь становится интересной только постольку,
поскольку в ней есть (или находится) место для подвига, для горения, для
самопожертвования. И тогда ЭСИ, Драйзер становится вдруг кем-то из тех, кто,
повышая для себя планку требований, сгорает на идеологической работе, разбивает
себе лоб, молясь неким жестоким, требующим всё новых и более дорогих жертв,
богам.
Хотя идея самопожертвования часто приходит в противоречие с его ЭГО-программой – квестимной этикой отношений (-БЭ), требующей объективности и запрещающей сотворять себе кумира – кумиры требуют запредельных уступок, а ЭСИ, Драйзеру (как ЭГО-программному хранителю нравственных устоев) полагается быть принципиальным и неподкупным, – этот ЭГО-программный объективизм и принципиальность аставляют ЭСИ, Драйзера удерживать свои чувства в узде (там, где доминирует субъективистский аспект этики эмоций (+ЧЭ↑), объективистский аспект этики отношений отступает и вытесняется (-БЭ↓), что ведёт к разрушению всей модели и делает ЭСИ, Драйзера очень похожим на ЭИЭ, Гамлета. Но опять же, только до тех пор, пока не приходится выбирать между близким ЭСИ, Драйзеру объективизмом и чуждым субъективизмом, – выбирать между интересами дела и интересами системы (или интересами её культа, который для ЭСИ, Драйзера, вследствие возвращения к своей системе приоритетов, становится враждебным и чужим). И в этом заключается один из наиболее острых моментов его миражных отношений с ЭИЭ, Гамлетом, которому всегда хочется быть самым правильным и самым праведным в системе жертвенных культов. (ЭИЭ, Гамлет считает, что лучше других знает, что требуется богам; знает, что их радует и что огорчает, считает, что лучше других умеет понимать истинный смысл подаваемых ими знаков и знамений, – знает, что они ощущают, что чувствуют, что их раздражает и что доставляет им удовольствие. А принимая во внимание его ЭГО-программное упрямство и субъективистский педантизм и убеждённость, не приходится и удивляться тому, что именно он, ЭИЭ, Гамлет, стоял у истоков самых жертвенных культов, потому что никто другой не мог сравниться с ним в способности придумать и навязать обществу самые жестокие и самые впечатляющие ритуалы «истинного самопожертвования».).
3. ЭИЭ, Гамлет. Созидание культа. Культовые
приоритеты и анахронизмы
Во всём, что касается созидания нового культа, ЭИЭ,
Гамлет ориентируется на собственные сенсорные ощущения, полагается на свой
субъективный опыт по аспекту сенсорики
ощущений (-БС4эиэ) – квестимной
сенсорики далёких пространственных
отношений, сенсорики отторжения, отдаления, отчуждения, неприятия – своей зоне
страха (который он испытывает сам и
навязывает и другим почитателям его культа) – своему мобилизационному
аспекту – требовательному и инертному, с которым считается сам и с которым
заставляет считаться других, заставляя их соблюдать дистанцию между собой (ЭИЭ,
Гамлетом) и его культом.
Общеизвестно, что страх порождает агрессию. Приглушаются страхи, приглушается и агрессивность. В этом ЭИЭ, Гамлет также убеждается на опыте собственных ощущений: за едой ЭИЭ, Гамлет добреет, как и любой человек, а тем более интуит с проблематичной сенсорикой ощущений (-БС4эиэ). А когда страхи приглушаются, его начинают посещать гениальные мысли, основанные на поразительных аналогиях и параллелях (построенных по его суггестивному аспекту логики соотношений (-БЛ5) – квестимной логики системных нормативов, равновесные соотношения которой равно справедливы и могут служить эталоном и образцом для подражания. И тогда ЭИЭ, Гамлет как организатор и устроитель культа приходит к одному простому выводу: если человек после еды добреет, если и хищный зверь после еды становится миролюбивым и не ищет для себя новой жертвы или новой добычи в стаде, значит и боги (или тотемные духи-покровители племени) тоже насытятся и подобреют, если им скормить жертву, и тогда уже новых жертв в подчинённом им «стаде» искать не будут, что позволит всем остальным соплеменникам хоть какое-то время чувствовать себя в безопасности, жить спокойно и заниматься своими делами на благо своей семье, себе и своему племени. И эта сделка с богами представляется ему выгодной и справедливой, поскольку её ценой можно хоть на какое-то время купить себе (и своему племени) такой долгожданный и необходимый покой. Равно тому, как пастух не возьмёт из стада больше того, что ему нужно, мудрые и справедливые боги больше необходимого не потребуют и не возьмут. А иначе, кто же потом будет им приносить эту жертву со всеми почестями? Кто будет воспитывать её в духе почтения и страха перед могуществом богов? Кто будет морально подготавливать её к этой миссии? Кто будет воспитывать в ней готовность к самопожертвованию? Естественно, эту функцию ЭИЭ, Гамлет на правах идеолога племени, берёт на себя. Культ уважения к богам, внушение священного ужаса перед ними, режиссура культовых обрядов – всё это по его части. Здесь ему равных нет… Равных себе он и не потерпит. Создаёт жреческую иерархию «посвящённых», возглавляет её (это тоже по его части), берёт на себя функции оракула и провидца, единственно правильно читающего и понимающего знамения, посредством которых боги общаются с людьми, – и это тоже по его части. Его природный субъективизм (как способность в жестоком споре отстаивать приоритетные преимущества своего мнения и заставлять всех с его мнением считаться и его уважать) в сочетании с ЭГО-программным упрямством аспекта этики эмоций, его жестокой, педантичной требовательностью, волевым и эмоциональным напором ЭИЭ, Гамлета, делает его особенно убедительным в своих доводах (перед силой их эмоционального воздействия трудно устоять), что и позволяет ему подчинять своей воле единоверцев, заставляя их считаться с ней, как с волей богов. Что опять же позволяет ему диктовать свою волю, вещая от их имени, устанавливать по одному ему понятным «знакам» прямую и обратную связь с ними, устанавливать закономерности прямой и обратной причинно-следственной связи, в русле которой он может и толковать происходящие события, прогнозировать будущее, а где нужно, может и подтасовывать результат, влияя через следствие на причину и устраивая в целях устрашения племени маленькие провокации и диверсии. Предчувствуя будущие катастрофы, узнавая их по «одному ему заметным» знакам затянувшегося периода спокойствия и благополучия, который неизбежно расслабит и приведёт к изнеженности большую часть членов соплеменников, сделав их беспечными, слабыми и уязвимыми, не подготовленными к новым трудностям и испытаниям, ЭИЭ, Гамлет всеми силами старается эту опасность предотвратить. Поэтому он и устраивает им испытания жертвенной верности время от времени, напоминая, что боги требуют новых жертв, заставляя всех мобилизовать свою волю и способность к агрессии и самозащите при выборе новой жертвы. (Ему, глубочайшему психологу от природы, всегда бывает интересно узнать, кто и как к этому вопросу относится, кого и как назначают на эту роль.) Как показывает история и археология, жрецы в протоцивилизациях умирали последними, умирали даже позже правителей племени, которых последними и приносили в жертву. Так что, и потенциально обречёнными на самопожертвование в этой жестокой селекции оказываются все, кроме «верховного идеолога» – он уже с духами подружился, они теперь принимают пищу только из его рук, они уже им приручены: если захочет, он даже может заставить их действовать в его интересах – «уговорит» их устроить небольшое солнечное затмение в точно определённый им срок, а когда соплеменники бухнутся на колени и начнут упрашивать его не гасить солнце, он оговорит с ними новые, более строгие условия выгодных для него социальных отношений и этим укрепит над ними свою власть. (Да и была ли в те времена другая причина, для которой нужно было с высокой точностью уметь вычислять время солнечных затмений?.. Как правило, демонстрация собственной власти над светилом, была единственной целью таких вычислений, и благодаря личному превосходству над всем и всеми ЭИЭ, Гамлет становился незаменимым членом системы. А все остальные – вполне заменимые, включая и правителей племени, которые, как, например, у народов майя, должны были в присутствии поданных платить кровавый жертвенный налог, отдавая богам самое дорогое, что было самым впечатляющим примером для окружающих: если члены королевской семьи должны были так поступать, то что же говорить о представителях низших сословий? Зато уж не было ни одного ранга в иерархии, представители которого могли бы себя чувствовать в полной безопасности, за исключением жреческого сословия, на которое, опять же, возлагались наибольшие надежды и которое не имело права их не оправдывать на тот случай, если возникнет опасность какого-нибудь очередного стихийного бедствия (что было нередким явлением во все времена). И, значит, жрецы-идеологи должны были жить в постоянном страхе наравне со всеми, но могли подавлять его агрессивностью, требуя строжайшего подчинения установленным ими правилам и создавая системы воспроизведения и воспитания жертв. (Как это, например, было у ацтеков: на войну ходили для того, чтобы привести пленных, предназначенных в пищу богам. Пленных рабынь спаривали с пленёнными воинами для того, чтобы рождались предназначенные для ритуала дети. Был у них такой божок (бог дождя), который изображался карликом и питался только детьми). Система продовольственного обеспечения богов была поставлена на поток. И этим потоком тоже нужно было руководить.).
Система передачи ранговой преемственности, передача скрытой информации – тайного знания посвящённым – тоже организовывалась культовыми идеологами. Задача ставилась вполне определённая: хранитель культа должен остаться последним из всех живущих в племени людей. Как живой устав своего монастыря и как единственный и уникальный хранитель традиций и тайных знаний он должен уметь возродить из небытия и сам «монастырь», и его «устав». (С ацтеками ведь так и получилось: их верования, их культ и культура возродились в другом племени, пришедшем на место прежнего, спустя тысячу лет. И только благодаря тому, что у них каким-то образом оказались (или сохранились) «шифры» и «ключи» к тем письменам, которые были высечены на стенах храмов и пирамид, они смогли воскресить эту мёртвую информацию, сумели связать эти письмена в одну систему, смогли понять смысл и значение этого знания настолько, чтобы поверить ему и передавать будущим поколениям. Смогли восстановить «устав монастыря», его культуру, письменность, традиции и культ, которому и поклонялись ещё двести лет. Да и сейчас ещё, спустя пять столетий испанской конкисты, в рамках поверхностной (приемлемой для туристов) этнографии эти культы чтут и восстанавливают в самых невинных ритаульно-карнавальных формах.)
Кроме идеологического – жреческого – сословия, в бета-квадровой социальной системе востребованными себя чувствуют филёры, доносчики, тюремщики, надсмотрщики, палачи, чиновники, военачальники, но главным над ними всеми – единственным и незаменимым – стоит пожизненный иерарх – верховный доминант системы, чьи убеждения и способы удержаться на вершин власти полностью соответствуют авторитарной идеологии бета-квадры, что позволяет всем членам её сообщества чувствовать себя защищёнными. И, разумеется, в любой устаревающей цивилизации он – ЭИЭ, Гамлет – останется единственным хранителем всех знаний, «правильным» их толкователем, единственным хранителем всех их «кодов», «шифров» и «ключей». Единственный и незаменимый «посредник» между прошлым и будущим, он сможет далеко вперёд перенести всё лучшее из того, что, по его мнению, стоит сохранить.
4. ЭСИ, Драйзер. Программа «Не сотвори себе
кумира».
Для того, чтобы заручиться поддержкой ЭИЭ, Гамлета на все времена, надо признавать его бессменным лидером, гарантировать ему неизменное социальное превосходство, безоговорочно подчиняться ему всегда и во всём (рискуя вызвать его раздражение своей покорностью). Его дуал, ЛСИ, Максим, ориентированный на дополняющую иерархическую систему отношений, может дать ЭИЭ, Гамлету такие гарантии (но опять же, ненадолго, и только если будет его бояться, почитать и уважать).
ЭГО-программный хранитель нравственных устоев, гамма-демократ-ЭСИ, Драйзер такой гарантии ЭИЭ, Гамлету не даст. (С какого перепугу?). И он этого тем более этого не сделает, даже если ЭИЭ, Гамлет начнёт терроризировать страхом и его самого и всех вокруг. ЭСИ, Драйзер просто возненавидит его как воплощённое зло, а уважать не будет – уж это увольте! Восторженно и восхищённо вне соответствующих заслуг ЭСИ, Драйзер на ЭИЭ, Гамлета тоже смотреть не будет. (Даже, если заслуги имеют место, даже если ЭСИ, Драйзер подносит цветы любимому исполнителю или артисту-ЭИЭ, Гамлету, он всё равно будет ощущать неловкость, пытаясь восторженно смотреть ему в глаза.) Своё восхищение творческими успехами ЭИЭ, Гамлета ЭСИ, Драйзер предпочитает изливать издалека, на расстоянии, – так, чтобы это не воспринималось как лесть. (К этому вынуждает его и признак квестимности – свойственная квестимной сенсорике далёких пространственных отношений предрасположенность к отдалению, возведению преград и препятствий. В частности, возведение преград между собой и «кумиром»: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье»[1]. Поэтому и достоинства великого человека лучше оценивать на расстоянии. Это намного этичней, с точки зрения ЭГО-программного этика-объективиста, квестима-ЭСИ, Драйзера, – удобней и для того, чтобы не тревожить его и не смущать: человек имеет право на свою частную жизнь.).
ЭСИ, Драйзер и сам ненавидит лесть, и боится прослыть льстецом, чтоб опять же не попасть под критику того же ЭИЭ, Гамлета, выступающим в среде квестимов строгим этическим контролёром. Иногда ЭИЭ, Гамлет, не дождавшись излияния восторгов ЭСИ, Драйзера намеренно начинает терроризировать его придирками и упрёками. И этим разрушает благоприятное впечатление о себе. (Как это бывает в отношениях по схеме «учитель-ученик»: ученик-ЭСИ, Драйзер бывает скуп на комплименты, а амбициозного учителя-ЭИЭ, Гамлета это, как правило, раздражает. С другой стороны, и напрашиваться на комплимент ЭИЭ, Гамлет не будет. Он слишком горд для этого. Хотя ему иногда кажется обидным то, что человек сдерживает свои эмоции, свои восторженные порывы: если тебе нравится работа учителя, почему бы не сказать об этом вслух? ЭСИ, Драйзер это понимает и соглашается с этим мнением, но изменить себе и своей ЭГО-программе не может. Его ЭГО-программная этика отношений (-БЭ1эси) – квестимная этика нравственных нормативов запрещает ему возносить хвалу кому бы то ни было, запрещает создавать себе кумиров. И это требование ЭСИ, Драйзер ощущает в себе постоянно: не может изливать восторги, как бы ни хотел. Признак квестимности в сочетании с признаком негативизма и объективизма – так же приводит его к сдержанной эмоционально оценке и сдержанному поведению на близкой дистанции, которое также создаёт преграды и не позволяет ему вступить в эмоциональный контакт с его «кумиром».
Слушая у себя дома звукозапись любимого
исполнителя, ЭСИ, Драйзер может бурно восхищаться исполнением (и даже заочно
аплодировать ему), но если судьба его напрямую сведёт с этим музыкантом
(случайно столкнёт носом к носу в метро: «вот он, вот – я, и мы стоим и смотрим
друг на друга», ЭСИ, Драйзер, при этом постарается ничем не выдавать своего
волнения (и даже внешне покажется особенно строгим и настороженным), но
внутренне будет глубоко взволнован происходящим и постарается запомнить эти
несколько минут на всю оставшуюся жизнь. (Потом будет корить себя за нерешительность
и сожалеть, что не хватило духу войти в контакт, сказать несколько добрых,
восторженных слов, попросить автограф, (хотя это, безусловно было бы неэтично:
популярный человек имеет право на спокойную, частную жизнь). ЭСИ, Драйзер
понимает, что если б он снова попал в ту же ситуацию, он снова бы поступил
точно так же: при всём желании подойти и пообщаться со своим «кумиром» он бы не
смог себя переломить; есть ощущение какого-то запрета, через который он не
может переступить.
Эта же программа и эта заповедь – «Не сотвори
себе кумира» – не позволяет ЭСИ, Драйзеру слепо восхищаться друзьями, как бы
хороши они ни были, но заставляет отслеживать и различать их недостатки. Даже
если он по уши влюблён в какого-то человека, искренне предан ему, привязан до
глубины души и готов многим пожертвовать для него, он (ЭСИ, Драйзер) не
перестаёт видеть в нём недостатки, которые когда-нибудь позволят ему быстро «остыть»,
охладеть к этому человеку и даже перейти от любви к ненависти, если будет
необходимо прервать отношения. И именно потому, что ЭГО-программа обязывает его
быть этически неподкупным и независимым стражем интересов корпоративной этики,
интересов дела, интересов команды, интересов её «капитана», его дуал-ЛИЭ,
Джек – единственный, к кому ЭСИ, Драйзер может насмерть «прикипеть» – так, что
никакой силой его не оторвёшь, не отцепишь. Но и в ЛИЭ, Джеке ЭСИ, Драйзер
умудряется находить недостатки (что, в общем-то не трудно, поскольку ЛИЭ, Джек
их и не прячет). По большому счёту ЭСИ, Драйзер принадлежит только своей
этической ЭГО-программе – своей соционной миссии, и ни кому, и ни чему другому.
5. ЭИЭ, Гамлет –– ЭСИ, Драйзер. Сбор информации в системе.
Кто владеет информации в системе, а тем более манипулирует ею – владеет всем.
ЭИЭ, Гамлета настораживает готовность ЭСИ, Драйзера примиряться со своей слабой осведомлённостью относительно того, что творится в системе – результат того, что аспект логики соотношений (-БЛ3эси) – квестимной логики системных нормативов и аспект интуиции потенциальных возможностей (+ЧИ4эси) – являются вытесненными на уровень СУПЕРЭГО анти-ценностями – антагонистами ЭГО-приоритетов его психотипа). ЭИЭ, Гамлета (который, разумеется этого не знает) удивляет способность ЭСИ, Драйзера вести себя слишком отвлечённо от коллектива – отстранённо от системы – так, словно ничего из происходящего вокруг его не касается.
Для ЭСИ, Драйзера позиция «Меньше знаешь, лучше спишь» (до тех пор, пока не придут ночью арестовывать) – является своего рода залогом спокойного существования в системе: в заговорах он не участвует, о закулисных интригах представления не имеет, о должностных перестановках (даже о грозящем ему сокращении) он узнаёт последним.
ЭСИ, Драйзер (как рациональный-решительный-сенсорик, тактик) предпочитает сталкиваться с опасностью в честном бою один на один, решая проблему локально, по мере необходимости. Выходить за эти пределы он не считает нужным. Узнавать больше того, что ему рассказывают, считает неэтичным вмешательством в чужую, частную жизнь – считает, что ему совершенно необязательно узнавать, кто чем дышит, кто что недосказывает, у кого какой скелет в шкафу припрятан. Он знает достаточно для того, чтобы утвердиться в главной мысли, простой и понятной ему как божий день: «Мир полон злобы, поэтому в «чужой огород» за разведданными ходить не следует, – там наверняка стоит своё «пугало» со своими ловушками, губительными и устрашающими. Так что ни к чему хорошему это лишнее знание не приведёт. Лучше заниматься своим домом, своим огородом, своим делом. Собирать гнетущую, травмирующую его информацию ЭСИ, Драйзер не хочет: ни к чему ему приумножать неприятности. Собирать иллюзорную, радужно-позитивную информацию ему тоже не интересно. Самообольщаться, усыплять себя иллюзиями ЭСИ, Драйзер не желает, считает для себя делом опасным. Верит только тому, что видит. «Чужой информацией», не имеющей отношения к нему и его близким, не интересуется. По долгу службы, по роду занятий может быть человеком широкого кругозора и широких интересов, но, опять же, «лишнюю» информацию – ту, которая имеет отдалённое отношение к нему, его профессиональным и бытовым обязанностям, – не запоминает.
ЭСИ, Драйзер не считает себя человеком, обладающим хорошей энциклопедической памятью, без справочников и энциклопедий обходиться не может и считает необходимым постоянно освежать в памяти имеющиеся у него знания. Но во всём, что касается этики отношений и этики эмоций – память у него великолепная: и спустя несколько десятков лет может совершенно точно вспомнить и этически проанализировать, кто и с каким выражением лица на него посмотрел, кто, что и с какой интонацией ему что-то сказал.
ЭГО-творческий интуит-ЭИЭ, Гамлет на свою память не жалуется. (В том числе и на энциклопедическую). Несколько увесистых томов различных «энциклопедий» может запросто у себя в памяти разместить. И ещё останется место для очень важной для него информации по отношениям, существующим в системе: всегда знает и запоминает надолго, кто кому и кем приходится, кто и что с этого имеет, кто с кем объединился и против кого. и т.д. Эту информацию он постоянно пополняет новыми сведениями: каждый день приносит ему новые вести, которые, как он считает, нельзя игнорировать. ЭИЭ, Гамлет не понимает, как ЭСИ, Драйзер может существовать в системе в условиях такой важной для него информационной блокады. Даже если бы ЭИЭ, Гамлет специально захотел бы устроить ему такую блокаду, ЭСИ, Драйзер её бы даже и не заметил, потому что и так существует в системе в условиях чуть ли не полного информационного вакуума. Даже если доходят до него какие-то слухи, он (по заведённому у объективистов «кодексу») старается их игнорировать. А потом выясняется, что он не знает многих важных для себя вещей и из-за этого попадает в нелепые ситуации. Например, может по нескольку лет страдать от неразделённого чувства к человеку, который не отвечает взаимностью только потому что (на самом-то деле) женат (но брак свой не афиширует: играет в «свою игру»). Весь коллектив об этом знает, а сослуживица-ЭСИ, Драйзер узнаёт в самую последнюю очередь, спустя несколько лет и то совершенно случайно (и именно от ЭИЭ, Гамлета, который всегда и всё про всех знает). И как раз его-то больше всех ЭСИ, Драйзер и удивляет: узнаёт с опозданием такую важную для себя информацию и ещё сокрушается: «Какая жалость, что мне никто об этом не сказал хотя бы лет пять тому назад. Я бы не мучилась неизвестностью, не терялась в догадках!..». ЭИЭ, Гамлет всё это выслушивает и изумляется: «Кто и что тебе должен специально рассказывать?! Тебя это интересует? – пойди и узнай! Ведь, всё так просто!».
6. ЭСИ, Драйзер. Расплата за беспечность.
В вопросах близких или дальних перспектив, организующихся вокруг него структурных связей, ЭСИ, Драйзер тоже не разбирается. О том, что его учреждение расформировывают, узнаёт последним. Даже при желании не может собрать интересующей его информации; разведчик из него – никакой!
Вот поэтому ЭИЭ, Гамлет, не находя ЭСИ, Драйзеру других применений, считает его самой удобной «кандидатурой на вытеснение из системы». Просто потому, что такие «беспечные» больше вреда приносят системе, чем пользы: если не осведомлён о происходящем в системе, значит его жизнь и дела системы его волнуют и не интересуют – он от всего этого далёк, ему это всё не дорого, а, значит, он всё это может преспокойно предать. Вот и получается, что он не только лишний, но и вредный человек в системе, – то есть такой, от которого имеет смысл избавиться в первую очередь: подставлять под неприятности, под оплату общественных повинностей и долгов (в прежние времена такой «разиня» был бы самой удобной «овечкой для заклания», удобным «мальчиком для битья», первой кандидатурой для жертвоприношений.). А принимая во внимание простодушие и доверчивость ЭСИ, Драйзера (вследствие той же проблематичной интуиции потенциальных возможностей – его точки наименьшего сопротивления), ЭИЭ, Гамлет даже не посчитает нужным подготавливать ЭСИ, Драйзера к этой жертвенной миссии – просто подойдёт и со ехидной улыбочкой скажет: «Мы тут посовещались и решили, что следующим «кандидатом на выбывание» будешь ты.». Гамлет часто делает Драйзеру такие заявления в качестве пробного выпада. Ощущение даже этой, минутной власти над жизнью и судьбой другого человека его уже само по себе активизирует (+ЧС6эиэ), позволяет ощущать себя этаким всемогущим служителем культа, выбирающего жертву для устрашающего ритуала. Напряжённо вглядываясь в глаза ЭСИ, Драйзеру, ЭИЭ, Гамлет рассчитывает увидеть в них страх. Глаза у ЭСИ, Драйзера действительно округляются, но не от страха, а от возмущения, после чего страшным становится уже сам ЭСИ, Драйзер, а выражение страха появляется на лице у самого ЭИЭ, Гамлета. Потом оно сменяется изумлением, но это потому, что он пока ещё не понимает, с кем связался и кого решил напугать. А когда поймёт, уже будет поздно: ЭСИ, Драйзер взорвётся яростью и разнесёт ему весь его «храм» с алтарём в придачу. (А нет храма, – нет идолов, нет культовой иерархии ЭИЭ, Гамлета). ЭГО-программа запрещает ЭСИ, Драйзеру воздвигать идолов в храмах, а тем более, питать их собой (хотя в язычески времена, возможно, делалось исключение). Достанется и самому ЭИЭ, Гамлету, так что с в пищу богам вместо ЭСИ, Драйзера попадает он сам. Потому, что таким ритуалам ЭСИ, Драйзер не подчиняется даже на уровне коллективной реализации (даже, если все вокруг, как овечки, идут на заклание). ЭСИ, Драйзер (как преемник соц.заказа СЛИ, Габена) нехорошо себя чувствует в условиях массовой истерии и становится фантастически агрессивен всякий раз, когда нужно защищать свою честь, независимость и свободу от идеологического диктата и произвола. Ну, а если уж разнесёт храм со святынями, понимает, что теперь ему это так с рук не сойдёт, и защищает свою честь и достоинство, как последний рубеж. Становится невероятно агрессивным в этот момент, – таким, что не подойти к нему и не подступиться. (И голыми руками уж точно не взять). ЭСИ, Драйзер просто не ощущает страха в этот момент, – страх полностью вытесняет его ЭГО-творческой волевой сенсорикой, защищающей его этическую ЭГО-программу. Святые ценности своей этической ЭГО-программы, ЭСИ, Драйзер защищает отчаянно – никого не щадит (и себя в том числе), – действует по принципу «Сам пропадай, а врага (и всё зло, принесённое им в этот мир) уничтожь!». ЭИЭ, Гамлет, видя, в каком он состоянии, напряжённо вглядываясь ему в глаза, отступает, махает рукой в сторону (кому-то из своей свиты подаёт сигнал: «нападение отменяется»), «группа захвата» тут же отступает, все присутствующие (свидетели этой сцены) вдруг куда-то исчезают, ЭСИ, Драйзер остаётся один на один со своим раздражением, после чего, ещё какое-то время его не трогают.
Воинственность ЭСИ, Драйзера вызывает у ЭИЭ, Гамлета уважение: такие люди системе нужны (рано его богам скармливать). А то, что он (ЭСИ, Драйзер) часто проявляет безучастность к делам и интересам системы, так это его, ЭИЭ, Гамлета, идеологическая недоработка, – её можно и нужно исправить.). ЭСИ, Драйзер – мастер оказывать сопротивление по поводу и без повода – его ЭГО-творческая волевая сенсорика (+ ЧС2эси) простоев не любит, а там, где дело касается защиты его личной свободы и независимости – ему и вовсе равных нет, – сопротивляется до последнего. Подставлять себя не позволяет. Сам переходит в наступление. Действует спонтанно и неожиданно. И в первую очередь разоблачает самого ЭИЭ, Гамлета – «главного идеолога» системы. Откуда-то в памяти всплывает вся необходимая информация, которую он (ЭСИ, Драйзер) открывает для себя, словно досье, которое давно составлено, но залежалось на полке, а теперь он берёт и вычитывает из него пункт за пунктом все претензии, все накопившиеся обвинения.
Ввиду проблематичной своей интуиции потенциальных возможностей (+ЧИ4эси), ЭСИ, Драйзер не переносит психологического террора страхом неизвестности и предпочитает не водить дружбу с людьми, от которых можно ожидать всего самого подлого (подвохов, шантажа, издевательств, предательства). Предпочитает заранее держаться от них подальше, не дожидаясь, пока его подставят под неприятности, посчитают «слабым звеном системы» и назначат «мальчиком для битья» или «кандидатом на выбывание». ЭСИ, Драйзер старается предупредить эти меры, заблаговременно давая понять, что он не так безобиден, как о нём думают, не беззащитен и не беззлобен, но способен постоять за себя, что и доказывает при первой необходимости. Даже тогда, когда ЭИЭ, Гамлет готов снять свои обвинения, отказаться от своих требований и пойти на уступки, ЭСИ, Драйзер (по своей ЭГО-творческой позитивисткой стратегической волевой сенсорике) начинает преследовать его, как изобретательный стратег и «загонный охотник», добивая его в его логове: организует бойкот, ведёт информационную войну, разоблачает его прилюдно на каждом шагу, чего ЭИЭ, Гамлет никак от него не ожидает, поскольку его дуал-ЛСИ, Максим, радея о чести системы, старается не выносить сор из избы). Но ЭСИ, Драйзер – демократ-объективист: к авторитетам у него доверия нет, к чинам отношение плёвое. Об интересах системы он не заботится вообще (он заботится о её безопасности), а потому и разоблачает ЭИЭ, Гамлета при каждом удобном случае – по полной программе: ярко, сильно, крепко, образно, логично – «вычищает его» из системы, стоя на страже своих командных интересов – своей демократичной, инволюционной (разрушительной, реконструктивной, корректирующей) ЭГО-программной этики нравственных нормативов (-БЭ1эси), выступая принципиально против любых форм жестокого психологического диктата и доминирования в коллективе. Зарвавшийся ЭИЭ, Гамлет (из прочих равных) первым попадает под этот обстрел, особенно если пытается терроризировать ЭСИ, Драйзера, устроить бойкот, натравить коллектив и т. д. (Если имеет неосторожность откровенно хамить ЭСИ, Драйзеру – ёрничать, издеваться, стоя прямо рядом с ним, может тут же получить от него кулаком в нос или в лоб (это уже напрямую зависит только от возраста и роста).).
Раз ступив на тропу войны, ЭСИ, Драйзер становится беспощадно жесток, а главное – он не останавливается – идёт и косит всех подряд, как терминатор; на всех у него находятся компроматы в досье – всем всё припомнит, никого в стороне не оставит. К нему в полной мере относится поговорка: «Не буди лиха, пока спит тихо». Сам Драйзер «лиха» не «будит», но когда в нём пробуждают ЭГО-творческого волевого сенсорика (+ЧС2эси), спуску не даёт. Жизнь зачинщика ссоры с этой минуты превращается в ад, в сплошное минное поле, а сам ЭСИ, Драйзер никогда уже не позволяет себе забыть о нанесённых ему в прошлом обидах и становится пожизненным его врагом.
Обычно ЭСИ, Драйзер не позволяет себе расслабляться настолько, чтобы утратить бдительность – забыть, что мир не без «добрых» людей, но если это всё же происходит, если он уже позволил себе расслабиться, расчувствоваться, размечтаться о мире, дружбе, любви и доверии, его умиротворённого состояния лучше не нарушать, – лучше не будить лиха, во избежание большей беды. ЭИЭ, Гамлет об этом узнаёт чаще всего слишком поздно, когда уже ничего ни изменить, ни исправить нельзя. Иногда бывает достаточно одного взгляда ЭСИ, Драйзера, чтобы ЭИЭ, Гамлет начал его бояться, чувствуя весь этот колоссальный боевой потенциал непримиримой ненависти и вражды: такую бы неукротимую энергию, да в мирных целях! – в интересах защиты системы и скорейшего наступления «светлого будущего». Хотя, по большому счёту, ЭГО-программная, инволюционная этика отношений ЭСИ, Драйзера в этом корректирующем направлении и работает – для созидания и защиты благоприятных условий существования в обществе, системе и коллективе. Поэтому с ЭСИ, Драйзером можно договориться и с ним можно дружить. Беда только в том, что у ЭИЭ, Гамлета возникает искушение чем-нибудь унизить его, поддеть, подтрунить или поиздеваться над ним – шутки у него такие! А ЭСИ, Драйзер – демократ с глубочайшим чувством собственного достоинства и как витальный аристократ (по аристократическим аспектам витального уровня) этого не позволяет и не прощает. Сразу, коготки вперёд и … или попросту – хлоп в лоб! – у него это называется «учить уму разуму».
ЭСИ, Драйзер в гневе бывает опасен, ЭИЭ, Гамлет – впечатлителен. Поэтому им ничего другого не остаётся, как, сохраняя нейтралитет, мирно сосуществовать и сотрудничать на предельно далёкой дистанции, не нарушая достигнутых договорённостей и установленного равновесия сил. Конечно, ЭИЭ, Гамлету иногда хочется подойти к ЭСИ, Драйзеру и поиграть с ним – поддразнить его, поддеть, потрепать и потормошить, как «белого-пушистого котёнка», но натыкаясь на суровый, предостерегающий взгляд ЭСИ, Драйзера, ЭИЭ, Гамлет сникает и, состроив грустное лицо, отступает на заранее заготовленные позиции.
© Вера Стратиевская 19.09.2022.
[1] Строчка из стихотворения Сергея Есенина «Письмо к женщине».