26 июля 2017

Психологический признак ЭВОЛЮЦИИ – ИНВОЛЮЦИИ

ЭВОЛЮЦИЯ – ИНВОЛЮЦИЯ. Признак является диадным и отражает способы включения в созидательный процесс:


1. ЭВОЛЮЦИЯ (знак плюс "+" перед информационным аспектом) – преимущество конструктивного над реконструктивным; ориентация на качественное начинание и процесс («важно с самого начала всё сделать правильно, чтобы потом не переделывать, не создавать проблем бесконечными исправлениями, множеством трудно согласуемых поправок, нескончаемыми поисками альтернативы и т.д.»).

2. ИНВОЛЮЦИЯ (знак минус "" перед информационным аспектом) – преимущество реконструктивного над конструктивным; ориентация на качественное завершение процесса («всего предусмотреть невозможно, важнее всего результат», «исправлять ошибки, искать альтернативные варианты никогда не поздно»).

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ("+") и ИНВОЛЮЦИОННЫЕ ("
") информационные аспекты дополняют друг друга во взаимной коррекции и взаимном ограничении на каждом уровне модели "А" (в парных вертикальных и горизонтальных блокировках) и отражают основные закономерности их развития, в соответствии с которыми ЭВОЛЮЦИОННЫЕ (конструктивные, созидательные) процессы дополняются, корректируются и ограничиваются ИНВОЛЮЦИОННЫМИ (реконструктивными, разрушительными) и наоборот. Одно в отрыве от другого — ЭВОЛЮЦИЯ без ИНВОЛЮЦИИ — разрушение без созидания, поиски альтернатив без принятия конструктивных, позитивных решений (не путать с признаком ПОЗИТИВИЗМА — НЕГАТИВИЗМА) – так же бессмысленно и деструктивно, как и созидание без коррекции и реконструкции, – как поиски позитивных решений без учёта альтернатив.

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ И ИНВОЛЮЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ В СОЦИОНЕ И В СОЦИУМЕ

16 аспектов информационного потока образуют 16 доминирующих информационных программ (ЭГО - программ), которые программируют 16 ТИМов социона и развивают их в процессе эволюции ТИМа и социума конструктивно (эволюционно) и реконструктивно (инволюционно).

1Конструктивное, ЭВОЛЮЦИОННОЕ направление информационного аспекта предполагает его эффективное и интенсивное развитие с учётом всех достигнутых результатов с использованием самых прогрессивных средств, что существенно ускоряет процесс развития. Поэтому конструктивное (ЭВОЛЮЦИОННОЕ) развитие аналитического аспекта в соционике обозначается знаком плюс ("+").


2. Реконструктивное, ИНВОЛЮЦИОННОЕ направление информационного аспекта включает в себя и преобразование уже существующего, и коррекцию сделанного, и переоценку достигнутого, и поиск альтернатив для осуществления задуманного, что существенно замедляет процесс развития аспекта в социуме, хоть и проводит необходимую подготовку к процессу. Поэтому реконструктивное (ИНВОЛЮЦИОННОЕ) — замедляющее, затормаживающее (заставляющее возвращаться назад) — развитие аналитического аспекта в соционике обозначается знаком минус (""). 

ЭВОЛЮЦИОННОЕ и ИНВОЛЮЦИОННОЕ направление информационных аспектов и программ, задаёт соответствующее направление ЭГО - программам ТИМов социона, что позволяет разделить их на ЭВОЛЮТОРОВ и ИНВОЛЮТОРОВ.

В модели ЭВОЛЮТОРА эволюционные аспекты (со знаком "плюс") попадают на позиции аналитических аспектов ментального блока (нечётные: ПФ-1, ПФ-3) и на позиции творческих аспектов  (чётные: ПФ-6, ПФ-8) витального. "Минусовые", инволюционные аспекты — наоборот: на ментальном уровне занимают творческие позиции (ПФ-2, ПФ-4), на витальном — аналитические (ПФ-5, ПФ-7). 

ЭВОЛЮТОР (программный аспект — эволюционный, творческий — инволюционный) проводит свои конструктивные преобразования по самому успешному, самому усовершенствованному образцу своей программной функции (+ПФ-1).

В модели ИНВОЛЮТОРА инволюционные аспекты (со знаком "минус") попадают на аналитические позиции ментального блока( нечётные: ПФ-1, ПФ-3)  и на творческие (чётные) позиции витального (ПФ-6, ПФ-8). Соответственно, ЭВОЛЮЦИОННЫЕ аспекты (со знаком "плюс") занимают на ментальном уровне творческие позиции (ПФ-2, ПФ-4), а на витальном — аналитические (ПФ-5, ПФ-7).

ИНВОЛЮТОР (программный аспект — инволюционный, творческий — эволюционный) преобразует окружающую его среду по самому лучшему или оптимальному образцу своей инволюционной ЭГО - программы (-ПФ-1), ориентируясь на самые успешные (или самые подходящие для каждой конкретной задачи) образцы предшествующих эпох, способные наилучшим образом проявить себя в новых условиях, открыть новые перспективы (наметить эволюционный, политический курс) и определить направление развития этой программы и в настоящем, и в будущем. (В соответствии с законом преемственности информации, которая, будучи переносима из прошлого в будущее (в процессе материального и энергетического метаболизма), не исчезает бесследно и не возникает из ничего, а переходит из одной информационной системы в другую и несёт в себе много ценного и полезного из того, что не было в полной мере востребовано и реализовано в ней в предшествующие времена (по ограниченным техническим возможностям, историческим или идеологическим причинам), но оказалось актуальным и востребованным в другую, последующую эпоху.)

Задача инволюционных аспектов — отслеживать такие полезные альтернативы и применять их в новых условиях, в пределах допустимой эко - целесообразности, в удобное для себя время. (Из - за чего, впрочем, возникают и "перегибы" по инволюционным аспектам, связанные с чрезмерным увлечением архаикой, отжившими, архаичными программами и применением их в современных условиях.)

Любой из психологических признаков может проявлять себя как РЕАЛЬНАЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕИМУЩЕСТВ, РЕСУРСОВ И ИНТЕРЕСОВ. Так, например, признаки СЕНСОРИКИ и ИНТУИЦИИ, ЭТИКИ и ЛОГИКИ тоже можно рассмотреть в ракурсе БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ в соответствии с их первопричинными пространственно - временными категориями и сущностями.

1. В ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СООТНОШЕНИЯХ (СЕНСОРИКА)
2. ВО ВРЕМЕННЫХ СООТНОШЕНИЯХ (ИНТУИЦИЯ)
3. В МАТЕРИАЛЬНЫХ, СТРУКТУРНЫХ СООТНОШЕНИЯХ (ЛОГИКА)
4. В ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СООТНОШЕНИЯХ (ЭТИКА).

СЕНСОРИКУ (и волевую и пространственную — и экстравертную и интровертную) можно рассматривать как ЗАХВАТ И ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ (и всех имеющихся на ней материальных объектов и ресурсов) ПО ПРАВУ ПЕРВЕНСТВА: кто раньше на эту землю пришёл, того и территория. Кто раньше на ней свои правила, порядки, традиции, обычаи, законы установил, тот ставит свои условия в их логическом соотношении (ЛОГИКА). Кто эти соотношения раньше других во времени отследил, тот их сохраняет как первостепенные и первоочередные, и передаёт из поколения в поколение в их первозданности, предостерегая от возможных искажений и нарушений этих (кажущихся справедливыми) соотношений; он же и осуществляет связь времён, и устанавливает временные связи и отношения между прошлым и будущем (ИНТУИЦИЯ). Кто - то всем пылом и жаром своей души любит эту землю и защищает её от набегов завоевателей, отстаивает её интересы, как последний рубеж (ЭТИКА).

Каждый человек реализует приоритетные ценности своего ТИМа, преобразуя в соответствии с ними окружающую среду ЭВОЛЮЦИОННО (конструктивно — постепенно накапливая преимущества по своим приоритетным ценностям и программам) и ИНВОЛЮЦИОННО (реконструктивно — методом кардинальной ломки всего того, что не соответствует приоритетам их ЭГО - программ).

Все эти формы и способы реализации задают определённое — эволюционное (конструктивное) и инволюционное (реконструктивное) направление информационным аспектам его модели. И обозначаются знаками "плюс" и "минус", указывающими на эволюционное и инволюционное направление информационного потока, на определённую (+/ -) энергетику полюсов информационных аспектов и на связанные с ней, определённые (конструктивные и реконструктивные) свойства информационных аспектов.

Знак "плюс" в этой связи добавляется к ЭВОЛЮЦИОННЫМ аспектам и обозначает постепенный прирост, расширение их информационного поля, накопление преимуществ их приоритетных программ — самых первоочередных, востребованных в реальных условиях, здесь и сейчас.

Знак "минус" добавляется к ИНВОЛЮЦИОННЫМ аспектам и условно обозначает альтернативные изменения и потери, неизбежно возникающие при реконструктивных преобразованиях и обусловленные кардинальной ломкой устоявшихся систем и стереотипов. Так, например, в инволюционную, реконструктивную эпоху "перестройки" и "гласности" в период правления М.С. Горбачёва (эволютора, СЭЭ) никто толком не мог понять, что за "перестройка" такая? — откуда и куда перестраиваться? Потом уже (в ракурсе открытой к тому времени соционики) выяснилось, что таким образом руководитель страны обозначил реконструктивную, инволюционную программу своего ЭГО - блока — творческую, реализационную программу его этики отношений (-БЭ2). В соответствии с чем проводил программу новой — открытой — морали и нравственности, при которой человек должен поступать так, чтоб ему было не стыдно за свои слова и поступки, должен открыто бороться со всеми пережитками прошлого (предшествующей тоталитарной системы), изживать недостатки в себе и в других и не допускать их впредь. Свобода слова, свобода волеизъявления, честный, открытый разговор, здоровый психологический климат в коллективе и в обществе ставились превыше всего. Началась кардинальная ломка устоявшихся в обществе понятий и представлений, навязанных прежней тоталитарной системой. Возникло всеобщее смятение и брожение умов, все заговорили о свободе, и страна развалилась окончательно, — инволюционной, реконструктивной ломки "перестройка" не выдержала.)


2. ИНВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИОННЫХ
 

Прежде, чем эффективно (методично) развивать способности — прерогатива эволюционного аспекта интуиции потенциальных возможностей (+ЧИ), - эти способности нужно выявить, найти, — что и является прерогативой аспекта инволюционной интуиции потенциальных возможностей (
-ЧИ).

Прежде, чем эффективно развивать и осваивать — обживать — окружающую среду, территорию, жизненное пространство (аспект эволюционной сенсорики ощущений, +БС), эту территорию ещё нужно найти, провести экологическую разведку, — а это уже прерогатива инволюционного аспекта сенсорики ощущений (
-БС), в функции которой входит поиск экологических альтернатив, — поиск альтернативных жизненных пространств, альтернативных жизненных условий.

Прежде, чем эффективно распространять какую-либо идеологию или сформировать общественное мнение (задача эволюционного аспекта этики эмоций, +ЧЭ), нужно создать в обществе настроение, альтернативное существующему, — возмутить общественные массы, посеять панику, создать ажиотаж, распространить порочащие слухи, выступить с резкой критикой существующей идеологии и т.д.). Эту задачу успешно выполняет аспект инволюционной этики эмоций -ЧЭ.

Прежде, чем распределять права и привилегии на всех уровнях иерархии (эволюционный аспект логики соотношений +БЛ), нужно установить равно справедливые отношения на каждом из её уровней, тщательно выверяя и корректируя распределение прав и обязанностей. Эту работу проводит аспект инволюционной логики соотношений,-БЛ.

Прежде, чем заполнить личное время работой или неотложными делами (аспект эволюционной интуиции времени, +БЛ),
 
нужно найти время для таких дел, — нужно освободить его — отделить от времени, необходимого на поддержание жизненно важных процессов, на восстановление жизненных сил и эмоционального тонуса — сна, питания, отдыха. Этим распределением времени ведает аспект инволюционной интуиции времени, -БИ).

Прежде, чем распространить власть и влияние на окружающие системы или объекты (задача эволюционного аспекта волевой сенсорики, +ЧС), нужно захватить и удержать власть в своей системе, сконцентрировать, централизовать власть в своих руках. С этой задачей успешно справляется аспект инволюционной волевой сенсорики, -ЧС.

Прежде, чем доводить личность до нравственного совершенства (прерогатива аспекта эволюционной этики отношений, +БЭ), нужно призвать её к соблюдению необходимых нравственных норм, — выявить недостатки, искоренить пороки, — оптимизировать процесс перевоспитания, чтобы подготовить для будущего нравственного совершенствования. Этим занимается аспект инволюционной этики отношений, - БЭ.

Прежде, чем совершенствовать методики и технологии (прерогатива аспекта эволюционной деловой логики, +ЧЛ), нужно оптимизировать их, — пересмотреть, откорректировать, отбросить устаревшие, поискать более эффективные альтернативы. Эту задачу успешно решает аспект инволюционной деловой логики, -ЧЛ.

В связи с этим знаки “+” или “
–" здесь рассматриваются ещё и как способы расширения информационного поля ЭВОЛЮЦИОННЫХ и ИНВОЛЮЦИОННЫХ аспектов, — как способы освоения и преобразования жизненного пространства.
Знак (+) — предполагает расширение аспектного поля за счёт накопления преимуществ и концентрации информационного опыта и потенциала.
Знак (
) предполагает развитие информационного поля за счёт восполнения дефицита этого аспекта в социуме, а также расширение его за счёт переосмысления или переоценки уже существующих (в этом поле или в окружающем пространстве) ценностей. В связи с чем “минус” — аспекты и рассматриваются как альтернативные, корректирующие программы поиска и выбора альтернативных решений, программы анализа и переработки негативного опыта.

Пределы развития направлений информационных аспектов обусловлены экологическим потенциалом социума, экологическими и историческими условиями его развития, критериями экологической целесообразности, вследствие которых чрезмерное развитие тех или иных аспектов в социуме становится разрушительным для общества, — приводит к его деградации, распаду, упадку.

Пределы развития информационных аспектов в социуме и в индивидуальном порядке также подчинены критериям экологической целесообразности, выявленным и изложенным в так называемом принципе "бритвы Оккама", согласно которому не следует вкладывать больше средств и прилагать больше усилий там, где можно обойтись меньшими. Основываясь на этом принципе, происходит взаимная коррекция и взаимная ревизия эволюционных и инволюционных аспектов в моделях, их развитие в социуме и сменяемость в квадрах.

В соответствии с этим возникает и необходимость переключения направлений развития аспектного поля с инволюционного на эволюционное. Бесконечно долгое "зависание" на инволюционных или эволюционных направлениях приводит к кризису и последующему разрушению социума, к хаосу информационного поля в нём. Так, например, при бесконечном стремлении к упрощению 
(инволюционный аспект) жизненно важных задач возникает опасность деградации личности, социума, идеи, а бесконечный поиск хаотично выдвигаемых альтернатив вместо реального приложения оптимальной из них, так же опасен, как и повсеместное начинание (эволюционный аспект) авантюрных, недостаточно продуманных проектов.

ЭВОЛЮТОР
 (программирующий, ЭГО-программный, аспект ТИМа — эволюционный), исчерпав конструктивный потенциал своего проекта, считает нецелесообразным его продолжение и может предпочесть дальнейшую его разработку другому (тоже очень перспективному) начинанию. Вследствие этого создаётся впечатление, что ЭВОЛЮТОРЫ более ориентированы на начинание и процесс.

ИНВОЛЮТОР
 (программирующий, ЭГО-программный, аспект ТИМа — инволюционный), исчерпав реконструктивный потенциал своего проекта, считает нецелесообразным продолжение поиска альтернативных средств и завершает работу подбором оптимальных средств и методов. (Не завершить работу он не может, поскольку при этом начатая им реконструкция не будет полной — "не стоило и ломать, если не можешь восстановить". Вследствие этого создаётся впечатление, что ИНВОЛЮТОРЫ более ориентированы на завершение и результат.).

3.ПРЕДЕЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЭВОЛЮЦИОННЫХ И ИНВОЛЮЦИОННЫХ ПРОГРАММ 

Понятие предела ЭКО - целесообразности можно рассматривать как параметр, регулирующий смену направлений эволюционных процессов. Суть его, как природного, естественного механизма эволюции сводится к следующему: каждую программу имеет смысл развивать до определённого предела, по превышении которого дальнейшее её развитие (в этом направления и в данных условиях) становится нецелесообразным.

Так, например, программа развития аспекта волевой сенсорики (“миром правит сила”, “сильный всегда прав”, “сила есть, ума не надо” ) в животном мире имеет смысл развития до определённого предела, по превышении которого дальнейшее наращивание силового потенциала становится обременительным, а результаты не оправдывают затрат. Дальнейшее увеличение массы тела становится неудобным — требуется много пищи, появляется много врагов, становится трудно приспосабливаться. И тогда определённые преимущества получает носитель альтернативной программы: маленький, юркий хищник, хитрый, изворотливый, на вид безобидный, неприхотливый, непритязательный, умеющий обходиться малым, способный находить себе покровителей и умиротворять врагов. Но при этом цепкий, настырный, своего не упустит. Таковы были предки современных млекопитающих, жившие 65 миллионов лет назад, и эволюция сделала ставку на них.

Нечто похожее происходит и с информационными программами в сменяющихся квадрах. Каждая из них на определённом этапе исчерпывает свой предел экологической целесообразности и вытесняется другими, более актуальными программами. Выходит на “ запасные позиции” — на лаборные блоки доминирующих в квадре ТИМов для дальнейшей доработки и приспособления к новым ( или будущим) условиям и “отсиживается” там, “ вызревает” в ожидании своего будущего “звёздного часа”, своего триумфального выхода в будущей квадре.

То же происходит и с человеком, который “вдруг” оказывается не у дел: то был на пике популярности, то вдруг исчез и все про него забыли на несколько лет, то вдруг опять “вынырнул” из забвения и все его снова полюбили. Нечто подобное происходит и с идеями, с популярными идеологическими программами. Каждая идея, каждое направление развития общественного сознания имеет свой предел экологической целесообразности, по превышении которого идея становится не экологичной, небезопасной для своих носителей — для тех, кто примыкает к этому движению. Так например, в период становления четвёртой квадры всё большую популярность приобретают идеи гуманизма, милосердия и сострадания, а идея грубой силы и прямого подавления чужой воли становится “неэкологичной” и вызывает бурное возмущение общественности даже в минимально целесообразных проявлениях. То же самое и в период нарастающей экстремальности, социального и политического напряжения и возрастающей конфронтации различных политических систем “неэкологично” (“аполитично”) быть милосердным, уступчивым или терпимым по отношению к врагам системы — всему своё время.

Однако предел актуальности идеи устанавливают не только условия эпохи. Эпоху делают люди, а они иногда перестают верить лозунгам, исчерпавшим свой идеологический потенциал, — они спрашивают: “ Ну и где он, этот ваш хвалёный коммунизм? Сколько нам его ещё ждать? И популярная прежде идея “всеобщего равенства - братства ” вдруг становится не актуальной (экологически нецелесообразной: коммунистом вдруг становиться быть непристижно, невыгодно (за это теперь никто “спец - пайков” не даёт), и начинается повальное самоисключение из партии. Заодно достаётся и идее “справедливого распределения материальных благ”, которая тоже “ вдруг” становится “не экологичной” — это, оказывается она истощила природные ресурсы, загрязнила окружающую среду, довела общество до полнейшего разорения. (А что не успела доделать “логика справедливого распределения” (–БЛ ), сделала “логика привилегированного распределения излишков” (+БЛ) — привела к власти “олигархов”, которые всё “разграбили” и “разворовали”.)

Понятно, что в наши дни, когда по закону сменяемости квадр инициатива перешла к третьей квадре — квадре “кардинальной ломки и беспощадной критики”, громкие “разоблачения” предыдущих социальных структур стали делом обычным и особо поощряемым — “враги рода человеческого” повержены, а до следующего витка первой и второй квадры ещё далеко. Ожидается и другое: как только идеи “Высшего Человеколюбия” превысят порог экологической целесообразности и общество устанет спекулировать на установках позитивной этики отношений (+БЭ), тогда уж и к переменам можно готовиться: подумать о Высшей Логической Справедливости (-БЛ) и о том, как она всё расставит по местам. Возникает вопрос: а куда же деваются наши принципы — наши индивидуальные взгляды и ценности? Мы им что, — изменяем?

А на этот счёт и существуют общественные дискуссии и политические митинги, где происходит так называемая “ коллективная проработка” “вытесненных ценностей” на лаборных блоках, позволяющая приспосабливать “чуждые” мнения и принципы к «своим», а “свои” — к “чужим”.

4. МОТИВАЦИИ ЭВОЛЮТОРА и ИНВОЛЮТОРА

Наряду с конструктивными, созидательными силами в социуме, как и в природе, существуют реконструктивные, «разрушительные» силы, которые тоже находят своё отражение в информационной модели, в её инволюционных (реконструктивных, «разрушительных») аспектах и программах. 

Разрушить старое (ветхое, неправильное, непрочное, несправедливое, бесперспективное), чтобы на его месте построить новое (правильное, прочное, справедливое...) – позиция  ИНВОЛЮТОРА: «Не сломаешь, не построишь».

Сохранять всё лучшее из того, что было и есть в старом и перенести его в новое – Позиция ЭВОЛЮТОРА: «Не ломай старого, не создав нового».

4-1. Мотивация ЭВОЛЮТОРА – продвинуть свою идею далеко вперёд, утвердить её, расширить, распространить. 

ЭВОЛЮТОР по своей эволюционной ЭГО-программе заинтересован в продвижении своего замысла в будущее. Недостатки этой идет он поначалу предпочитает замалчивать  "не замечать", – к ним у него отношение "творческое" (реконструктивные аспекты его модели – творческие, и некоторыми из них он может манипулировать. Поначалу, стараясь избежать препятствий на пути продвижения своей идеи, он может преуменьшать её недостатки, закрывать на них глаза, объявляя их несущественными или отделываясь общими фразами: "всего предусмотреть невозможно", "главное – начать, а там разберёмся" (характерно для эволюторов-иррационалов). Когда недостатки идеи становятся главной и неразрешимой проблемой её продвижения, ЭВОЛЮТОР теряет к ней интерес.  

4-2. Мотивация ИНВОЛЮТОРА - найти недостаток в том, что не кажется ему совершенным, устойчивым, прочным. 

Стремление дестабилизировать (или просто изменить, проверить на прочность)  обстановку, которая по каким-то причинам не кажется ему стабильной (перспективной или удовлетворительной) – удел ИНВОЛЮТОРА, – результат его неосознанных стремлений и бесконечного множества усилий, которые прилагаются им не вполне определённо: просто очень захотелось что-то развалить, расшатать, уничтожить, – то ли от зависти, то ли от недовольства, то ли от дурного настроения, раздражения, личной неудовлетворённости существующим положением и порядком вещей... Докапываться до изначальных причин своего недовольства – его первопричин – ИНВОЛЮТОР не всегда себе позволяет: воспринимает раздражающий импульс (или повод для раздражения) как сигнал к действию, а причину раздражения анализировать не берётся. (Может просто сказать: «Вот захотел и развалил! Надоело всё!»)

Как разрушитель всего «ветхого», «несправедливого», «неправильного», «непрочного» ИНВОЛЮТОР в большей степени склонен к критиканству, сарказму, иронии, чем ЭВОЛЮТОР. Изыскивать недостатки – занятие естественное для ИНВОЛЮТОРА (аналитические функции ментала в его модели ИНВОЛЮЦИОННЫЕ, со знаком «–»).

К этому же относится:
и характерный для ИНВОЛЮТОРА «синдром недовлюбленности» – частые жалобы на отсутствие должной любви со стороны своего ближайшего (или предыдущего) окружения, на прежних своих друзей и партнёров (в тех редких случаях, когда нынешними они довольны), вечное недовольство собой или окружающими, вечные жалобы на то, что их в детстве «недолюбили» и сейчас недолюбливают и не уважают (наиболее характерно для ИНТРОВЕРТОВ- ИНВОЛЮТОРОВ-НЕГАТИВИСТОВ);
и характерная для ИНВОЛЮТОРОВ улыбка при сообщении плохих новостей («Ну, что, разваливается ваша квартира? – с улыбкой спрашивает друг - инволютор, – А ведь только недавно её купили!».)
и привычка жить (или поступать) по принципу «Чем хуже, тем лучше».

"Разрушительные" (или «реконструктивные») программы и силы ИНВОЛЮТОРОВ находят свой выход и выражение и во многих решениях их и поступках.

• Радоваться разрушению (всего «негативного», «отжившего», «старого»), приветствовать разрушение, желать разрушения ИНВОЛЮТОР может в большей степени, чем ЭВОЛЮТОР. 
• Отслеживать всё то, что должно пойти на «снос» и на «слом» – по его части (аналитические аспекты ментала реконструктивные).
• Создавать прецедент для взрыва и разрушения всего, что, по их мнению, должно пойти на «снос» и «слом» – тоже прерогатива ИНВОЛЮТОРОВ. 
• Если предлога и или повода для «взрыва» нет, он находится (или создаётся искусственно). А если этот «предлог» слишком долго замалчивают, игнорируют, обходят стороной, сам факт такого упорного игнорирования и накапливающегося в связи с этим раздражения даёт ИНВОЛЮТОРУ повод для «взрыва» – выходя разрушительных сил и эмоций.

Потом он будет вспоминать, как ощутил прилив беспричинного гнева и раздражения, как все присутствующие показались ему лицемерами и притворщиками, игнорирующими его раздражение. Как ему пришлось пойти на откровенно вызывающее поведение, чтобы обратить их внимание на себя, вызвать их интерес к себе или своей проблеме. Устроителям таких провокаций окружающая их обстановка кажется чрезмерно (или искусственно) умиротворённой, а потому – неестественной, фальшивой, ложной, – «так и хочется кинуть камень в это болото!» – хочется устроить дебош, что-то взорвать, сокрушить, кому-то дать пинка, кому-то надавать оплёух.

Как зарождаются эти разрушительные силы, откуда берутся и почему требуют выхода – на эти вопросы ИНВОЛЮТОР тоже пытается себе ответить. Часто он списывает возникающее раздражение на общее недовольство окружающим миром. У него возникает желание сменить окружение, отдалиться от родственников, избавиться от склочных соседей, от однообразной, наскучившей обстановки, от надоевших гостей и друзей и т.д. А как это сделать? Сказать: «Пошли прочь, дураки!»? Нечто подобное и происходит, если они сами не догадываются удалиться раньше, чем раздражение ИНВОЛЮТОРА достигнет критической точки.

ИНВОЛЮТОРУ часто кажется, что стремление к самодостаточному позитиву отупляет и оглупляет человека – есть в этом что-то инфантилизирующее, – по-детски наивное и самонадеянное. 

Иное дело – вечный поиск и вечное недовольство собой и другими! – честная и бескомпромиссная позиция жёсткой, критической оценки всего сущего, которая (по мнению ИНВОЛЮТОРА) только и может быть надёжным стимулом для вечной и неустанной работы над собой, для стремления к самосовершенствованию, для коррекции и переустройства окружающего мира в стремлении сделать его лучше, чище и красивей.

Недовольство собой и другими, поиск недостатков (с целью их искоренения, разумеется, – как же иначе?) – залог успешного продолжения этой непрестанной и бессменной работы. Глупое самодовольство, готовность смириться с недостатками и несовершенствами, по мнению ИНВОЛЮТОРА, – остановка в процессе самосовершенствования (позитивного, эволюционного развития) и начало деградации.

Отсюда – тревога и раздражение ИНВОЛЮТОРА по поводу замалчивания проблем, игнорирования недостатков и недоработок, насильственного (или мнимого) урегулирования ситуации и признания её благополучной.

Раскрывать глубинные недостатки, говорить о подспудно назревающих проблемах ИНВОЛЮТОР считает своим правом, долгом, бессменной работой и обязанностью: «Я не скажу, – другой скажет! Так уж лучше я скажу, чем кто другой!». Предполагается, что «другой» всего не скажет – смолчит, утаит, слукавит. А правдолюб-ИНВОЛЮТОР «откроет глаза» на суть проблемы, укажет на неувязки и недоработки. НАХОДИТЬ их и указывать на них другим – его миссия, цель и задача.

ИНВОЛЮЦИОННОЕ направление в реорганизации общества было бы чрезвычайно деструктивно без ЭВОЛЮЦИОННОГО: «Ломать – не строить. А этот мир существует благодаря тому, что СОЗДАНО, – тому позитивному, перспективному, жизнеутверждающему, созидательному.» Мир существует благодаря созидаемому позитиву, а не только благодаря разрушаемому негативу. (Тем более, что и позитив, и негатив может существовать и в рамках субъективных оценок и мнений. Например, кто-то может считать позитивным личное, разрушительное воздействие на некий объект, – на другого человека, на его ситуацию, жизнь, судьбу и семью, а негативным будет считать невмешательство в его проблемы. Кто-то другой будет придерживаться диаметрально-противоположной позиции, в зависимости от его личного отношения ко всему этому.). 

5. ЧЕРЕДОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ И ИНВОЛЮЦИОННЫХ АСПЕКТОВ В МОДЕЛИ КАК БАЛАНС КОНСТРУКТИВНЫХ И РЕКОНСТРУКТИВНЫХ ПРОГРАММ

Баланс конструктивных и реконструктивных программ осуществляется благодаря тому, что архетипически в информационных структурах (в частности, в модели А) ИНВОЛЮЦИОННЫЕ аспекты уравновешиваются ЭВОЛЮЦИОННЫМИ с некоторым преимуществом последних. В каждом блоке «модели А», на каждом уровне, ИНВОЛЮЦИОННЫЕ аспекты (знак «–» перед символом) чередуются (ограничиваются, пересекаются) с ЭВОЛЮЦИОННЫМ (знак «+»). И наоборот: сфера влияния ЭВОЛЮЦИОННОГО аспекта ограничивается (пересекается, перекрывается) сферой влияния ИНВОЛЮЦИОННОГО.

ИНВОЛЮЦИОННЫЕ программы и аспекты корректируют развитие ЭВОЛЮЦИОННЫХ процессов. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ программы и аспекты пресекают регрессивную (в случае затяжных реконструкций) корректирующую деятельность ИНВОЛЮЦИОННЫХ процессов, запущенных ИНВОЛЮЦИОННЫМИ аспектами и программами.

«Есть время разбрасывать камни и есть время их собирать». ИНВОЛЮЦИОННЫЕ процессы, расширяющие область реконструктивного поиска посредством довольно агрессивного вмешательства в смежные сферы, сменяются ЭВОЛЮЦИОННЫМИ процессами, закрепляющими и преумножающими лучшие результаты этих поисков, и используя их в конструктивных, созидательных целях для последующего эволюционного развития общества.

ЭВОЛЮТОР отслеживает конструктивно - позитивное направление аспектного поля – «область преимуществ», – для того, чтобы потом его развить и преумножить – максимализировать (знак «+» перед информационным аспектом). ИНВОЛЮТОР отслеживает реконструктивно-негативное направление аспектного поля – «область недочётов» – недостатков, изъянов, несовершенств, дефектов, «минусов», чтобы их выправить, устранить, – «минимизировать». (Наряду с этим рассматривается и минимизация недостатков посредством поисков «лучшей альтернативы», – не всегда успешных, иногда спонтанных (возникающих как бы на пустом месте), но непрестанных и неутомимых, (потому что остановиться ИНВОЛЮТОРУ в этих поисках бывает очень трудно), из-за чего инволюционные аспекты иногда называют «альтернативными». Выступая в противовес преимущественным накоплениям ЭВОЛЮЦИОННЫХ аспектов, они нивелируют и минимизируют их значимость).

Сам факт наличия этих преимуществ уже может раздражать ИНВОЛЮТОРА, вызывая у него желание дестабилизировать ситуацию, чтобы изменить существующий порядок вещей и свести эти преимущества к минимуму, – дестабилизировать социальную систему или политическую обстановку, чтобы изменить существующий в обществе политический строй, нарушить баланс сил и направить историю по другому руслу, заставить общество развиваться в другом (альтернативном) направлении. 

Здесь и находит применение принцип: «Чем хуже, тем лучше» – интересней жить предвидя, предчувствуя перемены и приближая их. Интересней жить в преддверии позитивных, выгодных перемен, открывающих новые возможности и перспективы, новые выходы накопившейся, долго сдерживаемой энергии, новые точки опоры, новые сферы приложения сил.

Возникает новое поле для конкурентной борьбы (и ИНВОЛЮТОР себя уже к ней готовит), возникают и расширяются новые сферы влияния, создаются новые общественные системы и инфраструктуры (где ИНВОЛЮТОРЫ спешат захватить доминирующие места). Создаются новые (альтернативные) иерархии, где ключевые позиции опять же захватывают ИНВОЛЮТОРВ доминирующей диады. Они эти перемены предвидели, они их подготовили, совершили, они возглавляют новое направление в развитии общества, они и искореняют в нём «недостатки». (Устраивают тотальные «чистки», включающие в себя уничтожение всех «несоответствующих» и «ненадёжных», – «неверных» и «инакомыслящих» представителей «лишних звеньев» системы, – явных и скрытых её «врагов», – «лишних ртов», «лишних сословий» и всех, прямо или косвенно с ними связанных.).Они же и уступают (не без боя) свои приоритетные позиции ЭВОЛЮТОРАМ, когда становится очевидным, что их политика, сводимая к бесконечной коррекции, реконструкции (вытеснению, устранению и «чистке» «всего отжившего»), оказывается разрушительной и бесперспективной для общества: истреблять всех, кто не идеален, – не лучший способ построить идеальный социум. И именно эту мысль внушают им ЭВОЛЮТОРЫ, учитывая ошибки и опыт предыдущей системы власти и перенимая от неё всё то лучшее, что может быть использовано и усовершенствовано в ближайшем будущем. «Ломать – не строить, – убеждают они своих предшественников, – но начинать строить когда-нибудь всё же надо». И эту инициативу ЭВОЛЮТОРЫ берут на себя.


6.ВЛИЯНИЕ ПРИЗНАКА КВЕСТИМНОСТИ  ДЕКЛАТИМНОСТИ НА ПЕРЕГИБЫ РЕКОНСТРУКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ИНВОЛЮТОРА

ИНВОЛЮТОР-КВЕСТИМ (реконструктивная ориентация на рассредоточение информационного поля и поиск частностей) постоянно придирается к частностям — к мелким огрехам в поступках, действия, словах, в работе окружающих. Учитель-ИНВОЛЮТОР КВЕСТИМ буквально видит свою миссию в том, чтобы постоянно находить множество мелких ошибок в работах своих студентов (как будто ему только за это и платят), не обращая внимания на достоинства. В результате студент чувствует себя вечным недоучкой, теряет интерес к дальнейшему обучению и (в худшем случае) меняет специализацию или   (в лучшем случае) меняет преподавателя.

ИНВОЛЮТОР-ДЕКЛАТИМ (реконструктивная ориентация на интеграцию информационных полей и поиск общностей) — заставляет изменять работу кардинально, в целом ("ломает по-крупному"), находя в ней "кардинальные ошибки" (неправильный выбор направления, темы, профессии, технологи и т.д.). 
Руководитель-ИНВОЛЮТОР-ДЕКЛАТИМ, принимая на работу молодого специалиста сразу же ему объявляет: "Забудьте всё, чему вас учили в университете! Здесь вы будете работать по-другому и учиться всему заново!". А дальше уже начинается (зачастую бессмысленный, хаотичный) процесс кардинальной (якобы профессиональной) ломки, в результате которого молодой специалист вообще теряет способность  заниматься своей профессией.  

"ЗАВИСАНИЯ" РЕКОНСТРУКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ИНВОЛЮТОРА; ПОЗИЦИЯ ИНВОЛЮТОРА "ЛОМАТЬ — НЕ СТРОИТЬ"
Инволюционная потребность искать и предъявлять альтернативу как таковую часто проявляется в позиции «ломать — не строить» (чему можно противостоять самым простым методом: «Послушай инволютора и сделай наоборот!»). Так, например, инволюционная программа ЛИИ (–БЛ1) часто проявляется в упорном желании доказывать обратное вопреки очевидному (по принципу «всё равно что, лишь бы альтернатива»). Инволюционные свойства хаотичного подбора альтернатив наблюдаются и в программном аспекте ИЭЭ (–ЧИ1), что нередко приводит к необратимым, разрушительным последствиям. 

"ЗАВИСАНИЕ" ИНВОЛЮТОРА-ДЕКЛАТИМА  НА ПРОЦЕССЕ ХАОТИЧНОГО ПОДБОРА АЛЬТЕРНАТИВ
"Застревание" на процессе подбора альтернатив без принятия результативного решения (хаотичный процесс ради процесса без выхода на результат) — это патологическое отклонение от нормы, "сбой" программы признака ИНВОЛЮЦИИ. (Пример: увлёкшись подбором возможных альтернатив в процессе самолечения тяжело больного полугодовалого ребёнка, мать-ИЭЭ четыре дня просидела в чате, обсуждая на форуме народные средства лечения описанных ею симптомов. Не получив за эти четыре дня своевременной медицинской помощи, не дождавшись результата её решения и последующих эффективных действий, ребёнок умер. Мать-ИЭЭ осудили за неоказание помощи смертельно больному ребёнку.) 
ДЕКЛАТИМ-ИНВОЛЮТОР часто "зачаровывается" самим  процессом хаотичной смены альтернатив, — как если бы любовался сменой узоров в калейдоскопе. Из-за этого часто кардинально ломает жизнь и себе, и своим детям, заставляя их (в поисках надуманной, иллюзорной "лучшей доли" или "большей удачи") то и дело менять профессию, место работы, спутников жизни ...   

7. ОТСУТСТВИЕ ДОПОЛНЕНИЯ ПО ДИАДНОМУ ПРИЗНАКУ  ЭВОЛЮЦИИ–ИНВОЛЮЦИИ. 

Отсутствие дополнения (соответствия) по диадному  признаку ЭВОЛЮЦИИ – ИНВОЛЮЦИИ негативно сказывается на эффективности их совместных деловых и творческих отношениях. Эволютор по своей эволюционной ЭГО-программе и  своим эволюционным (прогрессивным, конструктивным) аналитическим аспектам не терпит возражений (они отбрасывают его в его достижениях и планах назад, а инволютор по своей инволюционной (корректирующей, реконструктивной, а в чём-то и регрессивной)  ЭГО-программе и инволюционным (реконструктивным, корректирующим) инволюционным аспектам не может не возражать и не находить огрехи в работе и планах эволютора. Возражает так, словно «дух противоречия» в него вселяется и не позволяет удержаться от поправок и возражений. И ещё обижается на эволютора за то, что тот принимает его поправки в штыки, – жалуется: «Слова ему нельзя сказать, чуть против шёрстки погладишь, уже ерепенится!»

Начинания эволютора на корню оспариваются сокрушительной критикой  инволютора, которому вообще тяжело соглашаться с кем бы то ни было, и он в каждой мелочи либо ищет подвох или ошибку и  придирается по пустякам (квестим), либо переиначивает и передёргивает смысл предложения эволютора, ставит всё с ног на голову, сокрушительно критикует  и пресекает его работу над проектом в самом её разгаре или на корню, заявляя о  её бесперспективности и  заставляя искать лучшую альтернативу тому, что уже есть – альтернативную тему или технологию, включая и откровенно противоречащие профессиональным требованиям отбракованные, отброшенные и  не выдерживающие критики варианты. А после того, как альтернатива будет найдена и принята (с его же подачи), производит с ней те же манипуляции – передёргивает,  сокрушительно и безапелляционно критикует, пресекает работу, заявляет о её бесперспективности и обращает к новым поискам  альтернативы (деклатим). 

Не желая оставаться в долгу, эволютор начинает придираться к инволютору по своим творческим инволюционным аспектам, – заставляет его самого  искать альтернативу его предложениям, придирается к его доводам. Инволютор, в свою очередь, давит на эволютора с позиций своих творческих эволюционных аспектов в дополнение к критике с позиций, подаваемой  с его инволюционных, – аналитических. В результате, взаимной активностью эволютор и инволютор тормозят работу друг друга и напоминают двух гребцов, сидящих в одной лодке и гребущих в противоположные стороны. У эволютора создаётся впечатление, что работа (взаимодействие) с инволютором отбрасывает его назад – он словно плывёт против течения или (в лучшем случае) топчется на месте. У инволютора складывается впечатление, что эволютор, в своём продвижении вперёд уносит с собой огромное количество ошибок, непроверенных выводов и неубедительных, неподтверждённых доказательств. Поэтому, когда эволютор теряет интерес к своей идее или работе, инволютору это кажется закономерным («Из-за допущенных небрежностей и ошибок, она развалилась у него в руках!»). Но если эволютор сбрасывает незаконченную работу на инволютора («На, переделывай по-своему! Ты же хотел исправлять, – исправляй!..»). Инволютор откажется продолжать безнадёжно испорченную (по его мнению) работу («Раньше надо было исправлять! Своевременно!»), за исключением тех случаев, когда обстоятельства заставляют его принять к исправлению работу эволютора. Тогда он попадает на «поток исправлений», который отбрасывает его назад по всем срокам: не успевает он закончить одну «работу над ошибками», как ему подбрасывают другую, так что у него самого возникает ощущение, что он плывёт против течения или топчется на одном месте – исправляет, корректирует, а ошибок от этого меньше не становится, – возится с чем-то отжившим и старым вместо того, чтобы самому изобрести что-то новое и прогррессивное  (по своим творческим эволюционным аспектам). Несовместимость по признаку ЭВОЛЮЦИИ и ИНВОЛЮЦИИ в конечном итоге приводит к регрессу обоих партнёров.

8. КОНФОРМИЗМ ЭВОЛЮТОРОВ И НОНКОНФОРМИЗМ ИНВОЛЮТОРОВ. 

Стремление сохранить улучшить и приумножить всё лучшее из существующего делает эволюторов конформными по отношению к существующему порядку и другим реалиям окружающей их действительности, побуждая находить в них достоинства и преимущества, ссылаться и указывать на них, отстаивать их, охранять, ограждать от распада и деградации, принимать за основу и развивать традиционно и творчески.

Конформность эволюторов усиливается  наличием признаков:
*деклатимности (с её интегрирующими свойствами, среди которых и объединение с окружающей средой),
*иррациональности (принципиальность отходит на второстепенные позиции), 
*рассудительности (как готовности к поиску компромиссов),
*предусмотрительности (страха возможных неприятностей),
*уступчивости (из добрых намерений и страха перед конфликтами),
*интроверсии (для сохранения отношений как ценности),
*этики (из общей благожелательности).

И ослабляется наличием признаков:
*квестимности (с её дифференцирующими свойствами, среди которых и противопоставление себя окружающим),
*рациональности (принципиальность – приоритетна)
*решительности (спонтанной готовности к противоборству ),
*беспечности (как легкомысленного отношения к последствиям),
*упрямства (как несговорчивости),
*экстраверсии (как навязчивого эгоцентризма),
*логики (как жёсткого прагматизма).   

Стремление сокрушать всё отжившее, устаревшее, нуждающееся в перестройке и не выдерживающее критики или проверке временем, делает инволюторов ещё более нонконформными по отношению к реалиям окружающей их действительности, побуждая находить в них изъяны и недостатки, указывать на них, критиковать, высмеивать,  бороться с ними (организованно или в одиночку), исправлять их, доводя до нормы, или искать им лучшую альтернативу.  

Нонконформность инволюторов усиливается признаками:
*квестимности (с её дифференцирующими свойствами, среди которых и противопоставление себя окружающим),
*рациональности (принципиальность – приоритетна)
*решительности (спонтанной готовности к противоборству ),
*беспечности (как легкомысленного отношения к последствиям),
*упрямства (как несговорчивости),
*экстраверсии (как навязчивого эгоцентризма),
*логики (как жёсткого прагматизма).   

И ослабляется наличием признаков:
*деклатимности (с её интегрирующими свойствами, среди которых и объединение с окружающей средой),
*иррациональности (принципиальность отходит на второстепенные позиции), 
*рассудительности (как готовности к поиску компромиссов),
*предусмотрительности (страха возможных неприятностей),
*уступчивости (из добрых намерений и страха перед конфликтами),
*интроверсии (для сохранения отношений как ценности),
*этики (из общей благожелательности).

В соционе нет ни одного ТИМа, который бы совмещал в себе все признаки из вышеперечисленных цепочек, но наиболее конформным является СЭИ, Дюма – рассудительный, эволютор, иррациональный, деклатим, уступчивый, интроверт, этик.

Среди инволюторов-нонконфрмистов нет никого, кто бы сочетал в себе такое же количество противоположных признаков. И в этом есть определённая закономерность: если бы  инволюторы-нонконформисты по количеству психологических нонконформистских признаков превосходили бы эволюторов-конформистов, эволюционные процессы в социуме были бы заторможены, упадок стал бы доминировать над прогрессом, что привело бы к общему регрессу ментального поля Земли. По счастью, это невозможно, хотя бы потому, что в соционе нет ТИМа, который бы сочетал в себе  сразу все важнейшие для нонконформизма признаки: инволюции, экстраверсии, квестимности, рациональности, так что по своим психологическим возможностям возглавить глобальный нонконформистский инволюционный процесс (по счастью) некому, – в чём-нибудь (и даже во многом  – по нескольким признакам!) этот антипод обязательно будет приспособленцем, соглашателем-конформистом, которому придётся учитывать ориентированное на прогрессивную эволюционность мнение  большинства.  

9. ЭВОЛЮТОРЫ и ИНВОЛЮТОРЫ в квадрах  АРИСТОКРАТОВ.

В квадрах АРИСТОКРАТОВ (бета и дельта), престижно быть ЭВОЛЮТОРОМ, поскольку эволюционные ЭГО-программы в квадрах аристократов попадают на рациональные аспекты и сообщают им знак (+), что означает качественный прирост информационного аспекта, его эффективное и интенсивное развитие с учётом всех достигнутых результатов, с  использованием самых прогрессивных средств и методов, что существенно ускоряет процесс развития. Стремление сохранить улучшить и приумножить всё лучшее из существующего делает эволюторов-рационалов  наиболее конформными  по отношению к существующему порядку и другим реалиям окружающей их действительности, побуждая находить в них достоинства и преимущества, отстаивать их, охранять, ограждать от распада и деградации, принимать за основу и развивать традиционно и творчески.

В иерархических – аристократических – квадрах бета и дельта, где посредством отношений соподчинения устанавливаются прочные вертикальные связи, а традиции чинопочитания и преклонения перед авторитетами наиболее сильны, эволюторыаристократы-рационалы, устанавливающие жёсткие логические и этические нормы с позиций своих рациональных, эволюционных ЭГО-программ,  становятся  столпами общества.  Инволюторы становятся оппозиционерами и берут на себя корректирующие и реконструктивные функции, –  критику всего существующего,  переоценку, коррекцию и реструктуризацию (а зачастую  разрушениевсего достигнутого, а также  поиск альтернатив для осуществления всего ими (инволюторами) задуманного, что существенно замедляет и затормаживает процесс развития аспекта в социуме, и сообщает некоторую недостаточность информационному аспекту, который в связи с этим  обозначается знаком минус ("–"). А в виду того, что  иррациональные информационные программы, составляющие иррациональные информационные аспекты уже сами по себе архаичнее рациональных, поскольку они более зависимы от самых архаичных инстинктов и в них больше случайностей, хаоса, спонтанности и неопределённости, их труднее подчинить порядку, правилам, законам и  нормам жёстко организованного иерархического общества. Вследствие этого инволюторы-иррационалы в аристократических квадрах оказываются ещё более регрессивны и ещё более отброшены в преимуществах в нижние слои иерархии по сравнению с эволюторами-рационалами, вследствие чего им  приходится довольствоваться не только «остаточными» – незначительными эко-нишами, но и социально «отбракованными», многие из которых им приходиться захватывать противозаконными и силовыми методами, самовольно перехватывая социальные и экологические преимущества, создавая теневые (асоциальные) иерархии. Силовую альтернативную, теневую иерархию, захватывая преимущества и власть силовыми незаконными методами  в  квадрах аристократов     организуют инволюторы- управленцы,стратеги-иррационалы-логики-сенсорики,  преимущественно, – бета-квадровый иррационал-сенсорик-экстраверт, СЛЭ, Жуков).  Обманным путём, – хитростями, лукавством, провокациями, фальсификациями,  – захватывают преимущества инволюторы-гуманитарии, – тактики-иррационалы-инуиты-этикибета-квадровый инволютор-гуманитарий, квестим-интроверт, ИЭИ, Есенин  и дельта-квадровый инволютор-гуманитарий, деклатим-интроверт, ИЭЭ, Гексли. Их задача – выживать и преуспевать в условиях жёсткого рационального диктата строго регламентированных отношений соподчинения аристократических квадр, успешно продвигаясь по иерархической лестнице к вершине власти, чтобы не быть вытесненными из иерархии  и  низложенными. Именно эта необходимость удерживаться на иерархической лестнице и даже взбираться по ней (чтоб не сбросили и не затоптали) при невозможности (а зачастую и нежелании) неукоснительно следовать жёстким, рациональным законам и положениям  иерархических обществ и заставляет инволюторов в аристократических квадрах вести двойную жизнь и двойную игру, к которой они приспособлены соционной  природой и структурой их психотипов.