28 июня 2008

Тождественные отношения: ЭИЭ - ЭИЭ

Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)  этико-интуитивный экстраверт (Гамлет).


Представителей этого психотипа, как правило, связывает общность идейных убеждений или творческих интересов. Чаще всего отношения складываются здесь по схеме “учитель - ученик”: он  политический лидер, она  его верная помощница; он - идеологический наставник, она  его соратница; он  режиссёр, она  актриса. Вариантов здесь может быть очень много.

Представительницы этого психотипа более чем кто-либо склонны к самопожертвованию во имя идеалов и убеждений. Поэтому такие альянсы бывают довольно прочными и долговременными (до тех пор, пока убеждения совпадают).

Партнёры здесь, хоть и объединяют свои усилия в одном направлении, но друг на друге не замыкаются: она служит ему во имя идеи, он служит только идее. Она развивает бурную деятельность, стараясь быть во всех отношениях достойной его. И проблемы начинаются именно тогда, когда она до него “дорастает”. Приобретая собственный вес и влияние в его кругах, она уже не желает быть там на вторых ролях, не желает оставаться в тени, а стремится взаимодействовать с ним на равных. Но и такие отношения продолжаются недолго: каждый из партнёров указывает другому именно на те ошибки, которые тот и так хорошо видит, в то время как другие проблемы, (которые для каждого из них являются “областью головной боли”) не решаются, а накапливаются. Со временем они не просто начинают мешать друг другу, но и устают от взаимных придирок, претензий и упрёков. В карьере своего партнёра каждый из них видит только свою заслугу: “Он забыл, что без он меня бы не стал тем, кто он есть!” или: “Когда-то она была одной из многих, а я её заметил, выделил из всех, поставил над всеми! Без меня бы она была никем!”.

Примерно то же самое происходит и в творческой среде: актриса-Гамлет при тождественном супруге-режиссёре постепенно выдвигается на первые роли, хотя оба стараются при этом быть достаточно осмотрительными и осторожными, чтобы не настроить против себя окружающих и не повредить карьере друг друга,  оба слишком хорошо знают, что такое закулисные интриги.
На каком-то этапе своего творческого роста партнёрша может почувствовать себя недостаточно защищённой под крылышком такого супруга: “ Он думает только о своей карьере, а на меня ему наплевать! Он слишком за себя боится!”. И опять же, если она дорастает до его уровня не только как актриса, но и как режиссёр,  в рамках одной семьи им становится слишком тесно.

В этой тождественной диаде существуют и другие проблемы: каждый из партнёров нуждается в дополнении и поддержке по сенсорным и логическим аспектом, и, разумеется, ни один из них не будет доволен той помощью, которую он по этим аспектам получает. Партнёрша Гамлет, перенапрягая свою сенсорику, будет стараться, по мере своих сил и возможностей, вести домашнее хозяйство, но все эти усилия у её “гениального” или “выдающегося” супруга получат очень невысокую оценку,  он будет убеждён, что хозяйство ведётся из рук вон плохо. И это для его “творческой” партнёрши, считающей, что она и так слишком часто жертвует своим временем , отвлекаясь на какую-то бытовую суету  будет тем более обидно слышать.

Слишком много хаоса, слишком много суеты и неразберихи будет происходить в такой семье. Это и вечный беспорядок в доме, и недостаток времени на уборку, крики и упрёки по поводу потерявшейся вещи; это вечно потерявшиеся документы, это вечно запутанные дела, это постоянные взаимные обвинения в недобросовестности и разгильдяйстве; это и попеременная хандра и постоянная зависимость от настроения партнёра, (чего ни один из Гамлетов не любит и старается не допускать). Это, к тому же, и постоянное вмешательство в личные отношения каждого из партнёров и принудительная “чистка” его ближайшего окружения. Каждый из них то и дело предостерегает: “Этого человека опасайся, я ему не верю.” И каждого из них эти предостережения раздражают,  каждый считает себя достаточно проницательным и дальновидным человеком, способным разобраться в отношениях с окружающими его людьми без посторонней помощи.

Два Гамлета в одной семье  это два идеологических лидера в одной маленькой партии,  два комиссара в одном отряде,  два главных режиссёра в одном спектакле. Конечно же, им очень трудно ужиться вместе. И не только потому, что каждый из них считает себя достойнее, влиятельнее  или талантливее другого, просто каждый уже понимает, что их отношения утратили свою значимость и мешают им обоим. Разойдясь на нейтральную дистанцию, они вполне могут остаться друзьями.

Особенно тяжёлые отношения складываются между честолюбивыми родителями-Гамлетами и их детьми тождественного психотипа. Трагический пример таких взаимоотношений император Нерон (ЭИЭ) и его мать, Агриппина Младшая (ЭИЭ), пытавшаяся манипулировать им, как марионеткой, и ставшая жертвой его активного нежелания ей подчиняться. Нерону, для того, чтобы освободиться от  её влияния, мало было пригрозить ей отречением от престола, - за собственную независимость ему пришлось заплатить тройным преступлением: убийством брата, жены и матери. В противном случае он был бы убит сам.