18 февраля 2019

Отношения социального заказа в экстравертно-эволюционном кольце социального прогресса. Схемы.

В основе интертипных отношений социального заказа (ИТО соцзаказа) лежит био-антропологический инстинкт передачи экологически успешного социального опыта от «старшего» («учителя», соцзаказчика) к «младшему» («ученику»,  подзаказному) по запросу «ученика» или по инициативе «учителя», передающего свои убеждения и  свой жизненный опыт, исходя из  экологической успешности и социальной значимости  ЭГО-программных (ПФ1) и ЭГО-творческих (ПФ2) приоритетов его психотипа и предостерегая относительно антагонистичных этим приоритетам явлений.

В интертипных отношениях передача социального заказа производится либо в инволюционном – критическом, реконструктивном – направлении, с целью исправить или уничтожить всё худшее,  либо  в эволюционном – позитивном и конструктивном –  направлении, с целью улучшить и сохранить всё лучшее.

В интертипных отношениях соцзаказа четыре психотипа, однородные по признакам эволюции/инволюции и экстраверсии/интроверсии, квестимности/деклатимности в процессе передачи экологически успешной и социально значимой информации составляют одно из четырёх колец социального прогресса определённой социальной значимости: 

  • ИНТРОВЕРТНО-ИНВОЛЮЦИОННОЕ (-КВЕСТИМНОЕ) – кольцо оппозиционеров-корректоров; 
  • ЭКСТРАВЕРТНО-ИНВОЛЮЦИОННОЕ (-ДЕКЛАТИМНОЕ) – кольцо оппозиционеров-реконструкторов;
  • ИНТРОВЕРТНО-ЭВОЛЮЦИОННОЕ (-ДЕКЛАТИМНОЕ) – кольцо позиционеров -реформаторов;
  • ЭКСТРАВЕРТНО-ЭВОЛЮЦИОННОЕ (-КВЕСТИМНОЕ) – кольцо позиционеров -революционеров.
I. Экстраверты-квестимы в эволюционном кольце социального прогресса.

Экстравертное эволюционное кольцо социального прогресса составляют четыре экстраверта-эволютора-квестима, каждый из которых является представителем одной из четырёх квадр социона и исполняет в своей квадре социальную миссию экстраверта-идеолога в соответствии с экспансивным, идеологически позиционным направлением своего эволюционного ЭГО-программного аспекта, по которому каждый из них знает, что именно нужно сказать человечеству, каждый в каком-то смысле чувствует себя Прометеем, способным привнести в общество нечто новое и перспективное, смести барьеры, стоящие на пути интенсивного  социального и творческого   развития общества и раздвинуть горизонты, открывая пути для новых прогрессивных преобразований.   

1-ю квадру  – альфа-квадру – квадру рассудительных демократов-субъективистов представляет интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ, Дон-Кихот).

2-ю квадру – бета-квадру – квадру решительных аристократов-субъективистов представляет этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ, Гамлет).

3-ю квадру – гамма-квадру – квадру решительных демократов-объективистов представляет сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ, Цезарь).

4-ю квадру – дельта-квадру – квадру рассудительных аристократов-объективистов представляет логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ, Штирлиц).

В эволюционном кольце социального прогресса передача соцзаказа осуществляется в эволюционном направлении  (по возрастающей) – от первой квадры → к четвёртой (от альфа → к дельте) по следующей цепочке:

1-я диада: интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ, Дон-Кихот) → этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ, Гамлет) – от альфа-квадры → к бета-квадре.

2-я диада: этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ, Гамлет) → сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ, Цезарь) – от бета-квадры → к гамма-квадре.

3-я диада: сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ, Цезарь) → логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ, Штирлиц) – от гамма-квадры → к дельта-квадре.

4-я диада: логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ, Штирлиц) → интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ, Дон-Кихот) – от дельта-квадры → к альфа-квадре.

II. Экстраверты-эволюторы. Общая характеристика.

II-1. Квестимные свойства экстравертов-эволюторов.

Вследствие наличия в квестимных моделях их психотипов эволюционных экстравертных аспектов (+) и инволюционных интровертных (–), экстраверты-эволюторы как и все квестимы, отличаются:

Стремлением к самосовершенствованию и совершенству качества материальных объектов (в том числе и людей), их прочности и защищённости  – следствие позитивной эволюционной экстраверсии; знак «плюс» перед экстравертным аспектом;

Ощущением достаточной прочности собственной материальной и физической защиты (защита и помощь никогда не бывает для деклатимов достаточной  – инволюционная, реконструктивная экстраверсия,  знак «плюс» у экстравертных аспектов);

Критическим отношением к окружающей их среде и отношениям между объектами, в том числе и отношениям между людьми  – следствие инволюционной, реконструктивной

Как и все квестимы, экстраверты-эволюторы считают, что при всём стремлении к совершенству окружающих нас материальных объектов (конструктивная экстраверсия «+»), все  несовершенства этого мира происходят от несовершенной окружающей среды, её отношений и связей (реконструктивная инволюционная интроверсия  «–»), которые в первую очередь  и нуждаются  в доработке и исправлении. В силу этого мнения, как и все квестимы, экстраверты-эволюторы отличаются:

·        убеждённостью в том, что человек может и должен исправлять окружающую среду и изменять к лучшему, несмотря на её встречное сопротивление (инволюционная интроверсия «минус») – человек для того и совершенствуется, чтобы исправлять среду и создавать в ней более благоприятные условия существования  (эволюционная экстраверсия «+», инволюционная интроверсия «–»)
·        стремлением к противоборству с окружающей средой, склонностью к отмежеванию, наведению преград между собой и окружающим миром; разделение и противопоставление объектов  по качеству структурных соотношений и связей.

II-2. Дифференцирующие свойства экстравертов-эволюторов как квестимов.

Вследствие дифференцирующих свойств квестимов, обусловленных далёкими пространственно-временными отношениями их квестимной модели, для квестимов характерно дискретное отношение к возможностям  разграничение реальных и мнимо-реальных возможностей – отделение фантазии от реальности, что НЕ позволяет им внушаться мнимо-реальными утверждениями и подменять действительное желаемым (из опасения утратить естественные для себя пространственные и временные ориентиры), заставляя чувствовать себя беззащитным перед вздорными обвинениями и злонамеренной критикой, сомневаться в своей правоте, в правомерности своих убеждений и поступков, что также обусловлено и «открытым» мировосприятием квестимов, согласно которому  внешний мир (как объективная реальность) существует независимо от сознания индивида и потому процесс познания бесконечен во времени и пространстве – всегда остаётся то, что вызывает сомнение и стимулирует процесс познания.
Вследствие этого разъединения двух (мнимой и действительной) реальностей, для квестима характерна:
  • некоторая растерянность, расщеплённость самоощущения в пространстве и времени, разбросанность планов и идей, рассеянность, рассредоточенность мыслей;
  • часто бывает не в тонусе, жалуется на слабость, головокружение, сонливость, апатию, угнетённое состояние духа;
  • при кажущейся целеустремлённости, характерно стремление отдалиться (или отклониться) от цели в последний момент –стремление поставить новый барьер меду собой и достигнутой целью;
  •  редко бывает доволен собой, старается быть (или хотя бы выглядеть) самокритичным;
  • в работе, в творчестве требует доверия к своему потенциалу, считает, что всё самое интересное ещё впереди (в модели доминирует интровертно-интуитивная составляющая);
  • считает интересной ту работу, в которой остаётся  какая-то незавершённость, открытость, недосказанность;
  • часто говорит о противоборстве с окружающими, о сопротивлении влиянию окружающих, о несогласии с ними, или с собой;
  • не склонен подчиняться общему мнению, настроению, ощущению. Предпочитает оставаться при своём. склонен организовывать  или поддерживать оппозицию;
  • с трудом подчиняется и подчиняет (трудно интегрироваться и интегрировать), обиду и разочарование не прощает и не забывает; планы мести (наказания) долго вынашивает, тщательно выстраивает.
Вследствие  дифференцирующих свойств, обусловленных далёкими пространственно-временными отношениями их квестимной модели, экстраверты-эволюторы, как и все квестимы отличаются:

  • стремлением как можно дольше оставаться на далёкой дистанции.
  • всю необходимую информацию, по возможности, собирать на расстоянии.
  • ускользать, уклоняться от сближения.
  • неохотно идти на примирение.
  • неохотно переходить к активным действиям.
  • нежеланием объединяться и объединять.
  • постоянными поисками различий и причин для несовместимости.
  • разделением вины на «свою» и «чужую».
  • разделением на виновных и невиновных.
  • нежелание  примиряться с несимпатичным  или враждебно настроенным  человеком.
  • не любят подчиняться общему мнению, настроению, ощущению, предпочитают оставаться при своём; склонны организовывать оппозицию.
  • не желают  идти на компромиссы (особенно в принципиальных вопросах)
  • при кажущейся целеустремлённости им свойственно стремление отдалиться (или отклониться) от цели в последний момент – стремление поставить новый барьер меду собой и достигнутой целью.
  • обиду и разочарование не прощают и не забывают, планы мести (наказания) долго вынашивают, тщательно выстраивают. Реализуют в подходящий момент, по возможности, не нарушая закон, с минимальным риском для себя  и своих ближних.
Признак  квестимности и связанные с ним дифференцирующие свойства их информационных моделей, обусловленные далёкими пространственными и временными отношениями,  сказывается и на общности их эстетических и вкусовых предпочтений, как то:

·        консерватизм и скромная, неброская простота в одежде с некоторой долей изящества (преимущественно, у этиков),
·        скромные, неяркие цвета, преимущественно, светлых, холодных тонов;
·        консерватизм в еде, низкокалорийное  питание, неприятие непривычных, экстравагантных сочетаний пищи;
·        свободный, не перегруженный интерьер в просторном помещении, обеспечивающем доступность каждой вещи;
·        консерватизм в музыке – предпочитают тихую, спокойную  музыку, интеллектуальную (логики) или романтичную (этики). 

Признак квестимности отражается и на их поведения:
  • все они слегка медлительны и  неторопливы;
  • не любят стеснять себя во времени и в пространстве;
  • не переносят тесноты, кромешной темноты, духоты, давки 
  • страдают от клаустрофобии, – отгороженное пространство удобно, только когда оно изолирует их от шума и толкотни, но если придётся выбирать между шумом с улицы и наглухо закрытыми окнами, выберут шум.
  • не переносят закрытого помещения без вентиляции (общественного транспорта, лифта);
  • любят ходить пешком на большие расстояния (лучше пару остановок пройтись, чем проехать на общественном транспорте, если время позволяет);
  • не переносят тесно разгороженное пространство (маленькие комнатки, узкие коридоры, малогабаритные квартиры – сразу хочется раздвинуть или снести стены);
  • не переносят давки (а главное, отсутствия вентиляции) в транспорте – могут сразу запаниковать, перепугаться до ужаса и выйти на первой же остановке;
  • в холодное время года чувствуют себя лучше, чем в жаркие месяцы
  • не любят суеты, не любят никуда спешить;
  • рассеянны, мечтательны, задумчивы, загадочны;
  • любят уединение, неплохо переносят одиночество;
  • любят безлюдные (или малолюдные) фотографии, панорамные виды природы, пейзажи;
  • любят однотонные, светлые, бескрайние просторы – покрытые дымкой или туманом светлые дали (или, например, когда покрытый льдом залив сливается со светло-серым  небом, а ярко-синее море рядом с жёлтым песком уже раздражает).
  • переполненные пляжи в дневное время терпеть не могут, предпочитают выйти на пустынный пляж ранним утром или на закате;
  • любят романтические прогулки  вдвоём при луне под ясным, звёздным небом;
  • любят прогулки в вечернее и ночное время в малолюдных местах (даже зная, что это опасно);
  • особенно активны и продуктивны в работе становятся по вечерам (часто бывает трудно сделать выбор между работой и прогулками);
  • могут допоздна работать ночью, засиживаясь до утра;
  • мнительны, ранимы (особенно, аристократы), обидчивы (особенно, этики),
  • тяжело переносят назойливое внешнее влияние и навязываемую им инициативу;
  • крайне чувствительных к сенсорному и психологическому дискомфорту – «неженки»;
  • свои симпатии и влечения предпочитают глубоко утаивать и  долго скрывать; 
  • оберегают свой духовный мир, относятся к нему, как к наивысшей ценности
  • оберегают свою честь (достоинство), как свою сверх важную ценность;
  • оберегают свои вкусы и предпочтения от внешнего влияния,  насилия и назойливой инициативы.
II-3. Эволюционная ЭГО-программная направленность экстравертов квестимов.

Экстраверты-эволюторы-квестимы – самая политически активная и экспансивно радикальная группа экстравертов социона, ориентированная на глобальные  идеологические и социальные преобразования в обществе  и ставящая своей целью эволюционный прорыв, часто принимающий революционный характер в своих резких новаторских преобразованиях, с последующими кардинальными изменениями  во всех сферах социальной, политической, научной и творческой жизни и деятельности человечества.

Вследствие резкой категоричности взглядов и стремительной, напряжённой активности их эволюционных устремлений в социуме и в соционе представители этой группы психотипов исполняют функции позиционеров -революционеров. Каждый из них неудовлетворён существующим положением вещей и нацелен на проведение кардинальных преобразований в обществе пусть даже ценой глобальных разрушений уже устоявшихся первооснов. Каждый из них настроен на то, чтобы поставить эти первоосновы под сомнение, оспорить их вневременную универсальность, пересмотреть систему, на которой они базируются, вплоть до её исходной точки – разрушить эти первоосновы, как стену, которая загораживает дорогу к будущим беспредельным далям и горизонтам.

В своих призывах к разрушению всего старого и отжившего с целью высвобождения энергии  и ресурсов для построения всего  самого нового и перспективного экстраверты-эволюторы-квестимы  не знают меры и нередко  выходят за границы целесообразного и дозволенного,  мотивируя свои действия желанием поскорее произвести необходимые социальные политические, научные и творческие преобразования, чтобы максимально приблизить наступление «новой эры» – «эпохи всеобщего благоденствия», которые в политическом отношении, как показывает история, часто оборачиваются апокалипсическими кризисами и  катастрофами мирового масштаба с самыми непредвиденными и непоправимыми последствиями.

Квестимный нонконформизм эволюторов-экстравертов в сочетании с их амбициозными планами, неуёмной энергией,  исключительной социальной активностью, творческим размахом, незаурядной работоспособностью,  настойчивостью и  непреклонностью в достижении цели быстро восстанавливает против них окружающих, препятствующих их стремительной карьере и провоцирующих их на конфликт, вынуждая их бросать вызов их враждебному окружению.

II-4. Экспансивность и расширение сферы влияния экстравертов-эволюторов как квестимов.

Дифференцирующие свойства квестимной модели экстравертов-эволюторов, обусловленные далёкими пространственно-временными отношениями, создают и характерные формы   экспансии посредством расширения их сферы влияния, чему способствуют и экспансивные  формы их поведения.

II-4-1. Порывистость экстравертов-эволюторов

Для экстравертов-эволюторов характерна порывистость в преодолении препятствий, напоминающая ступенчатые взрывы стартующей ракеты, что обусловлено довольно выгодным расположением в структуре их моделей экстравертных эволюционных аспектов:
  • интуиции потенциальных возможностей (+ЧИ) – ЭГО-программной у ИЛЭ, Дон-Кихота (+ЧИ1илэ), ролевой у СЭЭ, Цезаря (+ЧИ3сээ), активационной у ЛСЭ, Штирлица (+ЧИ6) и демонстративной у ЭИЭ, Гамлета (+ЧИ8эиэ);
  • этики эмоций (+ЧЭ) – ЭГО-программной у ЭИЭ, Гамлета (+ЧЭ1эиэ), ролевой у ЛСЭ, Штирлица (+ЧЭ3лсэ), активационной у ИЛЭ, Дон-Кихота (+ЧЭ6илэ) и демонстративной у СЭЭ, Цезаря (+ЧЭ8сээ);
  • волевой сенсорики (+ЧС) – ЭГО-программной у СЭЭ, Цезаря (+ЧС1сээ), ролевой у ИЛЭ, Дон-Кихота (+ЧС3илэ), активационной у ЭИЭ, Гамлета (+ЧС6эиэ), демонстративной у ЛСЭ, Штирлица (+ЧС8лсэ)
  • (преимущественной, высокотехнологичной) деловой логики (+ЧЛ) – ЭГО-программной у ЛСЭ, Штирлица (+ЧЛ1лсэ), ролевой у ЭИЭ, Гамлета (+ЧЛ3эиэ), активационной у СЭЭ, Цезаря (+ЧЛ6сээ) и демонстративной у ИЛЭ, Дон-Кихота (+ЧЛ8илэ).
Каждому из эволюторв-экстравертов свойственно:

  • интуитивное озарение открывающимися потенциальными возможностями (+ЧИ1илэ; +ЧИ3сээ; +ЧИ6лсэ; +ЧИ8эиэ);
  • эмоциональные порывы, переходящие в эмоциональное давление и эмоциональные атаки (+ЧЭ1эиэ; +ЧЭ3лсэ; +ЧЭ6илэ; +ЧЭ8сээ);
  • волевые порывы, переходящие в волевое давление и волевые атаки (+ЧС1сээ; +ЧС3илэ; +ЧС6эиэ; +ЧС8лсэ);
  • деловые порывы,  переходящие в деловое давление,  в стремление (или призывы) к профессиональному, методичному, техническому усовершенствованию (+ЧЛ1лсэ; +ЧЛ3эиэ; +ЧЛ6сээ; +ЧЛ8илэ).
Преграды и трудности эволюторов-квестимов не пугают и не останавливают, а только  многократно увеличивают их активность, заставляя направлять  все силы и энергию на сопротивление препятствиям, стоящим на пути их прогрессивных преобразований – на борьбу с «общественным злом» (+ЧЭ1эиэ),  со слабостью и общественными пороками (+ЧС1сээ), с технической отсталостью (+ЧЛ1лсэ), с несправедливым распределением потенциальных возможностей (+ЧИ1илэ).

Порывистость и (как следствие) вспыльчивость экстравертов-эволюторов обусловлена и необходимостью преодолевать сопротивление и конформных интровертов-эволюторов, входящих в их ближайшее окружение (дуалов, ревизоров и подревизных), протестующих против намеченной ими кардинальной ломки условий существования и настаивающих на постепенных эволюционных преобразованиях – на последовательном накоплении  преимуществ в дополнение ко всему лучшему из уже существующего.  

Так, например, например эволютор-интроверт, СЭИ, Дюма – дуал ИЛЭ, Дон-Кихота, ревизор ЭИЭ, Гамлета и подревизный ЛСЭ, Штирлица – даже в пору самых разрушительных катастроф и глобальных социальных переворотов будет настаивать на благоприятных бытовых условиях, которые он постарается сохранить при любых (даже крайне тяжёлых) обстоятельствах.

ЛСИ, Максим – дуал ЭИЭ, Гамлета, ревизор СЭЭ, Цезаря и подревизный ИЛЭ, Дон-Кихота – в любую эпоху и при любых условиях будет дорожить своим местом в системе, которая для него будет экологически благоприятной средой, обеспечивающей необходимую социальную защиту и материальную поддержку, а также защищающую его статусные преимущества и их привилегии, стимулирующие его социальный рост. Для ЛСИ, Максима  разрушить вскормившую и защищающую его систему – всё равно, что спалить свой дом (если не больше), поэтому сопротивляться всяким авантюрным (на его взгляд) проектам глобальных социальных переворотов он будет с особой ожесточённостью. Иное дело, если массы поддавшись  эмоциональному воодушевлению его дуала, ЭИЭ, Гамлета, не считаясь ни с какими жертвами, будут горой стоять за этот проект, тут уже и конформист-ЛСИ, Максим   с готовностью вольётся в массы – примкнёт к общему движению, чтобы получше в нём разобраться, а при благоприятном стечении обстоятельств и захватить преимущественное место в будущей пирамиде власти, чтобы сделать в ней успешную карьеру – наиболее обезопасить себя при будущем режиме, обеспечить себя максимальными льготами и привилегиями.  

Для того, чтобы преодолеть инертность и конформность сопутствующих им (или ревизующих их) интровертов-эволюторов и разрушить всё то, что их связывает с отживающим старым миром,  эволюторам-экстравертам приходится идти на крайние меры, что удаётся им  посредством резкой (взрывной) мобилизации их экстравертных аспектов и резкому (ситуативному) приросту  преимуществ по ним – резкой мобилизации сил (+ЧС), резкому эмоциональному напору (+ЧЭ), резким вспышкам деловой активности (+ЧЛ), благодаря резкой (взрывной) одержимости новыми идеями и страстью к кардинальным преобразованиям (+ЧИ).

II-4-2. Одержимость стремлением к кардинальным прогрессивным преобразованиям. Позиция «Нам нечего терять в нашей борьбе»
  
Одержимость стремлением к прогрессивным преобразованиям заставляет экстравертов-эволюторов идти на крайнее самопожертвование в достижении желаемого результата, навязывая это же самопожертвование и другим. Становясь основным смыслом их жизни, это стремление иногда принимает затяжные формы нескончаемой политической борьбы, вынуждающей их идти на крайние и многочисленные жертвы с использованием всё более жестоких и изощрённых форм политического террора или привлекать для этой цели единомышленников, воодушевляя их эмоциональными призывами или собственными примерами  готовности к самопожертвованию, стимулируя их активность выгодными предложениями, мнимыми или реальными поощрениями, запугивая угрозами в случае отказа и неповиновения.  

Позиция «Нам нечего терять в нашей борьбе»  – социальной и политической для субъективистов (ИЛЭ, Дон-Кихота и ЭИЭ, Гамлета) и политической и конкурентной для объективистов (СЭЭ, Цезаря и ЛСЭ, Штирлица) позволяет экстравертам-эволюторам наиболее ожесточённо отстаивать свои убеждения и интересы, не считаясь с последующими жертвами и разрушениями их преобразований, объективными социальными и экономическими условиями,  общественной моралью, а так же существующими законами и правами всех тех, кого они вовлекают в сферу своей активности  для достижения желаемой цели.

Наиболее часто этот политический призыв применяют именно те, кому по причине  их социальной и экономической неустроенности действительно нечего терять в их стремлении «из последних стать первыми», кроме нищеты, бесправия, безысходности, экономической и социальной отсталости и нестабильности. И никакой другой реальной возможности, кроме как с выгодой для себя «перевернуть мир» (или, как минимум, пирамиду власти в отдельно взятой социально-политической  системе), они для решения своих насущных проблем не находят, опираясь на идею о том, что будущее справедливое построение разрушаемого ими мира многократно ценнее всех приносимых им во имя этого разрушения жертв, что и побуждает их повсеместно навязывать свои убеждения другим, не считаясь с опасностью и риском для себя и окружающих.
    
II-5. Инволюционная ЭГО-творческая направленность экстравертов-квестимов.

Как и все квестимы, экстраверты-эволюторы критически относятся к своему окружению, нередко вступая в конфликты и в одиночку воюя против всех, вследствие этого корректирующие, инволюционные  преобразования они считают необходимой фазой, предшествующей кардинальному, эволюционному направлению их ЭГО-программ, проводя эту предварительную коррекцию по своим ЭГО-творческим аспектам с некоторым опозданием – приостановив эволюционное продвижение к цели в связи с «внезапно возникшими сложностями».

Так, ИЛЭ, Дон-Кихот, ратуя за  создание общества социального равенства и справедливости по своему эволюционному ЭГО-программному аспекту интуиции потенциальных возможностей (+ЧИ1), по своему инволюционному ЭГО-творческому аспекту логики соотношений (-БЛ2) бывает вынужден сначала разработать программу и создать законы для такого справедливого общества, что существенно охлаждает его энтузиазм и замедляет продвижение к цели – он может сколь угодно долго составлять эти законы, но они никогда не будут совершенны.   

ЭИЭ, Гамлет, став идеологическим лидером  в подчинённой ему тоталитарной  системе и воодушевляя по  со своему эволюционному ЭГО-программному аспекту  этики эмоций  (+ЧЭ1) её широкие массы на скорейшее продвижение «к  светлому будущему»,  по  своему инволюционному  ЭГО-творческому аспекту интуиции времени (-БИ2) бывает вынужден «на время» приостановить это «продвижение» и «ненадолго» отклониться от намеченных целей в связи с необходимостью политической «чистки» общественных структур от «нежелательных элементов» – «вредителей», «предателей», их тайных приспешников и прочих. И этот «временный» инволюционный период  «реконструктивных работ» может обернуться продолжительными массовыми репрессиями: «Пока всех вредителей не вычистим, дальше не пойдём!».

СЭЭ, Цезарь, затевая по своему эволюционному ЭГО-программному аспекту волевой сенсорики (+ЧС1) в подчинённой ему социальной системе грандиозные социально-политические преобразования, по своему инволюционному ЭГО-творческому аспекту альтернативной этики отношений (-БЭ2) бывает вынужден их приостановить для предварительного искоренения общественных пороков и изменения нравственных критериев для  всех членов общества, что, конечно же, представляет собой нескончаемо долгую и многотрудную работу, из-за которой и преобразования  откладываются на бесконечно большой срок.

ЛСЭ, Штирлиц, разрабатывая новые технологии по своему эволюционному ЭГО-программному аспекту прогрессивной деловой (оперативной, технологической) логики (+ЧЛ1), бывает вынужден по своему инволюционному ЭГО-творческому аспекту альтернативной сенсорики ощущений (-БС2) приостанавливать  новые разработки, чтобы провести реконструктивные работы по улучшению условий труда рабочих, что конечно же, приводит к быстрому устареванию разрабатываемых технологий и несвоевременному их обновлению, которое опять же приходится совмещать с улучшением условий труда или мириться с их ухудшением.

Образовавшийся разрыв между прогрессивными ЭГО-программными устремлениями и реконструктивными направлениями их ЭГО-творческой реализации  охлаждает энтузиазм экстравертов-идеологов-эволюторов-квестимов, нередко заставляя  их оставлять работу незавершённой  или передавать её кому-либо из преемников. В пределах их квадры такими преемниками оказываются экстраверты-реализаторы-инволюторы-деклатимы, за пределами их квадры преемниками становятся их подзаказные  – экстраверты-эволюторы-квестимы последующих квадр, которые по закону сменяемости квадр и становятся продолжателями начинаний своих предшественников, принимая от них вместе с их социальным заказом и ответственность за успешное продолжение их начинаний, которые, конечно же, не завершаются  в последующей квадре, а передаются дальше по цепочке всё тех же психотипов, образующих последующие звенья  экстравертно-эволюционного кольца социального прогресса, развивающегося по спирали.

III. Интертипные отношения (ИТО) соцзаказа как НЕРАВНОВЕСНЫЕ (АССИМЕТРИЧНЫЕ) отношения.

Различают два типа  ИТО соцзаказа:

1. Приём (получение) соцзаказа. 
2. Передача соцзаказа.

Названия типов отношений соцзаказа –  «приём соцзаказа» и «передача соцзаказа» – соответствуют схеме неравновесных отношений в диадах ИТО соцзаказа и отличающей их схеме «Учитель – ученик».

Каждому типу отношений соцзаказа соответствует одна диада, в которой один из партнёров – соцзаказчик («учитель»), другой – подзаказный («ученик»).

А  поскольку каждый «учитель» (передатчик соцзаказа), когда-то в прошлом сам был «учеником» (преемником), мы первыми ставим отношения «приёма соцзаказа» и вторыми – отношения «передачи соцзаказа» « учеником», который уже сам стал «учителем», но только соцзаказ своему преемнику он теперь уже передаёт другой – с позиций своего ЭГО-программного аспекта (ПФ1) на его демонстративный (ПФ8).  

В каждой диаде отношения развиваются по следующей схеме:

1. Приём соцзаказа подзаказным .
Соцзаказчик воздействует на подзаказного. Навязывает ему приоритеты и ценности своей ЭГО-программы, психотипа, квадры, квадрового комплекса, заставляет его принять их, подчиниться им, понять, осознать, ощутить их ценность и значимость.

2. Отторжение соцзаказа подзаказным
Подзаказный разочаровывается информацией  и воздействием  соцзаказчика, не соглашается с ним и отстаивает приоритеты своей ЭГО-программы, психотипа, квадры, квадрового комплекса, защищая их от дезориентирующего влияния соцзаказчика.

3. Выход подзаказного из соцзаказа.
Подзаказный выходит из-под влияния соцзаказчика, сознательно отвергает навязанные им приоритеты и возвращается к исконным  приоритетам и ценностям своей ЭГО-программы, психотипа, квадры, квадрового комплекса с более осмысленным и углублённым пониманием их значимости и ценности лично для него и его жизни.

Передача соцзаказа в рамках одной диады  может быть только односторонней  и доказательством этого служит тот факт, что соцзаказчику невозможно навязать квадровый комплекс подзаказного. Так, например, демократу альфа-квадры ИЛЭ, Дон-Кихоту невозможно навязать бета-квадровый комплекс «шестёрки» его подзаказного бета-аристократа-ЭИЭ, Гамлета – страх вытеснения из системы в парии. Демократ-ИЛЭ, Дон-Кихот этого попросту не поймёт, поскольку, в соответствии со своей социальной ЭГО-программной функцией генератора идей (+ЧИ1илэ) и  ЭГО-творческой системной логикой (-БЛ2илэ) он сам себя  считает и основателем системы, и её главой. («Как основатель системы и учредитель логических порядков в ней, он сам себе – система! Какое здесь может быть вытеснение? Кем и куда?»). Иное дело быть лишённым возможности высказать свои претензии и отстоять их в  своей системе – для альфа-квадрала ИЛЭ, Дон-Кихота с его альфа-квадровым комплексом «зажатого рта» это действительно страшно. Но его соцзаказчику – дельта-аристократу, ЛСЭ, Штирлицу, этот альфа-квадровый комплекс навязать невозможно: для ЛСЭ, Штирлица, с его дельта-квадровым комплексом «подрезанных крыльев», самое страшное – это утратить профессиональное деловое и  техническое превосходство и  исчерпать возможности утвердить его своими делами, а слова здесь могут быть вообще излишни и неуместны: в дельта-квадре – квадре объективистов – доказательством правоты служат не слова, а дела, объективные факты.

Соцзаказчику невозможно навязать квадровый комплекс подзаказного, тогда как подзаказному навязать квадровый комплекс соцзаказчика – частично, поверхностно – можно, воздействуя на его демонстративный аспект, хотя по большому счёту, сути этого, чуждого ему, квадрового комплекса  подзаказный  всё равно не поймёт, а переймёт его по подражанию – под впечатлением оценок и страхов соцзаказчика, глубоко осознающего его значимость.  Но чем активнее будет навязываться соцзаказчиком его квадровый комплекс,  тем ожесточённее подзаказный будет его отвергать, защищая исконные приоритеты своего психотипа и своей квадры, закреплённые и поддерживаемые его квадровым комплексом.   

IV. Схема приёма и передачи соцзаказа по информационным аспектам.

1-й этап. «Презентация» соцзаказа. Распределение «ролей» между соцзаказчиком (с/з)   и подзаказным (п/з). Устойчивая и беспрерывная передача соцзаказа.

Подзаказный, активизируясь ролевой функцией соцзаказчика (ПФ6п/з ← ПФ3с/з),  и частично внушаясь его ЭГО-творческой функцией (ПФ5п/з ← ПФ2 с/з), запрашивает на свою демонстративную функцию информацию с ЭГО-программной функции соцзаказчика (ПФ8 п/з ← ПФ1с/з).

Соцзаказчик, польщённый тем, что произвёл благоприятное впечатление по своей ролевой функции (ПФ3) и ЭГО-творческой (ПФ2), а также тем, что информация по его ЭГО-программной функции (ПФ1) востребована, желая удержать за собой доминирующие позиции «учителя» в отношениях с подзаказным  и отводя ему место «ученика», великодушно и снисходительно даёт несколько завышенную  оценку «успехам» своего подзаказного
  по его демонстративной функции (ПФ8) коль скоро подзаказный  эту информацию активно запрашивает,  – буквально ловит каждое слово, стараясь его запомнить и повторить, – а у соцзаказчика она возникает  «сама собой» (как по волшебству) в информационном поле его ЭГО-программы (ПФ1) – в «области врождённого профессионализма» и ею же (ЭГО-программной информацией) «учитель»-соцзаказчик щедро одаривает «ученика» по каналу (ПФ1с/з → ПФ8 п/з), давая понять, что эту информацию ещё можно развить и расширить, а «знания», предоставляемые «для оценки» «учеником»-подзаказным  – это ещё далеко не предел, и «оценка», поставленная ему соцзаказчиком несколько завышена, но, возможно, когда-нибудь в будущем подзаказный будет ей соответствовать. Польщённый похвальной оценкой своего «учителя», окрылённый первыми успехами  подзаказный следует за соцзаказчиком,  запоминает каждое его слово, учится у него на ходу, складывая полученные знания в информационную «копилку» своей демонстративной функции и, чувствуя себя перед ним в долгу, изо всех сил старается быть ему  полезным – «долг платежом красен»: подзаказный  повсюду сопровождает соцзаказчика, опекает его как может, оказывает ему множество доступных и посильных услуг, соответственно, требуя к себе внимания, запрашивая  у него информацию и оценку своих «достижений» по демонстративной функции (ПФ8) с позиций ЭГО-программной функции своего «учителя» (ПФ1) – то есть, постоянно поддерживает эту информационную связь по каналу (ПФ8п/з ← ПФ1с/з), стараясь быть прилежным «учеником» и достойным преемником своего «учителя», а потому и информацию он часто принимает излишне восторженно и некритично, но уже и обходиться без «учителя» не может. Желая произвести приятное впечатление, подзаказный  апеллирует к демонстративной функции соцзаказчика (ПФ8) с позиций своей ролевой (ПФ3) и воздействует с позиций своей активационной функции (ПФ6) на ролевую функцию своего соцзаказчика, навязывая ему свою игру, как если бы это была ЭГО-творческая функция его дуала,   позволяя соцзаказчику  разыгрывать в этой игре удобные для  себя (как для «учителя») и для него (как для «ученика»)  роли по каналам (ПФ8с/з ← ПФ3п/з) и (ПФ3с/з ← ПФ6п/з).

2-й этап. «Заявка на помощь» со стороны соцзаказчика. «Использование» соцзаказчиком резервов и возможностей подзаказного для решения своих проблем. Разочарование подзаказного.

Беря на себя роль «учителя» и принимая на веру готовность подзаказного быть ему полезным, не желая обижать его отказом, соцзаказчик запрашивает у «ученика» информацию (поддержку или  помощь) по своему суггестивному аспекту (ПФ5), который у подзаказного попадает на ТНС – на «точку наименьшего сопротивления»  (и «наибольшей головной боли») – находится в «зоне страха» на позициях проблематичной, болевой функции (ПФ4). Попадая под этот запрос по каналу (ПФ5с/з ←ПФ4п/з) и видя (чувствуя), что его загоняют в зону страха, подзаказный настораживается и старается проигнорировать запрос соцзаказчика на выполнение обещанных услуг по этому аспекту.  Соцзаказчик настаивает на этой помощи, ссылаясь на изначально заявленную услужливую  инициативу подзаказного  – на его щедрые посулы (если предложил свои услуги, пусть делает хотя бы то, что ему поручено!), но опять же остаётся ни с чем: подзаказный не позволяет «поймать себя на трёпе» – мало ли что он обещал! Более того,  желая избавиться от обременительного для себя «долга» (чтобы не потерпеть крушения в опасной для  него «зоне страха», на которую он смотрит как на минное поле, где на каждом шагу его подстерегают смертельные опасности), подзаказный начинает вести свою игру, идя «в обход» распоряжениям соцзаказчика – он либо игнорирует его поручения (делая вид, что  их «не слышал»), либо выполняет их из рук вон плохо, рассчитывая  себя  впредь оградить от таких запросов, всё чаще испытывая страх от настойчивости соцзаказчика, который теперь в такой форме требует «плату за обучение». Понимая, что оплатить в такой форме «обучение» он не может, подзаканый начинает протестовать по своей ЭГО-творческой функции (ПФ2), защищающей его ЭГО-программу (ПФ1) периодически активизируя и её, в зависимости от наблюдаемого результата, и воздействуя  на соцзаказчика попеременно по двум каналам связи: (ПФ2п/з → ПФ7с/з) и (ПФ1п/з → ПФ6 с/з).

3-й этап. Защита личных интересов подзаказным. Упорное сопротивление (или игнорирование его защиты) со стороны соцзаказчика. Противоборство интересов соцзаказчика и подзаказного. Поиск подзаказного эффективных средств воздействия на соцзаказчика.

Желая  защитить свои интересы,  подзаказный активно, творчески, изобретательно, манипулятивно (используя всевозможные приёмы и ухищрения) воздействует с позиций своей ЭГО-творческой функции (ПФ2) на наблюдательную функцию (ПФ7) соцзаказчика по каналу  (ПФ2п/з → ПФ7с/з). Но результат не оправдывает его ожиданий: соцзаказчик оказывается невосприимчив ко всем его приёмам и ухищрениям – смотрит на подзаказного с презрением, разочарованием, осуждением – с выражением крайнего неприятия всего увиденного. Соцзаказчик может просто отключиться от воздействия подзаказного, как от «шумовых помех» или «надоедливого фона». Может глушить этот «фон и помехи» полнейшим их игнорированием по своей   наблюдательной функции и тогда сопротивление  – эта приглушающая информация – пойдёт от соцзаказчика к подзаказному в обратном направлении (ПФ2п/з ← ПФ7с/з). Одновременно с этим – для большей убедительности – соцзаказчик подаёт негативную, осуждающую информацию с позиций своей ЭГО-программной функции (ПФ1) на демонстративную функцию подзаказного (ПФ8) – то есть ставит своему «ученику» в «зачётку» неудовлетворительную оценку по «основному предмету» – проводя её по основному каналу передачи соцзаказа (ПФ1с/з → ПФ8 п/з). В ответ на это «порицание» подзаказный, желая и в дальнейшем отстаивать свои интересы, опирается на самые мощные ресурсы  своего психотипа и начинает подавать информацию с позиций своей ЭГО-программы (ПФ1), которая попадает на активационную функцию соцзаказчика (ПФ6), то активизируя её и  заставляя соцзаказчика действовать суетливо, непродуманно и спонтанно, то расхолаживая её (деактивируя), деморализуя или дезориентируя соцзаказчика, поскольку этот аспект попадает у него в зону пассивных ценностей его дуальной диады и находится в инертном блоке  его «инфантильного» уровня СУПЕРИД. По этому аспекту соцзаказчик ориентируется на «подсказку» ЭГО-творческой функции своего дуала, поэтому, получая такую информацию от подзаказного, он безотчётно, невольно,  против своего желания и даже вопреки своим намерениям и убеждениям,  начинает ориентироваться на неё и даже попадает в некоторую зависимость от этой информации по каналу (ПФ6с/з← ПФ1п/з)..  И тогда уже  позаказный получает некоторое преимущество перед соцзаказчиком: проследив за его реакцией и впервые удовлетворившись произведённым эффектом, подзаказный начинает использовать этот метод как способ эффективного воздействия на соцзаказчика для достижения нужных подзаказному целей и результатов.

4-й этап. Прагматичная заявка подзаказного на суггестию.  Разочарование подзаказного  в соцзаказчике. Попытка подзаказного подчинить соцзаказчика своему  влиянию. Попытка выхода подзаказного из соцзаказа и сопротивление этому соцзаказчика.

Заметив, что он может манипулировать соцзаказчиком, подзаказный начинает сомневаться в его превосходстве и оспаривать его привилегированные права «учителя» и «доминанта». Подзаказный начинает активно запрашивать информацию на свою суггестивную функцию по каналу (ПФ5п/з ← ПФ2 с/з) и тщательно её анализировать с позиций приоритетов своего психотипа, своей дуальной диады, своей квадры и квадрового комплекса в прагматичном плане, для непосредственного решения его проблем. Результаты его разочаровывают:  соцзаказчик в ответной информацией прагматичные цели и приоритеты (психотипа) подзаказного игнорирует, выдвигаемых им на передний план предпочтений и ценностей  (его диады и  квадры) не приемлет (более того – осуждает их!), чем ещё больше разочаровывает подзаказного, который  всё больше убеждается, что соцзаказчик его проблем решать не будет, и в этом вопросе ему надо полагаться только на себя. Не получая ожидаемой информационной поддержки на свою суггестивную функцию (ПФ5), подзаказный теряет стимул  и желание подчиняться требованиям соцзаказчика по своей активационной функции (ПФ6), поскольку по этому аспекту подзаказный привык ориентироваться на ЭГО-творческую функцию своего дуала. Желая определиться с ориентирами, подзаказный запрашивает информацию по своему активационному аспекту (ПФ6),  который у соцзаказчика находится на слабом, проблематичном уровне СУПЕРЭГО, на «шатких» позициях нормативной, ролевой функции (ПФ3), не всегда, впрочем, дотягивающей до норматива, но изворотливой, мобильной и изобретательной при подаче запрашиваемой  информации. Полученными по каналу  (ПФ6п/з ← ПФ3с/з) сведениями подзаказный не удовлетворяется и может даже вспылить и нахамить соцзаказчику, обвиняя его в намеренной дезориентации. Одновременно с этим подзаказного разочаровывают  и его наблюдения за соцзаказчиком по его собственному наблюдательному аспекту (ПФ7), запрашивающему очень важную для подзаказного информацию с позиций ТНС (точки наименьшего сопротивления) соцзаказчика – с его «зоны страха»,  с его проблематичной, «болевой» функции (ПФ4). Полученные по каналу (ПФ7п/з ← ПФ4с/з) сведения подзаказного шокируют: оказывается, «король-то – голый!». Запрашивая информацию с ТНС соцзаказчика, подзаказный попадает не только на самое уязвимое место его психотипа, но и на самое «провальное» – подзаказный  видит на этом месте «чёрную дыру», в которую проваливаются все достижения его соцзаказчика и которая может утянуть и все труды и успехи самого подзаказного, если и он дальше будет руководствоваться советами и поучениями своего соцзаказчика –  этого «голого короля», который только мнит себя знатоком и мастером, а на самом деле (по мнению подзаказного) он самый обыкновенный профан и неудачник, и он (подзаказный), таким же станет, если и дальше будет слушать его поучения и подчиняться ему. А соцзаказчик, ощутив удар по ТНС, но делая вид, что не замечает того негативного впечатления, которое произвела эта информация (это случайное разоблачение) на его подзаказного, пытается и дальше подчинять его своему влиянию и  руководить его действиями. У подзаказного создаётся впечатление, что соцзаказчик, пользуясь его доверчивостью, втягивает его в какой-то опасный психологический эксперимент или в «лохотрон», что возмущает его ещё больше. Чтобы противостоять этому,  подзаказный  всё чаще игнорирует указания соцзаказчика (а то и встречает в штыки), его поручения  саботирует, его мнение оспаривает, отрекается от всего, чему его учил соцзаказчик,  и даже старается подчинить его своему влиянию, чтобы обезопасить себя от его «вредного воздействия».

5-й этап. Попытка соцзаказчика удержать подзаказного с позиций своего ЭГО-блока – посредством давления на него ЭГО-программной и ЭГО-творческой функций.  «Вялотекущий» этап отношений медленного и затяжного выхода подзаказного из соцзаказа.

Но подчинить соцзаказчика своему влиянию  подзаказному  не удаётся: соцзаказчик по-прежнему смотрит на него свысока, а теперь ещё и наказывает за «непослушание» – занижает оценки   «по главному предмету» – по демонстративному аспекту подзаказного (ПФ8), воздействуя на неё с позиций своей ЭГО-программы (ПФ1) по каналу (ПФ1с/з→ ПФ8п/з). И даже не собирается подзаказного от себя отпускать, рассчитывая на его службу и дружбу, напоминая подзаказному о его посулах и обещаниях и осыпая его упрёками за нежелание их исполнять. Соцзаказчик всё ещё надеется приструнить подзаказного и извлечь хоть какую-то пользу из преподанных ему уроков. А кроме того, потеря авторитета у подзаказного занижает самооценку у самого соцзаказчика, тем более, что и подзаказный теперь не скрывает своего пренебрежительного отношения к нему,  что ещё больше настраивает соцзаказчика против подзаказного, заставляя относиться к нему строже, быть ещё более требовательным, в надежде на то, что тот отработает свой «должок», – внесёт задним числом «плату за обучение» – ведь он столько всего наобещал! И где всё это  теперь?..

Соцзаказчику неприятно отпускать от себя подзаказного:  получается, что тот не усвоил ничего из того, чему его соцзаказчик учил! Полагая, что имеет право хотя бы на ответную благодарность, соцзаказчик не спешит отпускать подзаказного и в качестве пробной меры начинает испытывать на нём разные приёмы своей ЭГО-творческой функции (ПФ2), воздействуя на его суггествиную функцию (ПФ5) по каналу (ПФ2с/з → ПФ5п/з)   информацией, которой подзаказный уже не раз  разочаровывался, но всё ещё не теряет надежды ею хотя бы удовлетвориться. На этом этапе – этапе медленного и затяжного выхода подзаказного из соцзаказа отношения соцзаказа становятся «вялотекущими»: каждый из партнёров как бы заново присматривается к другому. Соцзаказчик всё ещё не решается отпустить подзаказного и пытается его хоть чем-то удержать и заинтересовать, спонтанно используя для этого различные методы, зачастую несовместимые с его ЭГО-программой и даже противоположные ей, но позаимствованные соцзаказчиком у других психотипов, в других интретипных отношениях  по подражанию. Соцзаказчик может попытаться возбудить ревность подзаказного, сыграть на его прагматизме, честолюбии, карьеризме или на каких-либо других ценностях его психотипа. Попытки подзаказного использовать такие приёмы заканчиваются либо полу-успехом, либо и вообще ни к чему не приводят, ещё больше усугубляя разочарование подзаказного: ничем-то этого «учителя-мучителя» (соцзаказчика)  не проймёшь! Но эти же попытки во многих случаях  могут привести и к абсолютно неожиданному результату – совершенно обратному тому, который планировался. Так например,  спровоцированная подзаказным ревность соцзаказчика может проявиться в форме жуткой ярости, сопровождаемой всевозможными противоправными, членовредительскими действиями, – соцзаказчик придёт в ярость от неблагодарности подзаказного, но может и сделать вид, что игнорирует его измену, чтобы в будущим не быть объектом подобного рода провокаций.    

6-й этап. Реванш подзаказного (с заявкой на компенсацию морального и прочего ущерба). Месть подзаказного (с нанесением морального или материального ущерба,  отчуждением и общественным презрением).

Испытывая со своей стороны меры воздействия на соцзаказчика и наблюдая за его ответными мерами, подзаказный (иногда из любопытства, или из-за затянувшегося  соперничества, а то и в силу неблагоприятных условий и обстоятельств) всё никак не  решается оставить соцзаказчика, как будто ожидает от него (или от отношений с ним) какого-то чуда. Иногда он притягивает эти отношения к какому-то значимому моменту своей жизни, рассчитывая после этого их прервать и тогда сам обнадёживает соцзаказчика, разыгрывая перед ним роль «прилежного ученика». Иногда каждый из партнёров (из которых один – рационал, а другой – иррационал)  находят для себя «запасные варианты» и открывают «второй фронт», считая, что оба они свободны от обязательств друг перед другом, но при этом каждый из них – и соцзаказчик, и подзаказный, – продолжает предъявлять партнёру счета к оплате «долгов». У каждого находится для этого повод, мотивы, фактические доказательства или мнимые, надуманные. И тут уже продолжение отношений может оказаться ущербным, убыточным для одного из них или даже для обоих. Всё остальное зависит от набора психологических признаков подзаказного. Если  подзаказныйуступчивый квестим, он непременно попытается  «взять реванш», чтобы  заставить соцзаказчика расплатиться за все сделанные ему уступки  дорогой ценой. Если подзаказныйуступчивый квестим-аристократ, он «включит в счёт» компенсацию за пережитое унижение, причём «заявку подаст» в самой жестокой и агрессивной форме. Если соцзаказчиксенсорик-демократ, а подзаказныйрешительный-интуит-квестим-аристократ, то в дополнение ко всему он ещё и произведёт разрушения в доме своего соцзаказчика – отомстит за причинённый ему моральный и материальный ущерб, предъявляя претензии с позиций «время – деньги» и рассматривая время, затраченное на получение  соцзаказа, как потерянное впустую.

V. Передача квадровых комплексов и квадровых приоритетов от соцзаказчика – к подзаказному:

Квадровый комплекс и квадровые приоритеты соцзаказчика навязываются подзаказному по двум каналам:
  • по (ПФ1с/з → ПФ8п/з) – завышенными   оценками и поощрениями информации, передаваемой по демонстративному аспекту подзаказного (ПФ8п/з) и
  • по (ПФ2с/з → ПФ5п/з) – дезориентирующим внушением, вытесняющим квадровые ценности подзаказного и замещающим их квадровыми ценностями  соцзаказчика посредством передачи приоритетной для соцзаказчика информации на суггестивную функцию подзаказного (ПФ5п/з).

VI. Сочетания психологических признаков в диадах.

VI-1. Отсутствие дополнения по признаку экстраверсии – интроверсии в диадах.

Отсутствие дополнения по признаку экстраверсии – интроверсии заставляет каждого из интровертов в этих диадах нарабатывать в свойства признака экстраверсии. Поначалу, – повышая самооценку в ИТО соцзаказа и самоутверждаясь над подзаказным, –  экстравертные свойства нарабатывает соцзаказчик, впоследствии, – для отторжения от соцзаказчика и выхода из  соцзаказа, –  экстравертные свойства нарабатывает подзаказный.  

VI-2. Сочетание психологических признаков АРИСТОКРАТИЗМА и ДЕМОКРАТИЗМА  в диаде. 

В связи с чередованием в квадрах квадрового признака аристократизмадемократизма, в каждой диаде ИТО соцзаказа один из партнёров демократ, а другой – аристократ, что существенно усложняет взаимодействие, а также отношения  передачи и получения соцзаказа. И прежде всего потому, что партнёр-аристократ непременно навязывает партнёру-демократу отношения соподчинения, поскольку вне иерархических отношений (соподчинения) он себе взаимодействия с партнёром (на ментальном уровне) не представляет.  Подолгу оставаться в подчинённом положении у партнёра аристократ не может. И даже если, будучи подзаказным- «учеником», он из тактических соображений и соглашается на подчинённое положение («ученика») и даже удерживает себя в нём, он довольно быстро начинает переходить (и претендовать) на преимущественные позиции, протестуя против отношений с соцзаказчиком-«учителем» на равных. И повод тому даёт сам соцзаказчик-демократ, устанавливая равноправные (демократичные) отношения  со своим подзаказным «учеником»-аристократом, которого эта уступка уже сама по себе разочаровывает, поскольку он расценивает её как неспособность «учителя»-соцзаказчика  удерживать своё доминирующее положение и отстаивать своё превосходство в отношениях с партнёром. В этой кажущейся ему «уступке» подзаказный-аристократ видит для себя не только возможность поставить учителя в подчинённое положение, но и считает себя  обязанным сделать это: если «учитель» не желает, не хочет, не спешит или не считает нужным занять главенствующее место в партнёрских отношениях, значит это может (и даже должен сделать) «ученик»-подзаказный, партнёр-аристократ (даже будучи подзаказным- «учеником»), уже разочаровываясь в соцзаказчике (что также способствует его выходу из соцзаказа), стремится его занять, поскольку вне иерархии (вне «пирамиды власти») он себе отношений не представляет, а иерархия без руководителя («доминанта») оставаться  не должна. И если соцзаказчик- демократ не захватывает доминирующего положения, а продолжает общаться с «учеником»-подзаказным на равных (а других отношений демократ себе и не представляет), то на доминирующие позиции пройдёт подзаказный-аристократ, но при этом «учителя»-соцзаказчика-демократа  он уже поставит в подчинённое положение, считая, что  тот «сам виноват» в том, что «не спешил» занять в отношениях доминирующие позиции и закрепить их за собой. А так как  «свято место пусто не бывает», и  «вершина»   у пирамиды власти быть должна,  подзаказный -аристократ и считает своим долгом её занять. А захватив доминирование, он уже будет его удерживать, к удивлению «учителя»-соцзаказчика-демократа, возмущённого такой наглостью «ученика». Попытка «учителя»-соцзаказчика-демократа отстоять свой авторитет приведёт к его противоборству с  «учеником»-подзаказным-аристократом, что также ускорит выход подзаказного из ИТО соцзаказа.

В тех случаях, когда «учителем»-соцзаказчиком является аристократ, отношения осложняются претензиями подзаказного-«ученика»-демократа на равенство (равноправие) отношений, вне которого демократ себе не представляет отношений даже с родителями, учителями, начальниками и старшими по званию, с чем никак не согласится «учитель»-соцзаказчик аристократ, стремящийся как можно дольше удерживать в подчинении своего «ученика»-подзаказного-демократа.

Здесь сказывается
  • и привычка соцзаказчика к самоутверждению и завышенной самооценке, сложившаяся в отношениях с подзаказным,
  • и свойственная аристократам мнительность и обидчивость,
  • и требование аристократов к соблюдению традиций, пополняемых новыми ритуалами, чтобы дисциплинировать ими подзаказных учеников-демократов,
  • и влияние квадровых комплексов соцзаказчиков-аристократов, которые по сути являются комплексами неудовлетворённых амбиций. К ним относятся:
  • **бета-квадровый  комплекс «шестёрки» – страх стабильного рангового унижения – вытеснения в рабы, в «шестёрки», в парии, который и заставляет бета-аристократов ожесточённо бороться за стабильное доминирующее место в системе и
  • ** дельта-квадровый комплекс «подрезанных крыльев» – страх ситуативного рангового унижения (вытеснения в подчинённое положение) по факту чьего-либо спонтанного превосходства, которое достигается перевесом ситуативных возможностей – кто-то кому-то подставил подножку, «подрезал крыльях», перекрыв возможность реализации амбициозных планов, развеял иллюзию, разрушил мечту.

Стабильное (статическое) и ситуативное (динамическое) ранговое превосходство в квадрах аристократов.

 Бета-аристократ, устанавливает стабильное ранговое превосходство. И это объясняется тем, что  в авторитарной бета-квадре – квадре решительных аристократов, где доминирует статичный аспект авторитарной, иерархической логики соотношений и тоталитарной волевой сенсорики, постоянно ведётся жестокая и непримиримая борьба за власть; упускать власть из рук даже на короткое время опасно, – могут перехватить и вытеснить в парии (а этого здесь не допускает бета-квадровый комплекс «шестёрки» – страх вытеснения в нижние слои иерархии – в изгои, в рабы, в расходный материал. В бета-квадре – «либо пан, либо пропал», – третьего не дано: подчинённый чувствует себя «рабом обстоятельств» и рвётся наверх, а вышестоящий начальник подавляет подчинённого своей властью, чтобы не позволить ему захватить доминирующее место: «Знай, сверчок, свой шесток!»,  «Не садись не в свои сани!»).

Дельта-аристократ устанавливает ситуативное, спонтанное доминирование по факту своих действий. И это объясняется тем, что в дельта-квадре – квадре рассудительных аристократов, где доминирует аспект динамической логики действий и статичный аспект интуиции альтернативных потенциальных возможностей, каждый может воспользоваться случаем и перехватить власть став ситуативным доминантом по факту своих осуществившихся притязаний – захотел и получил превосходство, пусть даже кратковременное – побывал «халифом на час», что тоже приятно. В дельта-квадре власть захватывают по мере надобности: власть обременительна, накладывает массу обязательств, для выполнения которых требуются волевые усилия, а аспект волевой сенсорики в дельта-квадре не в чести (вытесненная ценность), куда больше ценится возможность «прыгнуть выше головы», взлететь выше других – именно так себе здесь и представляется превосходство над другими, в соответствии с дельта-квадровым комплексом «подрезанных крыльев» – страхом не реализовать свои возможности или упустить их, предоставив реализовывать другим. Власть как таковая здесь нужна только как вспомогательное средство и на короткий срок – ради свободы предпринимательства и ради реализации возможностей. Поэтому и превосходство мнимое здесь гораздо удобней и выгодней реальной власти. Захваченная реальная власть здесь довольно быстро становится обременительной ношей, которую дельта-аристократ то сбрасывает, то захватывает, что существенно усложняет его отношения как в самой дельта-квадре, так и с представителями других квадр и приводит к жестоким противоречиям, конфликтам и противоборствам в отношениях с представителями ортогональной бета-квадры.             

VI-3. Сочетание психологических признаков РАЦИОНАЛЬНОСТИ и ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ в диаде. «Ломка» по рациональным и иррациональным аспектам в ИТО соцзаказа.

В ИТО соцзаказа дополнение по признаку рациональности– иррациональности  отсутствует. Один из партнёров является рационалом (ЭГО-программный аспект рациональныйлогический или этический), а другой – иррационалом (ЭГО-программный аспект иррациональныйсенсорный или интуитивный).

Для удобства взаимодействия и взаимопонимания каждый из партнёров предпочитает общаться с другим в своей системе координат – рациональной или иррациональной, в соответствии с которой организовано информационное поле его ЭГО-программного аспекта. А поскольку у рационала аналитические аспекты рациональные, а у иррационалаиррациональные, на противоположном поле каждый из них теряет ориентиры, пытаясь реорганизовать чуждое для себя информационное поле удобным для себя образом и подтянуть чуждые для себя ориентиры к своим. В результате попыток смещения ориентиров  на «чужом поле» (на поле партнёра), возникает «ломка» ориентиров партнёра, а именно – смещение система приоритетов  партнёра: то, что для него было первостепенно в его системе предпочтений (в «системе координат») партнёр «переставляет» в соответствии со своей системой предпочтений, «ломая» её и выдвигая на передний план удобную ему (рациональную или иррациональную) систему координат, не считаясь с предпочтениями партнёра.

«Ломка»  по шкале рациональности/иррациональности во всех интертипных отношениях болезненна, – человека загоняют в прокрустово ложе, чуждых для него ориентиров,  в которое он не вписывается, как его ни обрубай, ни растягивай, ни поворачивай, ни выворачивай. И хотя в ИТО конфликта и соцревизии эта ломка значительно болезненней (просто нестерпима!), на долю подзаказного тоже немало страданий выпадает от насильственных искажений его исконных ориентиров  соцзаказчиком.

Соцзаказчик-рационал зашоривает иррационала рациональными – логическими и этическими ограничениями, навязывая их ему, как основную систему координат, как незыблемый свод законов, заставляя его неукоснительно придерживаться. Внося рациональный порядок в жизнь иррационала, рационал гордится собой, считая, что освобождает иррационала от поглотившего его хаоса: до сих пор он  был рабом хаоса, а теперь  становится хозяином порядка в своей жизни. А поскольку  ориентиры у иррационала  иррациональные разные, под влиянием этой ломки иррационал ощущает себя так, словно ему костяк выворачивают наизнанку.

Соцзаказчик-иррационал, навязывая подзаказному-рационалу иррациональные свои ориентиры, чувствует себя чуть ли не героем-освободителем – разрушает (как ему кажется) шоры рационала, вынимает его, как цыплёнка из скорлупы, и предлагает наслаждаться полученной свободой и всеми теми удовольствиями, которая она даёт – вот, перед тобой весь мир открыт, живи и радуйся! При таком насильственном перекосе приоритетов рационал не живёт, а мучается – он же не примитивное животное, чтобы его  рассматривать, как приложение к органам ощущений.

Подзаказный-рационал не сможет суггестироваться   по рациональному ЭГО-творческому аспекту соцзаказчика-иррационала, поскольку, реализуя иррациональную ЭГО-программу соцзаказчика – работая на неё, поддерживая и служа ей, ЭГО-творческий рациональный аспект будет в угоду ей  искажать рациональные (этические и логические) понятия  и смыслы вплоть до их противоположных значений.  Точно так же и иррационал-подзаказный не сможет внушаться по иррациональному ЭГО-творческому аспекту соцзаказчика-рационала, поскольку диапазон возможностей иррационального информационного поля ограничен жёсткими рациональными рамками ЭГО-программного аспекта рационала-соцзаказчика. И огромное пространство информационного поля при этом окажется неиспользованным (или использованным  нерационально).

С одной стороны это указывает на то, что рациональный порядок помогает лучше организовать иррациональное информационное поле, с другой –  рациональный порядок, подчиняясь иррациональному теряет намного больше, и устанавливается значительно труднее – как в любые смутные времена, когда восстановить закон и  порядок удаётся ценой неисчислимых жертв. Раскачать рациональные устои легко, восстановить – трудно,  поскольку здесь включается ещё и хаотичное сопротивление всего иррационального рациональному порядку. И это вполне естественно: подчиняясь рациональному, иррациональное ограничивает себя во многих возможностях – обрубает их от себя рамками рационального порядка. Но в межличностных (и) интертипных отношениях иррационал даёт себе волю, нарушая правовые и моральные (логические и этические) ограничения по мере возможностей, а по сути – устраивает «возможностный» произвол, который, чтобы сохранить свои иррациональные преимущества, он будет тщательно скрывать и маскировать под всё, что угодно, рационально (логически и этически) вписывающееся в установленные законом рациональные рамки  и порядки, прикрывая  по своей ЭГО-творческой (гибкой, манипулятивной, рациональной реализации  (ПФ2) свой иррациональных произвол (насаждаемый хаос) благими намерениями, заботой о ближнем, оздоровительными психотехниками, общеразвивающими тренингами наработкой бойцовских качеств, воспитанием уважения к авторитету и т.д. – то есть, всем тем, что позволяет ему беспрепятственно расширять не правовое (альтернативное, регрессивное, «теневое») иррациональное поле в рамках закона.

VII. Соотношение, приём и передача соцзаказа по психологическим признакам рациональности-иррациональности, упрямства-уступчивости, субъективизма-объективизма.  

Соотношение по психологическим признакам, составляющим ТИМы (типы информационного метаболизма) социона – рациональности-иррациональности, упрямства-уступчивости, субъективизма-объективизма позволяет разделить ТИМы на четыре группы:

1. ПЕДАНТЫ (упрямые-рационалы-субъективисты) – ЛИИ, Робеспьер; ЭСЭ, Гюго; ЭИЭ, Гамлет; ЛСИ, Максим.
2. ВОЛОКИТЫ (уступчивые-иррационалы-субъективисты) – ИЛЭ, Дон-Кихот; СЭИ, Дюма; СЛЭ, Жуков; ИЭИ, Есенин.
3. МОРАЛИСТЫ (уступчивые-рационалы-объективисты) –  ЛИЭ, Джек; ЭСИ, Драйзер; ЛСЭ, Штирлиц; ЭИИ, Достоевский.
4. СЕРДЦЕЕДЫ (упрямые-иррационалы-объективисты) – СЭЭ, Цезарь; ИЛИ, Бальзак;  ИЭЭ, Гексли; СЛИ, Габен.

С характеристиками каждой из групп можно ознакомиться здесь:

В каждом из эволюционных колец соцзаказа ТИМы,  представляющие каждую из этих групп, распределяются по цепочке следующим образом:

ВОЛОКИТА → ПЕДАНТ → СЕРДЦЕЕД → МОРАЛИСТ → ВОЛОКИТА...

Соответственно, и в диадах экстравертно-эволюционного кольца эта цепочка будет выглядеть так:

1-я диада: ВОЛОКИТА-ИЛЭ, Дон-Кихот → ПЕДАНТ-ЭИЭ, Гамлет;
2-я диада: ПЕДАНТ-ЭИЭ, Гамлет → СЕРДЦЕЕД-СЭЭ, Цезарь;
3-я диада: СЕРДЦЕЕД-СЭЭ, Цезарь → МОРАЛИСТ-ЛСЭ, Штирлиц;
4-я диада: МОРАЛИСТ-ЛСЭ, Штирлиц → ВОЛОКИТА-ИЛЭ, Дон-Кихот.

Каждая из этих четырёх эволюционных диад в ИТО соцзаказа ориентирована на координирующую доработку рациональных  логических и этических отношений в ракурсе признаков рациональности-иррациональности, упрямства-уступчивости, субъективизма-объективизма.

VII-6. Соотношение, приём и передача соцзаказа по психологическим признакам РАЦИОНАЛЬНОСТИ-ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ, БЕСПЕЧНОСТИ-ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ, РЕШИТЕЛЬНОСТИ- РАССУДИТЕЛЬНОСТИ.

Соотношение по психологическим признакам, составляющим ТИМы (типы информационного метаболизма) социона – рациональности-иррациональности, беспечности-предусмотрительности, решительности-рассудительности также позволяет разделить ТИМы на четыре группы:

1. ПРОЖЕКТЁРЫ (беспечные-рассудительные-иррационалы) – ИЛЭ, Дон-Кихот; СЭИ, Дюма; ИЭЭ, Гексли; СЛИ, Габен.
2. ЭНТУЗИАСТЫ (беспечные-решительные-рационалы) – ЭИЭ, Гамлет; ЛСИ, Максим; ЛИЭ, Джек, ЭСИ, Драйзер.
3. ФАТАЛИСТЫ (предусмотрительные-решительные-иррационалы) – СЛЭ, Жуков, ИЭИ, Есенин, СЭЭ, Цезарь, ИЛИ, Бальзак.
4. ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ (предусмотрительные-рассудительные-рационалы) – ЭСЭ, Гюго; ЛИИ, Робеспьер; ЛСЭ, Штирлиц, ЭИИ, Достоевский. 

С характеристиками каждой из групп можно ознакомиться здесь:

В каждом из эволюционных колец соцзаказа ТИМы,  представляющие какую-либо из этих групп, распределяются по цепочке следующим образом:

ПРОЖЕКТЁР → ЭНТУЗИАСТ → ФАТАЛИСТ → ПЕРЕСТРАХОВЩИК → ПРОЖЕКТЁР...

В диадах экстравертно-эволюционного кольца эта цепочка будет выглядеть так:

1-я диада: ПРОЖЕКТЁР -ИЛЭ, Дон-Кихот → ЭНТУЗИАСТ -ЭИЭ, Гамлет;
2-я диада: ЭНТУЗИАСТ-ЭИЭ, Гамлет → ФАТАЛИСТ-СЭЭ, Цезарь;
3-я диада: ФАТАЛИСТ-СЭЭ, Цезарь → ПЕРЕСТРАХОВЩИК-ЛСЭ, Штирлиц;
4-я диада: ПЕРЕСТРАХОВЩИК-ЛСЭ, Штирлиц→ПРОЖЕКТЁР-ИЛЭ, Дон-Кихот.

Беспечный соцзаказчик- ПРОЖЕКТЁР-ИЛЭ, Дон-Кихот, генерируя идею, вдохновляет ею беспечного подзаказного ЭНТУЗИАСТА-ЭИЭ, Гамлета, тот передаёт её своему подзаказному предусмотрительному-решительному иррационалу-ФАТАЛИСТУ-СЭЭ, Цезарю, который, будучи предусмотрительным, более критично относится к этой идее и осторожно (избирательно) приобщается к этому проекту (если он того стоит), после чего передаёт идею этого проекта своему подзаказному, ПЕРЕСТРАХОВЩИКУ-ЛСЭ, Штирлицу, который, будучи предусмотрительным, рассудительным рационалом, всесторонне продумывает и просчитывает его, после чего передаёт своему подзаказному ПРОЖЕКТЁРУ-ИЛЭ, Дон-Кихоту – беспечному-рассудительному-иррационалу, который вдохнёт в этот проект новый импульс, сделав его более смелым, интересным, амбициозным, а иначе его подзаказный ЭНТУЗИАСТ-ЭИЭ, Гамлет, им может не заинтересоваться, и  идея останется неосуществлённой. 

Каждая из этих четырёх эволюционных диад ИТО соцзаказа ориентирована на координирующую доработку иррациональных  интуитивных и сенсорных отношений в ракурсе признаков рациональности-иррациональности, беспечности-предусмотрительности, решительности-рассудительности.