21 декабря 2017

Отношения полной противоположности. Схема.

Отношения полной противоположности тоже похожи на зеркальные ИТО, поскольку и здесь взаимодействуют члены одно и того же «дискуссионного клуба».

Партнёры либо... 
  • социалы (этики/сенсорики), либо
  • исследователи (логики/интуиты), либо
  • гуманитарии (этики/интуиты), либо
  • управленцы (логики/сенсорики),  что в свою очередь сообщает им общие социальные цели и интересы.
Отношения полной противоположности объединяют в диаду партнёров ортогональных квадр: первой/третьей, второй/четвёртой (альфа/гамма, бета/дельта).

Дополнение по квадровому признаку АРИСТОКРАТИЗМА–ДЕМОКРАТИЗМА позволяет партнёрам адекватно (но не бесконфликтно!) взаимодействовать в демократических отношениях социального равенства или  в иерархических отношениях соподчинения, поскольку оба партнёра здесь либо ДЕМОКРАТЫ, либо АРИСТОКРАТЫ (по психологическому признаку).

Дополнение по признаку КВЕСТИМНОСТИ–ДЕКЛАТИМНОСТИ притягивает партнёров друг к другу, что в сочетании с общими интересами и всем вышеперечисленным делает отношения ещё более привлекательными, равновесными и устойчивыми.

ДОПОЛНЕНИЕ (совпадение) по признакам РАЦИОНАЛЬНОСТИ–ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ и ЭВОЛЮЦИИ и ИНВОЛЮЦИИ – также позволяет партнёрам адекватно (но не бесконфликтно!) взаимодействовать в этих диадах.

Дополнение по признакам ЭКСТРАВЕРСИИ –ИНТРОВЕРСИИ при неблагоприятных ситуациях, ещё более обостряющих проблематичные отношения в диадах этого типа ИТО, приводит к психологической экспансии экстраверта (расширению информационного поля экстраверта за счёт информационного поля интроверта с последующим вытеснением интроверта из сферы его влияния  и интересов)  и последующим реваншем интроверта (вытеснением экстраверта интровертом из сферы влияния и интересов интроверта).

Отсутствие дополнения по диадным признакам УПРЯМСТВА–УСТУПЧИВОСТИ становится причиной многих принципиальных разногласий и конфликтов, что существенно усложняет взаимоотношения партнёров в этих диадах в стремлении УПРЯМЫХ доминировать над УСТУПЧИВЫМИ (подчинять их своей воле, навязывать им свои требования) с последующим реваншем  УСТУПЧИВЫХ.

Отсутствие дополнения по диадным признакам БЕСПЕЧНОСТИ–ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ также становится причиной многих конфликтов и разногласий в этих диадах в стремлении ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫХ накапливать материальные (и иные) преимущества за счёт БЕСПЕЧНЫХ, лишая их возможности взять реванш.

Основная нагрузка при взаимодействии в этих диадах падает на относительно слабые, психические функции (ПФ) обоих партнёров, расположенные на «слабых», глубинных (серединных) уровнях их моделей (СУПЕРЭГО и СУПЕРИД) и потому нуждающиеся в  более надёжной поддержке со стороны:
  • на болевую, мобилизационную функцию или ТНС – точку наименьшего сопротивления (ПФ4), которая у каждого из них оказывается объектом критических нападок всякий раз, когда нуждается в помощи другого партнёра и запрашивает её, поскольку ответ подаётся с позиций активационной функции (ПФ6), – довольно слабой, зависимой от посторонней помощи, «инфантильной» (по оценке ситуации) и обманчивой в своей недолго активизации,  что приводит к взаимному разочарованию и раздражению партнёров.
  • и на суггестивную (внушаемую) – точку абсолютной слабости ( ПФ5), которая получает поверхностную, манипулятивно-обманчивую «ролевую» (ПФ3) информацию со стороны партнёра, что также приводит к взаимному раздражению и недовольству.
  • на ролевую (нормативную) функцию (ПФ3), которая принимает на себя повышенную нагрузку из-за постоянных запросов информации со стороны суггестивной функции (ПФ5) партнёра, а в ответ получает только разочарование и раздражение.
  • и на активационную (ПФ6), которая недолго (и только импульсивно) может поддерживать ТНС (болевую, мобилизационную ПФ4) партнёра, а потому быстро «устаёт», «остывает», «охладевает», теряет силы для необходимого информационного обеспечения своей модели и партнёру по своему аспекту поддержки оказать уже не может, что опять же приводит к взаимным обидам и разочарованиям.

Взаимодействие по этим точкам между партнёрами происходит по каналам связи 4–6/6–4 и 3–5/5–3, – на слабых уровнях моделей их ТИМов – СУПЕРЭГО и СУПЕРИД. Адекватной информационной поддержки и помощи ни  один из партнёров при этом не получает. Каждый при случае ограничивается (отделывается) неубедительными и невразумительными  отговорками, которыми они ещё больше раздражают друг друга, что оборачивается для них взаимным террором и усугубляет поминутно возникающие в связи с этим проблемы, заставляя каждого из них искать поддержки и помощи на стороне, что в конечном итоге приводит к взаимному разрыву отношений.

ОПИСАНИЕ.

Поначалу, по мере взаимодействия по ролевым (нормативным) аспектам обоих партнёров, отношения кажутся привлекательными и способствующими к сближению.

По мере сокращения дистанции, в силу взаимного притяжения по признаку КВЕСТИМНОСТИ–ДЕКЛАТИМНОСТИ, нарастает ажиотаж взаимного физического и чувственного влечения. В «логических» диадах он укрепляется взаимной выгодой, взаимными интересами, в этических – усиливается  за счёт нарастания эмоционального и чувственного фона.

В дальнейшем, при переходе партнёров на свои ролевые и суггестивные аспекты, отношения начинают напоминать первый (поверхностный и кратковременный) этап  дуальных отношений (поскольку ролевой аспект дуалов каждого из партнёров соответствует программному аспекту «их полных противоположностей» или «противоположников»): каждый из партнёров-«противоположников» ненадолго внушается (суггестируется) ограниченной и поверхностной информацией, подаваемой  с ролевого аспекта другого партнёра: взаимодействие проходит по каналам 3–5; 5–3.

Следствием этого оказывается недолговременная активация партнёров с заявкой на информацию, подаваемую с позиций мобилизационной (болевой) функции (или ТНС – точки наименьшего сопротивления) другого партнёра, что приводит к последующему взаимному их расхолаживанию из-за слабой и неадекватной информационной поддержки со стороны ТНС каждого из партнёров: взаимодействие проходит по каналам 4–6; 6–4.

Демонстративные аспекты (ПФ8) каждого из партнёров взаимно «запрашивают»  высокой оценки со стороны ЭГО-твочреских аспектов соконтактника, но ожидаемого поощрения не получают, а вместо этого втягиваются в конкуренцию по антагонистическим творческим аспектам уровней ЭГО и ИД, по каналам 8–2; 2–8.

Тут же  втягиваются в «конкуренцию» и антагонистичные аналитические аспекты уровней ЭГО и ИД – ЭГО-программы (ПФ1) и наблюдательной функции (ПФ7), по каналам 1–7; 7–1.

Взаимное очарование партнёром при этом быстро сменяется разочарованием, поскольку к воспринимаемой по аналитическим аспектам информации уже примешиваются чуждые и неприемлемые для каждого из партнёров антагонистические приоритеты ортогональной квадры, которые они взаимно навязывают друг другу, что тут же у каждого из них сопровождается ощущением психологического дискомфорта и вызывает необходимость отторгать эти чуждые, ортогональные приоритеты, что довольно быстро приводит к взаимному непониманию и разладу их отношений.

Одновременно с этим  каждый из «противоположников» разочаровывается отсутствием активизирующего стимула (активации) со стороны партнёра, что сразу же расхолаживает отношения, делает их вялыми и натянутыми, заставляя каждого партнёров сомневаться в их стабильности, продолжительности и перспективности.  

Это ощущение усиливается отсутствием у обоих партнёров поддержки по своей слабой и проблематичной мобилизационной функции – «точки наименьшего сопротивления» (ТНС), поскольку информация на ТНС каждого из партнёров подаётся уже с «расхоложенных» активационных функций. Отсутствие поддержки по ТНС разобщает обоих партнёров, заставляя их искать помощи на стороне. Попытки вернуться к начальному этапу их отношений – взаимодействию по нормативным и ролевым аспектам – и насильно удерживать отношения на этом этапе, также оказываются безуспешными, поскольку взаимно квестимное-деклатимное притяжение их моделей заставит партнёров сократить дистанцию, что приведёт и к возвращению всех последующих конфликтов их ортогонального взаимодействия.

Отсутствие дополнения по квадровым признакам приводит к целому рядом неудобств и осложнений, связанных с отсутствием взаимопонимания  по уровню ЭГО и неадекватностью взаимодействия по информационным аспектам, расположенным на слабых уровнях информационной модели (СУПЕРЭГО, СУПЕРИД) и на её лаборных (слабо вербализуемых) блоках (СУПЕРЭГО, ИД). В связи с этим в процессе взаимодействия обостряются квадровые антагонизмы, которые сопровождаются болезненными «ударами» по квадровым комплексам каждого из партнёров, приводят их к ещё большему непониманию и  делают отношения невыносимыми.

Защита интересов по квадровому комплексу

Квадровый комплекс – это табуированная, тщательно оберегаемая от внешних помех и притеснений зона! Это не причуда, от которой можно отмахнуться, не блажь и не пустая фантазия, на которую можно закрыть глаза. Игнорировать  квадровый комплекс партнёра чрезвычайно опасно! Обиженный таким отношением партнёр будет чувствовать себя не просто угнетённым или затравленным, он ощутит себя на грани полной и абсолютной гибели, у него возникнет ощущение смертельной опасности,  и он будет защищать свои интересы по квадровому комплексу, как последний рубеж, за которым уже начинается неминуемое уничтожение его личности, которое он допустить никак не может, а потому не раздумывая пойдёт на самые отчаянные, крайние меры, рискуя абсолютно всем  – своей свободой, благополучием, жизнью – всем! Но своего не уступит! Лучше смерть или смертоубийство, чем отказ от защиты интересов по квадровому комплексу.  Перейти предел допустимых уступок по квадровому комплексу – значит потерять себя, потерять смысл и цель в жизни, потерять интерес к жизни – лишиться всего! Но это именно то, что чаще всего и происходит в условиях взаимодействия представителей ортогональных квадр. 

Удар по квадровому комплексу – болезненнее, чем  удар по ТНС (точке наименьшего сопротивления, «болевой», «мобилизационной» функции), потому что квадровый комплекс, созданный самой эволюционно-соционной природой человека посредством определённых сочетаний квадровых  (а не индивидуальных) психологических свойств-признаков – гораздо более древнее природное формирование, чем ТНС. В основе квадрового комплекса, как и в основе  всех информационных аспектов, лежит инстинкт самосохранения, но в отличие от ТНС, квадровый комплекс включает в себя не один, а несколько информационных аспектов – приоритетных квадровых  ценностей. И представляет собой более обширную «зону страха» – страха утратить эти приоритеты, которые являются для него необходимой и оптимальной нормой существования – жизненно необходимыми условиями и обстоятельствами.
Удар по ТНС – сильный, жестокий, как запрещённый удар ниже пояса, но возникающее при этом ощущение нестерпимой обиды при всей её болезненности  можно перетерпеть, – принять как объективное условие, с которым приходится (хоть и с трудом) временно примириться.

Но ущерб интересов по квадровому комплексу наносит сокрушительное удар по всем доминирующим аспектам психотипа, надолго их подавляя, нивелируя и угнетая (удерживая «в тисках»). Любая уступка по квадровому комплексу ведёт к самоуничтожению, поэтому и уступкой она оказывается невосполнимой, а потому и недопустимой, – её нельзя перетерпеть, потому что она слишком разрушительна, и с ней  как с  ущербом невозможно  примириться из-за необратимости её последствий. Человека при этом охватывает ощущение такой тотальной безысходности, и отчаяние нападает  такое, словно вся жизнь летит в пропасть. Поэтому каждому, кто попадает в такие обстоятельства, приходится (подчиняясь инстинкту самосохранения) защищать свои интересы любой ценой до победного конца.

Антагонизмы квадровых комплексов в квадрах ДЕМОКРАТОВ.

В демократических квадрах альфа-квадралы, желая поставить ортогональных партнёров гамма-квадралов в унизительное материально-зависимое положение, всеми силами препятствуют их профессиональной и творческой самореализации,  внушая им, что они – никчёмные,  невезучие бесталанные и  предрекая им полнейший крах их будущих творческих планов, чем и травмируют их по гамма-квадровому комплексу «связанных рук», вызывая панический страх невозможности себя творчески реализовать и доказать свою профессиональную состоятельность. Попытки гамма-квадралов оспорить их мнение приводят к скандалам и ужесточению террора со стороны альфа-квадралов, поскольку отказ гамма-квадралов от обсуждения спорных вопросов (во избежание новых скандалов), приводит к ещё большему недоверию, опасениям и (как следствие) взрыву раздражения альфа-квадралов, которых настороженное молчание гамма-квадралов бьёт по альфа-кваровому комплексу «зажатого рта»: с ними не разговаривают, не позволяют высказывать своё мнение, – что может быть хуже? Альфа-квадралы устраивают скандалы, чтобы получить возможность высказаться, а гамма-квадралы, у которых авторитарность мнения и эмоциональные выплески не в чести (аспекты логики систем и этики эмоций – вытесненные ценности) будучи не в силах переносить разговоры на повышенных тонах, не придавая их словам значения (в гамма-квадре, где доминирует деловая логика, приоритетны не слова, а действия), отмалчиваются ещё больше и старательно избегают конфликтных ситуаций. Альфа-квадралы (чтобы получить возможность высказаться), усиливают эмоциональный террор, –  провоцируют новые скандалы, изводя гамма-квадралов придирками. Гамма-квадралы, отключаясь от их «шумов», стараются сберечь свои силы (нервы, психику, здоровье, гражданские права и свободы) для творческой самореализации и доказательств своей профессиональной состоятельности. В ответ на это альфа-квадралы (у которых аспекты деловой логики и этики отношений не в чести) шумом, криком, скандалами,  склоками, интригами (как крайним средством), тотальными запретами и авторитарностью мнений перекрывают возможности профессиональной самореализации гамма-квадралов, комплексуя и занижая их профессиональную самооценку с тем, чтобы поставить их в ещё более унизительное и зависимое положение, что ещё сильнее бьёт гамма-квадралов по их квадровому комплексу «связанных рук». И вот тогда уже гамма-квадралы (если, конечно, останутся в живых после такого террора) пойдут на окончательный и бесповоротный разрыв отношений, мобилизуя для этого все свои возможности и силы, сметая на своём пути все препятствия, нагромождаемые  альфа-квадралами, жестоко и беспощадно подавляя их сопротивление. 

Антагонизм квадровых комплексов в квадрах АРИСТОКРАТОВ.

В аристократических квадрах  естественное, нормальное  и жизненно необходимое стремление дельта-квадралов к интеллектуальному, духовному и профессиональному самосовершенствованию и развитию сверх-чувсвенных ощущений  и возможностей  (следствие доминирование в дельта-квадре аспектов  альтернативной интуиции потенциальных возможностей, деловой логики, возвышенной этики отношений и альтернативной сенсорики ощущений), вызывает возмущение и негодование  у представителей бета-квадры, где развитие этих свойств является исключительно привилегией интеллектуальной и духовной элиты. Вследствие этого бета-квадрал, вынужденный создавать дельта-квадралу условия для такого самосовершенствования, чувствует себя обиженным –отброшенным на унизительные позиции «обслуживающего персонала» – считает себя прислугой,  человеком второго сорта, что, естественно, угнетает его, «бьёт» по бета-квадровому комплексу «шестёрки» и вызывает страх вытеснения в нижние слои иерархии – в прислужники в парии. Повелительный тон, требования, придирки и замечания  дельта-квадралов становятся для бета-квадрала нестерпимыми, а требования соблюдения корректности (разговора на пониженных тонах) раздражают и возмущают всё больше. Их раздражение сопровождается взрывами эмоций, находит выход в скандалах и ссорах, которые они начинают устраивать по каждому поводу проявленного дельта-квадралами теперь уже защитного  высокомерия вследствие полученного удара по дельта-квадровому комплексу «подрезанных крыльев» и вызванного страхом невозможности в полной мере реализовать свои способности и таланты, что вызывает со стороны дельта-квадралов ещё более жёсткие требования уважения к их нравственному, сенсорному, духовному, интеллектуальному и профессиональному  потенциалу.

Бета-квадралы волевыми и авторитарными методами (в силу доминирования в бета-квадре аспектов волевой сенсорики и иерархической логики систем) пытаются поставить дельта-квадралов «на место» (в подчинённое положение) и воспрепятствовать их элитарному интеллектуальному и духовному саморазвитию, что опять же бьёт дельта-квадралов по квадровому комплексу «подрезанных крыльев» и вызывает с их стороны жёсткий протест, на который уязвлённые и униженные их самозваным ранговым превосходством бета-квадралы (под влиянием бета-квадрового комплекса «шестёрки») отвечают ещё более жёстким авторитарным давлением и террором, – новыми запретами, сопровождаемыми взрывами ярости,  и скандалами, травмирующими психику дельта-квадралов, которые, как и все объективисты, не выносят разговоров на повышенных тонах.
Оспаривание диктаторских прав бета-квадралов и  требования «сбавить тон» раздражают и возмущают бета-квадралов ещё больше, поскольку  аспекты волевой сенсорики, логики систем и этики эмоций являются для них и приоритетными, и защитными, но совершенно неприемлемыми в дельта-квадре – возмутительными, унизительными, неподобающими – бьющими по дельта-квадровому комплексу «подрезанных крыльев», – где уж тут воспарять в облака, если тебя так подрезают и унижают? Диктату и авторитарному мнению бета-квадралов они подчиняться отказываются – цепляются за свои социальные права и возможности духовной и интеллектуальной самореализации, как за соломинку, чтобы не потонуть в пучине откровенного террора, вражды, косности и недоверия бета-квадралов, отправляющих (для рангового самоутверждения, под давлением комплекса «шестёрки») дельта-квадралов на «перевоспитание»  – на принудительные, «чёрные» работы, – чтоб те знали почём фунт лиха, чтоб жизнь мёдом не казалась, чтоб нос не задирали и не унижали их, бета-квадралов, усугубляя их страдания по комплексу «шестёрки». Дельта-квадралы протестуют, взаимное возмущение и сопротивление накаляется, дельта-квадралы, пытаясь найти альтернативу своим отношениям с бета-квадралами (или, хотя бы, защиту от них), сбегают от бета-квадралов. Эта мера воспринимается бета-квадралами как предательство, что унижает и оскорбляет их ещё больше, обостряя бета-квадровый комплекс «шестёрки» – их использовали, потом унизили,  а теперь и вовсе оставляют с носом?! Как бы не так! Бета-квадралы преследуют беглецов и возвращают их под свой диктат, усиливают террор и  незаметно для себя, в порыве отчаяния (а то и намеренно) переходят границы законных действий. 

В условиях социальных преимуществ – старшинства дельта-квадралов, неприятие бета-квадралами  дельта-квадровых ценностей – отказ, нежелание бета-квадралов духовно и интеллектуально развиваться (чтобы не отрываться от реалий окружающей их действительности), может послужить причиной изгнания (вытеснения) бета-квадралов дельта-квадралами из семьи.

Для того, чтобы удержаться на высоте во мнении дельта-квадрала, недостаточно  быть разносторонне одарённым человеком, – надо постоянно развивать свои таланты (все сразу!) и успешно их реализовывать профессионально (если дельта-квадрал узнает, что какие-то способности перестают развиваться, он будет разочарован и не станет этого скрывать: человек, пусть даже по возрасту перестающий развивать хотя бы один из  многих своих талантов, «падает» в его глазах и в его оценке, хотя бы потому, что позволил обстоятельствам «подрезать себе крылья» и смирился с этим). Бета-квадрал под критической оценкой дельта-квадралов и постоянно возрастающими их запросами  чувствует себя  неуютно –как будто попадает в лохотрон, где себестоимость его вкладов и усилий неизменно занижается,  и в конечном итоге сбегает с этой «ярмарки тщеславия», обвиняя дельта-квадралов в снобизме и ещё больше игнорируя их требования и приоритеты. 

Взаимодействие по сочетанию признаков:

УСТУПЧИВОСТИ – УПРЯМСТВА, 

СУБЪЕКТИВИЗМА – ОБЪЕКТИВИЗМА,

РАЦИОНАЛЬНОСТИ – ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ. (см. «Партнёрские отношения в ракурсе психологических признаков РАЦИОНАЛЬНОСТИ — ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ, СУБЪЕКТИВИЗМА — ОБЪЕКТИВИЗМА, УПРЯМСТВА — УСТУПЧИВОСТИ» главы 9 – 13 http://socionika-forever.blogspot.ca/2010/09/blog-post_205.html)


В интертипных отношениях полной противоположности взаимодействуют два типа соотношений этих признаков в диадах:

I. ВОЛОКИТЫ (В) – уступчивые-субъективисты-иррационалы,
и СЕРДЦЕЕДЫ (С)упрямые-объективисты-иррационалы, в диадах:

1. ИЛЭ, Дон-Кихот (В) – ИЛИ, Бальзак (С);
2. СЭИ, Дюма (В) – СЭЭ, Цезарь (С);
3. СЛЭ, Жуков (В) – СЛИ, Габен (С);
4. ИЭИ, Есенин (В) – ИЭЭ, Гексли (С).

II. ПЕДАНТЫ (П) – упрямые-субъективисты-рационалы
и МОРАЛИСТЫ (М)уступчивые-объективисты-рационалы, в диадах:

1. ЭСЭ, Гюго (П) – ЭСИ, Драйзер (М);
2. ЛИИ, Робеспьер (П) – ЛИЭ, Джек (М);
3. ЭИЭ, Гамлет (П) – ЭИИ, Достоевский (М);
4. ЛСИ, Максим (П) – ЛСЭ, Штирлиц (М).

ПЕДАНТЫ, МОРАЛИСТЫ, СЕРДЦЕЕДЫ, ВОЛОКИТЫ – цели и средства социальной успешности.
 
У каждого ТИМа – своя ориентация на социальную успешность и свой арсенал  средств и способов быть востребованным обществом, основанный на структуре его ментального блока, ЭГО-ценностях и приоритетах.

ПЕДАНТЫупрямые-субъективисты-рационалы: ЛИИ, Робеспьер/ЭСЭ, Гюго и ЛСИ, Максим/ЭИЭ, Гамлет – аспект логики соотношений – ЭГО-программный в диадах (±БЛ1). У каждого ПЕДАНТА есть свой свод законов и набор способов  их  внедрять и контролировать, основанных на признаках эмотивности и конструктивности. Работая на контрастах: чередуя кнут и пряник,  меняя гнев на милость, строптивость на покорность, агрессивность на миротворчество, они подчиняют окружающих своим правилам, организуя их в свою систему и управляя ею в своих интересах. Вытеснить себя из системы он не позволяет, используя всё тот же набор средств.

ВОЛОКИТЫуступчивые-субъективисты-иррационалы: ИЛЭ, Дон-Кихот/СЭИ, Дюма и СЛЭ, Жуков/ИЭИ, Есенин – аспект логики соотношений – ЭГО-творческий в диадах (±БЛ2). У каждого ВОЛОКИТЫ есть свой список «полезных» и «нужных» людей,  приобщённых к системе его отношений и готовых предоставить ему свою поддержку, опеку, оказать протекцию и покровительство, открыть двери своего дома для его частых визитов и даже долговременного проживания. И есть свой метод внедрения в чужую систему и обустройства под чужой «крышей», которую он после этого будет считать частью своей системы отношений и вытеснить себя из неё не позволит, пока она представляет для него какую-то выгоду, пользу или привлекательность. Вытеснен из-под  чужой «крыши» он может быть только силой – физической силой хозяев, силой обстоятельств или законом.

МОРАЛИСТЫуступчивые-объективисты-рационалы: ЭСИ, Драйзер/ЛИЭ, Джек и ЭИИ, Достоевский/ЛСЭ, Штирлиц – аспект этики отношений – ЭГО-программный в диадах (±БЭ1). У каждого МОРАЛИСТА есть свои «скрижали Завета» – свой свод этических законов и правил и свой набор средств их насаждать, защищать и поддерживать. Искореняя зло и насаждая добро (каким они его понимают), борясь с общественными пороками и регрессивными пережитками прошлого, манипулируя стимулами, связывая обещаниями и ограничениями, действуя убеждениями и запретами, используя методику поощрений и наказаний, МОРАЛИСТЫ подчиняют окружающих своим моральным кодексам,  собирая их в свою команду и управляя ею в своих и общественных интересах. Вытеснить себя из команды они не позволяет, используя всё тот же набор средств.

СЕРДЦЕЕДЫупрямые-объективисты-иррационалы: СЭЭ, Цезарь/ИЛИ, Бальзак и ИЭЭ, Гексли/СЛИ, Габен – аспект этики отношений – ЭГО-творческий в диадах (±БЭ2).  У каждого СЕРДЦЕЕДА есть свой «дон-жуановский список» «покорённых» и зависимых от его желаний и воли людей, «полезных» и «нужных» в самых различных сферах его отношений. И есть свой набор необходимых ему для достижения цели манипулятивных методик и  игр, основанных на признаках эмотивности и конструктивности, позволяющих ему работать  на контрастах: сближая и отдаляя дистанцию, «разрывая» и «возобновляя» отношения,  в зависимости от обстоятельств «теряя» и «проявляя» интерес к нужному человеку.   Меняя роли в своей игре, повышая или понижая статус и самооценку партнера, чередуя требовательность на снисходительность, уважение и неуважения, упрямство и уступчивость,  меняя  гнев на милость, строптивость на покорность, агрессивность на миротворчество, они подчиняют окружающих своим правилам, организуя их в свою «свиту», управляя ею в своих интересах. Вытеснить себя из своих интересов они не позволяет, используя всё тот же набор средств.

ПЕДАНТЫ, МОРАЛИСТЫ, СЕРДЦЕЕДЫ, ВОЛОКИТЫ – взаимодействие между группами в отношениях полной противоположности.

I. "ВОЛОКИТЫ" (уступчивые-субъективисты-иррационалы) и "СЕРДЦЕЕДЫ" (упрямые-объективисты-иррационалы).

Свободная интерпретация законов и правил здесь противостоит свободной интерпретации морали: "СЕРДЦЕЕД" завоёвывает "сердце" — доверие и расположение своего партнёра, "ВОЛОКИТА" отвоёвывает "крышу дома своего" (или чужого, который он тоже считает своим); манипулирует системами ("крышами"), желая получить гораздо больше того, что полагается ему по праву.
Взаимный антагонизм этих направлений создаёт зону противоборства в этих группах. С одной стороны — произвол бесконечно гибкого и растяжимого законотворчества, при котором сам учредитель этих законов всегда прав, с другой — произвол гибкого и манипулятивного морализаторства, размывающего границы дозволенного.

Каждый из соконтактников навязывает свои правила игры, спонтанно меняя их по своему усмотрению. При этом каждый пытается творчески  уследить за сменой правил игры соконтактника  (рациональные аспекты здесь творческие (ПФ2), манипулятивные), каждый изыскивает противоречия в его доводах и пытается на них указать, но удовлетворение от достигнутых результатов не получает. Стоит только оспорить одно положение, указав на его двустандартность и противоречивость, как соконтактник даёт ему новую, ещё более спорную и путанную интерпретацию.

Размывать значения интерпретаций, передёргивать смыслы слов, отрывать слова от контекста, подменять одну сущность слова другой в равной степени могут все ИРРАЦИОНАЛЫ (их этому учить не надо).

В этой группе УСТУПЧИВЫЕ СУБЪЕКТИВИСТЫ выступают против УПРЯМЫХ ОБЪЕКТИВИСТОВ. А значит, и противоборство проходит как по квадровым признакам СУБЪЕКТИВИЗМА — ОБЪЕКТИВИЗМА и по диадным УСТУПЧИВОСТИ и УПРЯМСТВА. Пока УСТУПЧИВЫЕ СУБЪЕКТИВИСТЫ («ВОЛОКИТЫ») пытаются отстоять свою правоту в споре, УПРЯМЫЕ ОБЪЕКТИВИСТЫ  («СЕРДЦЕЕДЫ») подкрепляют свои доводы действием: поступают так, как считают нужным, а затем ставят соконтактников перед свершившимся фактом, заставляя его считаться с новыми обстоятельствами.

УСТУПЧИВЫЕ СУБЪЕКТИВИСТЫ  («ВОЛОКИТЫ») начинают рассуждать о своих правах, пытаются ограничить действия УПРЯМЫХ ОБЪЕКТИВИСТОВ («СЕРДЦЕЕДОВ»). Но пока они изобретают новые правовые ограничения, придумывая своим мерам и действиям оправдание, УПРЯМЫЕ ОБЪЕКТИВИСТЫ («СЕРДЦЕЕДЫ») не на словах, а на деле успевают расширить границы дозволенного. 

Своих действий и поступков УПРЯМЫЙ ОБЪЕКТИВИСТ («СЕРДЦЕЕД») может и не объяснять, — для него важнее всего возможность действовать, а поняли его или нет, правильно поняли, или не очень — это уже второй вопрос. Объяснений мотивов поступков может быть великое множество, большую часть из них можно придумывать на ходу. Можно разворачивать дискуссию и пускаться в пространные объяснения, дезориентируя и деморализуя УСТУПЧИВОГО СУБЪЕКТИВИСТА («ВОЛОКИТУ»). Пока он будет размышлять над этими объяснениями, УПРЯМЫЙ ОБЪЕКТИВИСТ («СЕРДЦЕЕД») присвоит себе новые привилегии, расширит границы возможностей для себя и ограничит в действии соконтактника. 

Желая взять реванш, УСТУПЧИВЫЙ СУБЪЕКТИВИСТ («ВОЛОКИТА») попытается оградить себя от влияния «СЕРДЦЕЕДА», постарается не втягиваться в его игру, а затем попытается ограничить свободу его действий ещё более жёсткими методами. Применяет силу, применяет новые правовые ограничения, придумывая их на ходу. Устраивает блокаду, изолирует партнёра, жёстко контролирует его связи, действия, отношения (характерно для УСТУПЧИВЫХ - СУБЪЕКТИВИСТОВ-ЭКСТРАВЕРТОВ), дезинформирует, дезориентирует, дезорганизует (характерно для УСТУПЧИВЫХ-СУБЪЕКТИВИСТОВ - ИНТРОВЕРТОВ). Поступает грубо, жестоко, но зато берёт реванш и уже позиций своих не уступает. 

Тут уже УПРЯМЫЙ ОБЪЕКТИВИСТ («СЕРДЦЕЕД»), растративший свои силы на первый прорыв, пытается до него докричаться, уговаривает УСТУПЧИВОГО пойти на уступки, на компромисс. Но УСТУПЧИВЫЙ СУБЪЕКТИВИСТ теперь жёстко стоит на своём, навязывает свои правила и порядки, заставляет считаться со своим мнением, положением, авторитетом. УПРЯМЫЙ ОБЪЕКТИВИСТ, всё больше сдавая свои позиции, заранее соглашается на все условия, предполагая в нужный момент найти возможность поступить по-своему. 

Но этой возможности УСТУПЧИВЫЙ СУБЪЕКТИВИСТ ему уже не предоставляет. И так продолжается до тех пор, пока УСТУПЧИВЫЙ СУБЪЕКТИВИСТ («ВОЛОКИТА») сам не устаёт от собственного диктата и контроля. Тогда он может сам «прекратить игру"»и разорвать отношения. Просто потому, что необходимость ужесточать диктат и контроль его самого сковывает в планах и действиях, лишает возможности искать для себя другие системы (лучшие условия существования). Необходимость удерживать в подчинении УПРЯМОГО ОБЪЕКТИВИСТА уже сама по себе причиняет ему массу хлопот, от которых он и устаёт. Он ослабляет контроль и «СЕРДЦЕЕД» (УПРЯМЫЙ ОБЪЕКТИВИСТ) открывает для себя новые возможности и перспективы. В конечном итоге между ними устанавливается оптимальная дистанция, при которой каждый из них живёт своей яркой, насыщенной жизнью, периодически делится с партнёром впечатлениями и постепенно всё больше отдаляется от него, ещё на какое-то время сохраняя с ним "товарищеские отношения". 

II. «ПЕДАНТЫ» (упрямые-субъективисты-рационалы) и «МОРАЛИСТЫ» (уступчивые-объективисты-рационалы).

Взаимодействие «ПЕДАНТОВ» и «МОРАЛИСТОВ» в основном сводится к взаимной коррекции действий решений, поведения и отношений по рациональным аспектам: (ПФ-1 — ПФ-3 и ПФ-5 —ПФ-7).

В служебных и личных отношениях «ПЕДАНТЫ» вменяют в вину «МОРАЛИСТАМ» их пренебрежение к инструкциям и предписаниям (в том числе и этическими), их неспособность ориентироваться в системных отношениях, должным образом реагировать на критику, на действия руководства, на решения о служебных смещениях и перемещениях. Укоряют их за неспособность присматриваться и приспосабливаться к изменениям, происходящим в системе, за нежелание интересоваться событиями, происходящими в ней.
«МОРАЛИСТЫ» крайне неохотно и только в последнюю очередь подключаются к служебным и внеслужебным мероприятиям. Крайне безынициативны, когда речь заходит о каких-то внеплановых (нецелесообразных и мало эффективных на их взгляд) общественных работах, чем дают повод «ПЕДАНТАМ» в очередной раз упрекнуть их в отсутствии интереса к общественной работе и жизни коллектива, системы. Предложение пожертвовать чем-либо ради интересов системы — деньгами, свободным временем или выходным днём — у моралистов тоже особого энтузиазма не вызывает (тем более, если они никакой выгоды от этих мероприятий не получают, никакой пользы для общества в них не видят). Всё это позволяет «ПЕДАНТАМ» упрекать их в аполитичности, асоциальности, эгоизме индивидуализме. «МОРАЛИСТЫ» отчасти соглашаются с ними, но изменить своё отношение ко всем этим системным, общественным мероприятиям не могут. Они и так принимают участие в них через силу, — подчиняясь необходимости следовать установленным в системе «идиотским» (на их взгляд) порядкам и правилам.
«МОРАЛИСТЫ» считают, что любая общественная инициатива должна быть искренне добровольной, а не показной, не глупой, не противоестественной, — не такой, при которой люди занимаются не своим делом, по принуждению и из рук вон плохо. Кому нужен подневольный, унизительный, рабский труд в порядке общественной инициативы?.. 
Но наибольшего накала отношения достигают тогда, когда «ПЕДАНТЫ» обвиняют «МОРАЛИСТОВ» в нарушении каких-то этических предписаний. «МОРАЛИСТЫ» (а особенно, этики) при этом чувствуют себя так, словно их заставляют поклоняться «фетишу» — тупому и глупому слепку, сделанному с самой убогой и самой примитивной версии, отдалённо напоминающей их ЭГО-программу — область их врождённого профессионализма, по которой каждый из них чувствует себя врождённым «законотворцем», «экспертом», «судьёй», но уж никак не подневольным исполнителем самых грубых и примитивных её образцов. У этиков -«МОРАЛИСТОВ» (ЭСИ, Драйзера и ЭИИ, Достоевского) складывается впечатление, что какой-то профан их учит тому, чему бы они и сами могли его поучить (кто-то другой — «рождённый ползать» — их учит «летать». 

Но именно этот убогий и примитивный вариант реализации их ЭГО-программы им навязывают «НОРМАТИВНЫЕ МОРАЛИСТЫ» — «ПЕДАНТЫ», заинтересованные в большей степени в том, чтобы этика отношений не доминировала над логикой систем. А для этого не моральные принципы нужно ставить во главу угла, а этические предписания — простые и примитивные правила, удобные для отношений в системе, которые, за исключением обычной бытовой и служебной вежливости, далеки от основных постулатов морали. И, главным образом, от основной её заповеди: «Не делай другому того, чего не желаешь себе.» 

Интриги, подставы, подсиживание — обычные для системных отношений, предполагают только формальное (фиктивное, лицемерное, ложное) соблюдение этой заповеди. Фактически же в системе обходят её стороной — используют её, как «ловушку для простаков», которых первыми подставляют, подсиживают, притесняют, выводят в парии, делают «виноватыми» и заставляют расплачиваться за всех и за всё. 

«ПЕДАНТЫ» (УПРЯМЫЕ СУБЪЕКТИВИСТЫ) в системе, в системных отношениях чувствуют себя более, чем свободно (доминанта аспекта логики соотношений в квадрах субъективистов ±БЛ↑). Ориентируются осознанно, непосредственно, определённо. Собирают интересующую их информацию (она словно сама к ним стекается), сами моделируют эти отношения, сами устанавливают правила, сами меняют их «по ходу игры», сами себя выставляют арбитрами, сами выносят оценку своим и чужим поступкам, суждениям, решениям и отношениям (вытеснение аспекта этики отношений в квадрах субъективистов ±БЭ↓ и замещением её доминирующим аспектом логики соотношений ±БЛ↑). Знают, как и с кем разговаривать, знают, как отстаивать свои права, знают, о чём можно говорить, а о чём нельзя. 

«МОРАЛИСТЫ» ничего этого не знают (±БЛ↓). Научиться этому не могут да и не хотят (вытеснение аспекта логики соотношений в квадрах объективистов ±БЛ↓ и замещением её доминирующим аспектом этики отношений ±БЭ↑), чем особенно возмущают «ПЕДАНТОВ». В системных отношениях ориентируются опосредованно — по ощущениям, по неосознанным, неопределённым предчувствиям, а поэтому и становятся жертвами всякого рода подсиживаний, интриг и подстав. 

В этических отношениях — наоборот: «МОРАЛИСТЫ» (а особенно, этики) чувствуют себя в своей стихии — всё вокруг ясно, понятно, определённо и объяснимо.  «ПЕДАНТЫ» в этических отношениях чувствуют себя, как в тёмном и запутанном лабиринте, по которому можно блуждать до бесконечности. Поэтому ориентируются на специально разработанные для них «указатели» — удобные этические предписания, которые хоть и способствуют сближению «МОРАЛИСТОВ» с «ПЕДАНТАМИ», всё же часто нарушаются последними, допускающими эти правила в отношении других, но не в отношении себя.

Интересы системы, доминирующие над правами и интересами личности (±БЛ↑ ±БЭ↓), права личности, вступающие в противоборство с интересами и правами системы (±БЭ↑, ±БЛ↓), — сфера конфликтного взаимодействия "ПЕДАНТОВ" и «МОРАЛИСТОВ», — извечное «яблоко раздора» в интертипных и межличностных отношениях между ними.

«МОРАЛИСТОВ» возмущает «сановная спесь» буквоедов-«ПЕДАНТОВ» (преимущественно, программных системных логиков — Максима и Робеспьера. Раздражает их бюрократический произвол на местах, беспредельный цинизм, жёсткость, глупость, бездушный формализм, авторитарный тон, тупое упрямство, чиновничья чёрствость, неспособность войти в положение человека, обратившегося к ним с личной просьбой. Возмущает нежелание пойти ему навстречу и рассмотреть его вопрос даже в рамках своих прямых должностных и профессиональных обязанностей.

 УПРЯМЫЕ «ПЕДАНТЫ» жестоко куражатся над УСТУПЧИВЫМИ «МОРАЛИСТАМИ» (проверяют на прочность), а те, как УСТУПЧИВЫЕ, стараются не оставаться в долгу: выстраивают отношения по принципу «око за око, зуб за зуб» и сражаются с деспотизмом «ПЕДАНТОВ» изобретательно и беспощадно. Могут пойти и на крайние меры. Не успокоятся пока не возьмут реванш. 

Взаимодействие по сочетанию признаков

РЕШИТЕЛЬНОСТИ – РАССУДИТЕЛЬНОСТИ, РАЦИОНАЛЬНОСТИ –ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ, БЕСПЕЧНОСТИ  –ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ. (см. «Психологический признак БЕСПЕЧНОСТИ и ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ», главы 21–26 http://socionika-forever.blogspot.ca/2010/12/blog-post_4666.html )


В отношениях полной противоположности взаимодействуют два типа соотношений этих признаков в диадах

I. ПРОЖЕКТЁРЫ (П) – беспечные-рассуждающие-иррационалы
и ФАТАЛИСТЫ (Ф) – предусмотрительные-решительные-иррационалы

1. ИЛЭ, Дон-Кихот (П) – ИЛИ, Бальзак (Ф);
2. СЭИ, Дюма (П) – СЭЭ, Цезарь (Ф);
3.СЛИ, Габен (П) – СЛЭ, Жуков (Ф);
4. ИЭЭ, Гексли (П) – ИЭИ, Есенин (Ф).

II. ЭНТУЗИАСТЫ (Э) – беспечные-решительные-рационалы, в диадах:
и ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ (Пс) – предусмотрительные-рассуждающие-рационалы, в диадах:  

1. ЭСИ, Драйзер (Э) – ЭСЭ, Гюго (Пс);
2. ЛИЭ, Джек (Э) – ЛИИ, Робеспьер (Пс);
3. ЭИЭ, Гамлет (Э) – ЭИИ, Достоевский (Пс);
4. ЛСИ, Максим (Э) – ЛСЭ, Штирлиц (Пс).

ПРОЖЕКТЁРЫ, ЭНТУЗИАСТЫ, ФАТАЛИСТЫ, ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ – цели и средства социальной успешности.

У каждого психотипа – своя ориентация на социальную успешность, свои средства и способы быть востребованным обществом. 

ПРОЖЕКТЁРЫбеспечные-рассуждающие-иррационалы: ИЛЭ, Дон-Кихот/ СЭИ, Дюма и  ИЭЭ, Гексли/СЛИ, Габен  – аспект интуиции потенциальных возможностей – ЭГО-программный в диадах (±ЧИ1) – используют богатейший арсенал новых или альтернативных возможностей для создания перспективных возможностных инноваций, фантастически-успешных (по их мнению) проектов, привлекая к ним внимание ЭНТУЗИАСТОВ.

ЭНТУЗИАСТЫбеспечные-решительные-рационалы: ЭИЭ, Гамлет/ЛСИ, Максим и  ЛИЭ, Джек/ЭСИ, Драйзер – аспект волевой сенсорики – ЭГО-творческий в диадах (±ЧС2) – направляют свои волевые усилия на реализацию перспективных, социально успешных проектов, привлекая к ним ФАТАЛИСТОВ.

ФАТАЛИСТЫпредусмотрительные-решительные-иррационалы: СЛЭ, Жуков/ ИЭИ, Есенин и СЭЭ, Цезарь/ИЛИ, Бальзак – аспект интуиции времени – ЭГО-программный в диадах (±БИ1) приобщаются к перспективным проектам,  видя в этом своё высшее предназначение и  желая оставить свой след в истории, привлекая внимание ПЕРЕСТРАХОВЩИКОВ. 

ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ – предусмотрительные- рассудительные-рационалы: ЭСЭ, Гюго/ЛИИ, Робеспьер и ЛСЭ, Штирлиц/ЭИИ, Достоевский – аспект интуиции потенциальных возможностей – ЭГО-творческий в диадах (±ЧИ2) – стараются ввести реализацию проектов в разумное, рациональное русло в интересах всеобщей социальной и экологической успешности.

ПРОЖЕКТЁРЫ, ЭНТУЗИАСТЫ, ФАТАЛИСТЫ, ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ – взаимодействие между группами в отношениях полной противоположности.

I. ФАТАЛИСТЫ (предусмотрительные-решительные-иррационалы)  и ПРОЖЕКТЁРЫ (беспечные-рассуждающие-иррационалы).

В отношениях ФАТАЛИСТОВ с ПРОЖЕКТЁРАМИ так же будет проходить борьба инициатив: на слишком авантюрные проекты ФАТАЛИСТЫ не подписываются. А если и соглашаются в них участвовать, то только будучи абсолютно уверенными
  • в успехе будущего предприятия,
  • в высоком профессионализме его руководителей,
  • в минимальной степени риска и в максимальной выгоде,
  • в собственной руководящей роли в проекте, в преимущественных правах и привилегиях (или в возможности их захватить),
  • в необходимости и целесообразности его проведения,
  • в достаточной его оснащённости и защищённости от возможных неприятностей,
  • в высокой окупаемости всех затрат.
В любом случае, отношения с ПРОЖЕКТЁРАМИ у ФАТАЛИСТОВ будут достаточно напряжёнными. А во многих случаях и конфликтными.

В отношениях полной противоположности будет наблюдаться взаимное подавление инициатив, борьба амбиций, которая закончится поражением для каждого из них: кто больше затратит сил, тот и проиграет. У каждого возникнет ощущение, что он сражается с пустотой, гоняется за призраком, но при этом сам не может сформулировать свои требования и претензии к нему, несмотря на то, что их накапливается очень много. 

II. ЭНТУЗИАСТЫ  – беспечные-решительные-рационалы, 
и ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ (Пс) – предусмотрительные-рассуждающие-рационалы.  

В этих отношениях ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ также подавляют инициативу ЭНТУЗИАСТОВ, приглушают активность, сбивают гонор, занижают самооценку. Навязывают свои решения и советы. 

Раздражаются, если ЭНТУЗИАСТЫ предпринимают что-либо, не посоветовавшись с ними, не спросив их мнения, не получив разрешения. (Не любят, когда что-то решается без них или через их голову.) 
Обижаются,
  • если ЭНТУЗИАСТЫ не согласовывают с ними свои планы,
  • если планы их часто меняются, или если сами они не вписываются в эти планы или не могут их корректировать по своему усмотрению,
  • если ЭНТУЗИАСТЫ  обходят или опережают их в чём либо,
  • если ЭНТУЗИАСТЫ  превосходят их в возможностях, ущемляют в правах, проявляют излишнюю независимость и инициативу. (Природная ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ не позволяет им оставлять всё это без внимания, выпускать из сферы контроля). 
Поводы для обид и упрёков ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ коллекционируют так же, как и причины для страхов и опасений, — накапливают опыт ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ. То они обижаются, что им мало уделяют внимания, то упрекают за то, что им забыли позвонить, ответить на письмо, поздравить с праздником, пригласить в гости… Упрекают в том, что с ними недостаточно откровенны (а этот момент их всегда настораживает), не проявляют должной заботы и чуткости.

И УПРЯМЫЕ, и УСТУПЧИВЫЕ ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ предъявляют огромное количество требований, постоянно повышают планку запросов, придумывает новые поводы для недовольства (хотя и не исключают, что этим они только оттолкнут от себя соконтактника.). Часто жалуются на постоянных партнёров, ищут поводы для того, чтобы придраться к ним или пожаловаться на них. 

Складывается впечатление, что упрёки для них — это 
  • единственная (хоть и опасная, чреватая неприятностями) возможность выговориться, выплеснуть эмоции,
  • возможность сбросить напряжение, разрядить обстановку,
  • возможность провести ревизию отношений и чувств,
  • способ освежить отношения и закрепить их,
  • способ произвести разведку возможного развития отношений — узнать, чем живёт и чем дышит, что думает каждый из его знакомых,
  • возможность заручиться его поддержкой и обещанием,
  • возможность напомнить ему о его обещаниях и потребовать новых услуг, чтобы в будущем чувствовать себя ещё более защищённым.
В ИТО полной противоположности более, чем к каких-либо других ортогональных интертипных отношениях, выявляется идейная (идеологическая) сущность каждой из 16-ти ЭГО-программ (и соответствующих им информационных аспектов) как основанная на инстинкте самосохранения.