30 сентября 2017

Отношения квазитождества. Схема.

Эти отношения похожи на зеркальные ИТО, поскольку здесь взаимодействуют члены одно и того же «дискуссионного клуба».

Партнёры либо...
  • социалы (этики/сенсорики), либо
  • исследователи (логики/интуиты), либо
  • гуманитарии (этики/интуиты), либо
  • управленцы (логики/сенсорики), что в свою очередь сообщает им общие социальные цели и интересы.

В квазитождественных ИТО нет дополнения по признакам ЭКСТРАВЕРСИИ –ИНТРОВЕРСИИ, соответственно нет экспансии экстраверта в отношении интроверта с последующим реваншем последнего. Оба партнёра либо экстраверты, либо интроверты. И это обстоятельство отчасти смягчает и сглаживает отношения между ними, не доводя их до существенных обострений; отчасти делает их похожими на деловые и родственные ИТО (где тоже нет дополнения по экстра /интроверсии).

Дополнение по признаку КВЕСТИМНОСТИ-ДЕКЛАТИМНОСТИ притягивает партнёров друг к другу, что в сочетании с общими интересами и всем вышеперечисленным делает отношения ещё более привлекательными, равновесными и устойчивыми. Общение как раз и начинается с притяжения демонстративной функции партнёра-квестима (ПФ8Кв), желающего произвести выгодное впечатление и ожидающего высокой оценки, к программной функции партнёра-деклатима (ПФ1Де), который в свою очередь посылает запрос с позиций своей демонстративной функции (ПФ8Де) к программной функции партнёра-квестима (ПФ1Кв). Эта перекрёстная демонстрация выигрышных качеств проходит по сильным уровням обеих моделей: ИД – ЭГО, ЭГО – ИД, по каналам: 1–8; 8–1.

Активность программной функции каждого из партнёров включает в работу и их творческие функции, довольно жёстко подающие информацию по наблюдательным аспектам каждого из них и периодически (вместо ожидаемой «благодарности» за предполагаемую активацию, как это запрограммировано в дуальных ИТО) каждая из творческих функций получает жёсткий отпор, который резко нарушает равновесие между партнёрами, в результате чего возникают «перепады», периодически накреняющие отношения в пользу преимуществ то одного, то другого партнёра. Это «раскачивание их общей лодки» также проходит по сильным уровням ЭГО – ИД, ИД – ЭГО,  по каналам: 2–7, 7–2.

Дополнение по квадровому признаку АРИСТОКРАТИЗМА – ДЕМОКРАТИЗМА позволяет партнёрам адекватно взаимодействовать в отношениях социального равенства или в установленной ими иерархии, поскольку оба партнёра здесь либо ДЕМОКРАТЫ, либо АРИСТОКРАТЫ (по психологическому признаку).

То же относится и к дополнению по диадному признаку УПРЯМСТВА и УСТУПЧИВОСТИ, поскольку оба партнёра здесь либо УСТУПЧИВЫЕ, либо УПРЯМЫЕ. (По мере осложнения отношений, каждый из них разыгрывает по этим признакам удобную для себя роль по своим творческим аспектам: УСТУПЧИВЫЙ станет УПРЯМЫМ или наоборот.).

Дополнение по диадному признаку БЕСПЕЧНОСТИ - ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ на первых порах им тоже облегчает взаимодействие, поскольку оба они либо БЕСПЕЧНЫЕ, либо ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЕ. (Но по мере возникновения проблем, каждый из них разыгрывает по этим признакам удобную для себя роль по своим творческим аспектам: ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЙ станет БЕСПЕЧНЫМ (особенно, когда надо сбросить с себя излишнюю ответственность), или наоборот – БЕСПЕЧНЫЙ станет ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫМ (когда надо будет захватить инициативу, принять волевое решение и возложить ответственность на себя).

Квазитождественные ИТО объединяют партнёров ортогональных квадр: первой и третьей, второй и четвёртой (альфа и гамма, бета и дельта), поэтому в квазитождественных, как и во всех ортогональных ИТО, отсутствует дополнение по квадровым признакам СУБЪЕКТИВИЗМА – ОБЪЕКТИВИЗМА, РЕШИТЕЛЬНОСТИ – РАССУДИТЕЛЬНОСТИ, что приводит к целому рядом неудобств и осложнений, связанных с отсутствием взаимопонимания по уровню ЭГО и неадекватностью взаимодействия по информационным аспектам, расположенным на слабых уровнях информационной модели (СУПЕРЭГО, СУПЕРИД) и на её лаборных (слабо вербализуемых) блоках (СУПЕРЭГО, ИД).

По квадровым признакам СУБЪЕКТИВИЗМА – ОБЪЕКТИВИЗМА вступают в противоречие квадровые приоритеты по логическим и этическим аспектам. Авторитарному мнению субъективистов (доминанта аспекта логики систем, логики соотношений) противостоят эмпирические и фактические доказательства объективистов (доминанта аспектов деловой, оперативной логики, логики факта и действия ), а эмоциональному давлению субъективистов (доминанта аспекта этики эмоций) противостоит этическое морализаторство объективистов (доминанта аспекта этики отношений).

По квадровым признакам РЕШИТЕЛЬНОСТИ – РАССУДИТЕЛЬНОСТИ вступают в противоречие квадровые приоритеты по сенсорным и интуитивным аспектам. Волевому давлению и оперативности мер решительных (доминанта аспектов волевой сенсорики и интуиции времени) противостоит выжидательность и миротворческие манипуляции рассуждающих (доминанта аспектов интуиции потенциальных возможностей и сенсорики ощущений). Следствием этого оказывается и несовместимость сексуальных программ в ортогональных квадрах решительных и рассуждающих, что приводит к частым ссорам, скандалам, взаимному террору партнёров и болезненному разрыву их отношений.

Отсутствие дополнения (соответствия) по диадному признаку ЭВОЛЮЦИИ – ИНВОЛЮЦИИ негативно сказывается на эффективности в их совместных деловых и творческих отношениях. Эволютор по своей эволюционной ЭГО-программе и своим эволюционным (прогрессивным, конструктивным) аналитическим аспектам ментального блока не терпит возражений (они отбрасывают его в его достижениях и планах назад), а инволютор по своей инволюционной (корректирующей, реконструктивной, а в чём-то и регрессивной) ЭГО-программе и инволюционным (реконструктивным, корректирующим) аспектам ментального уровня не может не возражать и не находить огрехи в работе и планах эволютора,вне зависимости от его желания он возражает так, словно «дух противоречия» в него вселился и не позволяет ему удержаться от поправок и замечаний. А встречая ответный отпор, обижается на эволютора за то, что тот принимает его поправки в штыки.

Начинания эволютора на корню оспариваются сокрушительной критикой инволютора, которому в силу инволюционности его ЭГО-программы вообще тяжело соглашаться с кем бы то ни было (хочется спорить и противодействовать), и он в каждой мелочи либо ищет подвох или ошибку и придирается по пустякам (квестим), либо переиначивает и передёргивает смысл предложения эволютора, ставит всё с ног на голову, сокрушительно критикует и пресекает его работу над проектом в самом её разгаре или на корню, заявляя о её бесперспективности и заставляя искать лучшую альтернативу тому, что уже есть – альтернативную тему или технологию, включая и откровенно противоречащие профессиональным требованиям отбракованные, отброшенные и не выдерживающие критики варианты. А после того, как альтернатива будет найдена и принята (с его же подачи), производит с ней те же манипуляции – передёргивает, сокрушительно и безапелляционно критикует, пресекает работу, заявляет о её бесперспективности и обращает к новым поискам альтернативы (деклатим).

Не желая оставаться в долгу, эволютор начинает придираться к инволютору по своим творческим инволюционным аспектам, – заставляет его самого искать альтернативу его предложениям, придирается к его доводам. Инволютор, в свою очередь, давит на эволютора с позиций своих творческих эволюционных аспектов в дополнение к критике с позиций, подаваемой с его инволюционных, – аналитических. В результате, взаимной активностью эволютор и инволютор тормозят работу друг друга и напоминают двух гребцов, сидящих в одной лодке и гребущих в противоположные стороны. У эволютора создаётся впечатление, что работа (взаимодействие) с инволютором отбрасывает его назад – он словно плывёт против течения или (в лучшем случае) топчется на месте. У инволютора складывается впечатление, что эволютор, в своём по мере продвижения в работе переносит в будущие разработки огромное количество ошибок, непроверенных выводов и неубедительных, неподтверждённых доказательств. Поэтому, когда эволютор теряет интерес к своей идее или работе, инволютору это кажется закономерным («Из-за допущенных небрежностей и ошибок, она развалилась у него в руках!»). Но если эволютор сбрасывает незаконченную работу на инволютора («На, переделывай по-своему! Ты же хотел исправлять, – исправляй!..»). Инволютор откажется продолжать безнадёжно испорченную (по его мнению) работу («Раньше надо было исправлять! Своевременно!»), за исключением тех случаев, когда обстоятельства заставляют его принять к исправлению работу эволютора. Тогда он попадает на «поток исправлений», который отбрасывает его назад по всем срокам: не успевает он закончить одну «работу над ошибками», как ему подбрасывают другую, так что у него самого возникает ощущение, что он плывёт против течения или топчется на одном месте – исправляет, корректирует, – возится с чем-то отжившим и старым вместо того, чтобы самому изобрести что-то новое и прогрессивное (по своим творческим эволюционным аспектам).

Несовместимость по признаку ЭВОЛЮЦИИ и ИНВОЛЮЦИИ в конечном итоге приводит к регрессу обоих партнёров.

Отсутствие дополнения по диадному признаку РАЦИОНАЛЬНОСТИ и ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ приводит к неадекватности взаимодействия партнёров, к несоответствию рациональных (логических и этических) и иррациональных (интуитивных и сенсорных) приоритетов, – то, что первостепенно и значимо для одного, второстепенно и незначительно для другого, – что существенно усложняет их взаимоотношения, часто делая их нестерпимо болезненными.

При этом основная нагрузка их взаимодействия падает на самые слабые, требующие наибольшей поддержки психические функции (ПФ) обоих партнёров:
  • на ТНС – «точку наименьшего сопротивления» (болевую, мобилизационную ПФ4), которая, мало того, что не получает поддержки по своему аспекту со стороны партнёра, так ещё и расходует на него свой информационный потенциал, на свой страх и риск подавая ему информацию весьма неохотно и в самой неудобной и неприемлемой для него форме, из-за чего отношения между партнёрами довольно быстро становятся натянутыми.
  • и на суггестивную – «точку абсолютной слабости» (внушаемую, ПФ5), которой приходится воздерживаться от запросов информации, сталкиваясь с затруднённой подачи информации со стороны ТНС партнёра.
  • нагрузка попадает и на слабую ролевую функцию (ПФ3), которая своей поверхностной нормативной информацией оказывается неспособной стабильно и полноценно активизировать активационную функцию партнёра, из-за чего в отношениях между ними возникают периоды взаимного охлаждения и спада интереса друг к другу.
  • соответственно, и активационная функция, не получающая достаточной и качественной информации по своему аспекту, начинает работать с перебоями, накапливая негативный опыт частых фрустраций, ведущих к расхолаживанию отношений и новым взаимным разочарованиям партнёров.

Взаимодействие по этим точкам между партнёрами происходит по каналам связи 4–5/5–4 и 6–3/3–6, на слабых уровнях моделей их ТИМов – СУПЕРЭГО и СУПЕРИД. При этом ни один из партнёров не получает адекватной поддержки и помощи. В лучшем случае всё заканчивается неадекватными, невразумительными отговорками, что ещё более усугубляет поминутно возникающие в связи с этим проблемы, заставляя каждого из партнёров искать поддержки и помощи на стороне, что в конечном итоге приводит к взаимному отдалению партнёров и разрыву отношений.

Описание:
Поначалу, по мере взаимодействия на сильных уровнях моделей, квазитождественные отношения напоминают «мираж» – увлекают и расслабляют как миражные ИТО. По мере сближения дистанции, в силу взаимного притяжения по признаку КВЕСТИМНОСТИ/ДЕКЛАТИМНОСТИ нарастает ажиотаж взаимного физического и чувственного влечения. В «логических» диадах он укрепляется взаимной выгодой, взаимными интересами, в этических – усиливается за счёт нарастания эмоционального и чувственного фона.

По мере перехода взаимодействия на слабые уровни модели, возникает взаимная неудовлетворённость отсутствием своевременной и достаточной информационной и деятельной (словом и действием) поддержки по суггестивным и (как следствие) активационным аспектам. Партнёры начинают испытывать недоверие к словам и действиям друг друга, разочаровываются в чувствах (своих и партнёра) и отношениях. В дальнейшем их усилия (мысли и действия) направляются и на то, чтобы убедиться в искренности чувств, правдивости слов, в своевременности и эффективности действенной помощи и поддержки своего партнёра и в соответствии с этим вынести свою оценку сложившимся отношениям.

Разочаровавшись в помощи (в возможностях, в чувствах и мыслях и действиях) своего партнёра, каждый из них всё больше убеждается в необходимости искать поддержку (или замену своему партнёру) на стороне. В процессе разрыва отношений каждому из них приходится преодолевать и ослаблять взаимное физическое влечение (обусловленное притяжением моделей их психотипов дополнением по признаку КВЕСТИМНОСТИ/ДЕКЛАТИМНОСТИ) осознанием бесперспективности этих отношений, что и побуждает каждого из партнёров ещё активнее искать альтернативу на стороне.

Отсутствие дополнения по квадровым признакам приводит к целому рядом неудобств и осложнений, связанных с отсутствием взаимопонимания по уровню ЭГО и неадекватностью взаимодействия по информационным аспектам, расположенным на слабых уровнях информационной модели (СУПЕРЭГО, СУПЕРИД) и на её лаборных (слабо вербализуемых) блоках (СУПЕРЭГО, ИД). В связи с этим в процессе взаимодействия обостряются квадровые антагонизмы, которые сопровождаются болезненными «ударами» по квадровым комплексам каждого из партнёров, приводят их к ещё большему непониманию и делают отношения невыносимыми.


Защита интересов по квадровому комплексу

Квадровый комплекс – это табуированная, тщательно оберегаемая от внешних помех и притеснений зона! Это не причуда, от которой можно отмахнуться, не блажь и не пустая фантазия, на которую можно закрыть глаза. Игнорировать квадровый комплекс партнёра чрезвычайно опасно! Обиженный таким отношением партнёр будет чувствовать себя не просто угнетённым или затравленным, он ощутит себя на грани полной и абсолютной гибели, у него возникнет ощущение смертельной опасности, и он будет защищать свои интересы по квадровому комплексу, как последний рубеж, за которым уже начинается неминуемое уничтожение его личности, которое он допустить никак не может, а потому не раздумывая пойдёт на самые отчаянные, крайние меры, рискуя абсолютно всем – своей свободой, благополучием, жизнью – всем! Но своего не уступит! Лучше смерть или смертоубийство, чем отказ от защиты интересов по квадровому комплексу. Перейти предел допустимых уступок по квадровому комплексу – значит потерять себя, потерять смысл и цель в жизни, потерять интерес к жизни – лишиться всего! Но это именно то, что чаще всего и происходит в условиях взаимодействия представителей ортогональных квадр.

Удар по квадровому комплексу – болезненнее, чем удар по ТНС (точке наименьшего сопротивления, «болевой», «мобилизационной» функции), потому что квадровый комплекс, созданный самой эволюционно-соционной природой человека посредством определённых сочетаний квадровых (а не индивидуальных) психологических свойств-признаков – гораздо более древнее природное формирование, чем ТНС. В основе квадрового комплекса, как и в основе всех информационных аспектов, лежит инстинкт самосохранения, но в отличие от ТНС, квадровый комплекс включает в себя не один, а несколько информационных аспектов – приоритетных квадровых ценностей. И представляет собой более обширную «зону страха» – страха утратить эти приоритеты, которые являются для него необходимой и оптимальной нормой существования – жизненно необходимыми условиями и обстоятельствами.

Удар по ТНС – сильный, жестокий, как запрещённый удар ниже пояса, но возникающее при этом ощущение нестерпимой обиды при всей её болезненности можно перетерпеть, – принять как объективное условие, с которым приходится (хоть и с трудом) временно примириться.

Но ущерб интересов по квадровому комплексу наносит сокрушительное удар по всем доминирующим аспектам психотипа, надолго их подавляя, нивелируя и угнетая (удерживая «в тисках»). Любая уступка по квадровому комплексу ведёт к самоуничтожению, поэтому и уступкой она оказывается невосполнимой, а потому и недопустимой, – её нельзя перетерпеть, потому что она слишком разрушительна, и с ней как с ущербом невозможно примириться из-за необратимости её последствий. Человека при этом охватывает ощущение такой тотальной безысходности, и отчаяние нападает такое, словно вся жизнь летит в пропасть. Поэтому каждому, кто попадает в такие обстоятельства, приходится (подчиняясь инстинкту самосохранения) защищать свои интересы любой ценой до победного конца.

Антагонизмы квадровых комплексов в демократических и аристократических квадрах.

В демократических квадрах альфа-квадралы, желая поставить ортогональных партнёров гамма-квадралов в унизительное материально-зависимое положение, всеми силами препятствуют их профессиональной и творческой самореализации, внушая им, что они – никчёмные, невезучие бесталанные и предрекая им полнейший крах их будущих творческих планов, чем и травмируют их по гамма-квадровому комплексу «связанных рук», вызывая панический страх невозможности себя творчески реализовать и доказать свою профессиональную состоятельность. Попытки гамма-квадралов оспорить их мнение приводят к скандалам и ужесточению террора со стороны альфа-квадралов, поскольку отказ гамма-квадралов от обсуждения спорных вопросов (во избежание новых скандалов), приводит к ещё большему недоверию, опасениям и (как следствие) взрыву раздражения альфа-квадралов, которых настороженное молчание гамма-квадралов бьёт по альфа-кваровому комплексу «зажатого рта»: с ними не разговаривают, не позволяют высказывать своё мнение, – что может быть хуже? Альфа-квадралы устраивают скандалы, чтобы получить возможность высказаться, а гамма-квадралы, у которых авторитарность мнения и эмоциональные выплески не в чести (аспекты логики систем и этики эмоций – вытесненные ценности) будучи не в силах переносить разговоры на повышенных тонах, не придавая их словам значения (в гамма-квадре, где доминирует деловая логика, приоритетны не слова, а действия), отмалчиваются ещё больше и старательно избегают конфликтных ситуаций. Альфа-квадралы (чтобы получить возможность высказаться), усиливают эмоциональный террор, – провоцируют новые скандалы, изводя гамма-квадралов придирками. Гамма-квадралы, отключаясь от их «шумов», стараются сберечь свои силы (нервы, психику, здоровье, гражданские права и свободы) для творческой самореализации и доказательств своей профессиональной состоятельности. В ответ на это альфа-квадралы (у которых аспекты деловой логики и этики отношений не в чести) шумом, криком, скандалами, склоками, интригами (как крайним средством), тотальными запретами и авторитарностью мнений перекрывают возможности профессиональной самореализации гамма-квадралов, комплексуя и занижая их профессиональную самооценку с тем, чтобы поставить их в ещё более унизительное и зависимое положение, что ещё сильнее бьёт гамма-квадралов по их квадровому комплексу «связанных рук». И вот тогда уже гамма-квадралы (если, конечно, останутся в живых после такого террора) пойдут на окончательный и бесповоротный разрыв отношений, мобилизуя для этого все свои возможности и силы, сметая на своём пути все препятствия, нагромождаемые альфа-квадралами, жестоко и беспощадно подавляя их сопротивление.

В аристократических квадрах естественное, нормальное и жизненно необходимое стремление дельта-квадралов к интеллектуальному, духовному и профессиональному самосовершенствованию и развитию сверх-чувсвенных ощущений и возможностей (следствие доминирование в дельта-квадре аспектов альтернативной интуиции потенциальных возможностей, деловой логики, возвышенной этики отношений и альтернативной сенсорики ощущений), вызывает возмущение и негодование у представителей бета-квадры, где развитие этих свойств является исключительно привилегией интеллектуальной и духовной элиты. Вследствие этого бета-квадрал, вынужденный создавать дельта-квадралу условия для такого самосовершенствования, чувствует себя обиженным –отброшенным на унизительные позиции «обслуживающего персонала» – считает себя прислугой, человеком второго сорта, что, естественно, угнетает его, «бьёт» по квадровому комплексу «шестёрки» и вызывает страх вытеснения в нижние слои иерархии – в прислужники в парии. Повелительный тон, требования, придирки и замечания дельта-квадралов становятся для бета-квадрала нестерпимыми, а требования соблюдения корректности (разговора на пониженных тонах) раздражают и возмущают всё больше. Их раздражение сопровождается взрывами эмоций, находит выход в скандалах и ссорах, которые они начинают устраивать по каждому поводу проявленного дельта-квадралами теперь уже защитного высокомерия вследствие полученного удара по дельта-квадровому комплексу «подрезанных крыльев» и вызванного страхом невозможности в полной мере реализовать свои способности и таланты, что вызывает со стороны дельта-квадралов ещё более жёсткие требования уважения к их нравственному, сенсорному, духовному, интеллектуальному и профессиональному потенциалу.

Бета-квадралы волевыми и авторитарными методами (в силу доминирования в бета-квадре аспектов волевой сенсорики и иерархической логики систем) пытаются поставить дельта-квадралов «на место» (в подчинённое положение) и воспрепятствовать их элитарному интеллектуальному и духовному саморазвитию, что опять же бьёт дельта-квадралов по квадровому комплексу «подрезанных крыльев» и вызывает с их стороны жёсткий протест, на который уязвлённые и униженные их самозваным ранговым превосходством бета-квадралы (под влиянием бета-квадрового комплекса «шестёрки») отвечают ещё более жёстким авторитарным давлением и террором, – новыми запретами, сопровождаемыми взрывами ярости, и скандалами, травмирующими психику дельта-квадралов, которые, как и все объективисты, не выносят разговоров на повышенных тонах.

Оспаривание диктаторских прав бета-квадралов и требования «сбавить тон» раздражают и возмущают бета-квадралов ещё больше, поскольку аспекты волевой сенсорики, логики систем и этики эмоций являются для них и приоритетными, и защитными, но совершенно неприемлемыми в дельта-квадре – возмутительными, унизительными, неподобающими – бьющими по дельта-квадровому комплексу «подрезанных крыльев», – где уж тут воспарять в облака, если тебя так подрезают и унижают? Диктату и авторитарному мнению бета-квадралов они подчиняться отказываются – цепляются за свои социальные права и возможности духовной и интеллектуальной самореализации, как за соломинку, чтобы не потонуть в пучине откровенного террора, вражды, косности и недоверия бета-квадралов, отправляющих (для рангового самоутверждения, под давлением комплекса «шестёрки») дельта-квадралов на «перевоспитание» – на принудительные, «чёрные» работы, – чтоб те знали почём фунт лиха, чтоб жизнь мёдом не казалась, чтоб нос не задирали и не унижали их, бета-квадралов, усугубляя их страдания по комплексу «шестёрки». Дельта-квадралы протестуют, взаимное возмущение и сопротивление накаляется, дельта-квадралы, пытаясь найти альтернативу своим отношениям с бета-квадралами (или, хотя бы, защиту от них), сбегают от бета-квадралов. Эта мера воспринимается бета-квадралами как предательство, что унижает и оскорбляет их ещё больше, обостряя бета-квадровый комплекс «шестёрки» – их использовали, потом унизили, а теперь и вовсе оставляют с носом?! Как бы не так! Бета-квадралы преследуют беглецов и возвращают их под свой диктат, усиливают террор и незаметно для себя, в порыве отчаяния (а то и намеренно) переходят границы законных действий.

В условиях социальных преимуществ – старшинства дельта-квадралов, неприятие бета-квадралами дельта-квадровых ценностей – отказ, нежелание бета-квадралов духовно и интеллектуально развиваться (чтобы не отрываться от реалий окружающей их действительности), может послужить причиной изгнания (вытеснения) бета-квадралов дельта-квадралами из семьи.

Для того, чтобы удержаться на высоте во мнении дельта-квадрала, недостаточно быть разносторонне одарённым человеком, – надо постоянно развивать свои таланты (все сразу!) и успешно их реализовывать профессионально (если дельта-квадрал узнает, что какие-то способности перестают развиваться, он будет разочарован и не станет этого скрывать: человек, пусть даже по возрасту перестающий развивать хотя бы один из многих своих талантов, «падает» в его глазах и в его оценке, хотя бы потому, что позволил обстоятельствам «подрезать себе крылья» и смирился с этим). Бета-квадрал под критической оценкой дельта-квадралов и постоянно возрастающими их запросами чувствует себя неуютно (как будто попадает в лохотрон, где себестоимость его вкладов и усилий неизменно занижается) и в конечном итоге сбегает с этой «ярмарки тщеславия», обвиняя дельта-квадралов в снобизме и ещё больше игнорируя их требования и приоритеты.

Взаимодействие по сочетанию признаков: УСТУПЧИВОСТИ и УПРЯМСТВА, СУБЪЕКТИВИЗМА и ОБЪЕКТИВИЗМА, РАЦИОНАЛЬНОСТИ и ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ. (см. «Партнёрские отношения в ракурсе психологических признаков РАЦИОНАЛЬНОСТИ — ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ, СУБЪЕКТИВИЗМА — ОБЪЕКТИВИЗМА, УПРЯМСТВА — УСТУПЧИВОСТИ» главы 9 – 13 http://socionika-forever.blogspot.ca/2010/09/blog-post_205.html )


В квазитождественных отношениях взаимодействуют два типа соотношений этих признаков в диадах:
I. ВОЛОКИТЫ (В) – уступчивые-субъективисты-иррационалы,
и МОРАЛИСТЫ (М) – уступчивые-объективисты-рационалы, в диадах:

1. ИЛЭ, Дон-Кихот (В) – ЛЭИ, Джек (М);
2. СЭИ, Дюма (В) – ЭСИ, Драйзер (М);
3. ИЭИ, Есенин (В) – ЭИИ, Достоевский (М);
4. СЛЭ, Жуков (В) – ЛСЭ, Штирлиц (М).

II. ПЕДАНТЫ (П) – упрямые-субъективисты-рационалы
и СЕРДЦЕЕДЫ (С) – упрямые-объективисты-иррационалы, в диадах:

1. ЭСЭ, Гюго (П) – СЭЭ, Цезарь (С);
2. ЛИИ, Робеспьер (П) – ИЛИ, Бальзак (С);
3. ЭИЭ, Гамлет (П) – ИЭЭ, Гексли (С);
4. ЛСИ, МАКСИМ (П) – СЛИ, Габен (С).

Взаимодействие ВОЛОКИТЫ и МОРАЛИСТА

Нравственный антагонизм отношений ВОЛОКИТЫ и МОРАЛИСТА изначально является определяющим (на что указывают и сами названия этих групп): для МОРАЛИСТА нравственный кодекс является сверх значимой ценностью, главным ориентирном в системе координат, отправной точкой всех его действий.

Для ВОЛОКИТЫ моральный кодекс — нагромождение обременительных законов и правил, усложняющих жизнь во всех её аспектах, а потому нуждающихся в упразднении, упрощении или хотя бы частичном их пересмотре. Эти этические "упрощения" спонтанно и предпринимаются ими на каждом шагу — там, где этого требуют или даже не требуют обстоятельства — ради самоутверждения, ради рекламы, "принципа ради", ради эксперимента (чтобы проверить, что можно, а что нельзя), на спор, спорта ради, для удовольствия (почувствовать себя свободным от них), для развлечения, ради новых и ещё больших удобств, пользы ради, ради частной и общей выгоды и т. д...

И все эти качественные и количественные преимущества отступлений от моральных норм кажутся им столь весомыми и убедительными, что уже по этой причине позволяют не пересматривать своё отношение к моральным нормам: "А зачем, если мы и так хорошо живём?". 

МОРАЛИСТ не считает нужным упрощать правила морали. Даже если сам в чём-либо от них отступает, он видит пользу в том, чтобы их укрепить, полагая что это поможет и ему, и другим в будущем избегать искушений, держать себя в рамках, жить в согласии со своей совестью и нравственными принципами и, что немаловажно, — поможет повысить самооценку по программному или суггестивному аспекту этики отношений, что уже само по себе хорошо.

ВОЛОКИТА (как слабый, проблематичный моралист), следуя моральным догмам, может повысить самооценку по своей демонстративной (±БЭ8) или по мобилизационной, проблематичной (±БЭ4) этики отношений, но это во многих случаях оборачивается для него потерями и ограничениями по программному иррациональному аспекту (по программе поиска лучших условий существования), что рассматривается им как несоизмеримо больший урон (пока хранил верность одной семье, упустил возможность утвердиться в другой), поэтому говоря о морали, он чаще выступает реформатором существующих правил (если говорит искренне). Когда ему указывают на несовместимость его предложений (нововведений) с краеугольными моральными принципами, он этих замечаний просто не слышит (пропускает их мимо ушей), говорит о том, какие выгоды сулят человечеству эти реформы, какую пользу из них можно извлечь. Моральный кодекс в связи с этим является для него гибким, пластичным материалом, из которого можно лепить всё, что угодно — всё, что удобно и выгодно, всё что хочется и всё, что нравится. Главная цель всех этих этических преобразований — не перекрывать возможностей поиска альтернативных вариантов решения этических проблем. 

Мораль в системе ценностей СУБЪЕКТИВИСТОВ (и УСТУПЧИВЫХ, и УПРЯМЫХ) отходит на второстепенные позиции, – она должна поддерживать интересы системы, работать на общество, на идеологию и обязана быть её опорой (±БЛ↑, ±БЭ↓), должна поддерживать нравственный и социальный порядок (в меру принятых культовых предпочтений), создавая в системе условия жизнестойкости и жизнеспособности.   Поэтому УСТУПЧИВЫЕ -ИРРАЦИОНАЛЫ- СУБЪЕКТИВИСТЫ-ЭТИКИ (Дюма, Есенин) демонстрируют "демо-версию" аспекта этики отношений, раздувают её демонстративный, выставочный вариант (±БЭ8). Могутт найти удобную для себя эко-нишу в этой связи (примкнуть к перспективному движению по защите моральных прав, приоритетов и ценностей, подключиться к удобному и выгодному идеологическому почину), но формальное отношение к нравственным ценностям и их восприятие в ракурсе культовых предпочтений при этом останется определяющим.

В условиях ожесточённой борьбы за существование моральные кодексы ВОЛОКИТ (уступчивых-иррационалов-субъективистов)  отходят на такие отдалённые в своей минимизированной значимости позиции, что о них вообще могут забыть (а потом вспомнить, чтобы оправдать какие-то неблаговидные поступки, ссылаясь на то, что в экстремальных условиях о морали думать не приходится — "на войне, как на войне").

МОРАЛИСТЫ их позицию оспаривают, а их самих осуждают, подвергают жестокой критике, гонениям, добиваются того, чтобы перед ними закрылись все двери, а они сами были изгнаны из приличного общества. А это для ВОЛОКИТ страшнее всего – возможность поиска  альтернативной «крыши» и «тёплого крыла» сводится к минимуму или исчезает совсем. 

Защита ВОЛОКИТ по болезненным проблематичным (±БЭ4) и демонстративным (±БЭ8) аспектам этики отношений становится всё более вызывающей и агрессивной, отношения между ВОЛОКИТАМИ и МОРАЛИСТАМИ накаляются, ВОЛОКИТЫ уже не скрывают своей ненависти и к МОРАЛИСТАМ, и к кодексам морали, которые они навязывают. На критические нападки  МОРАЛИСТОВ они отвечают откровенным цинизмом, грубостью, жестокостью, хамством, стараясь от них поскорее отделаться, оттолкнуть от себя, отринуть, отбросить (послать) куда подальше, отвратить от себя, стараясь жестокостью и угрозами напугать из как можно больше. И в этом они действительно становятся отвратительны  МОРАЛИСТАМ, которые увидев их «истинное лицо», ещё больше ужесточают свои нападки и воюют с ВОЛОКИТАМИ, как с извергами рода человеческого, как со вселенским злом, от которого необходимо избавить мир.

Но именно в экстремальных условиях МОРАЛИСТАМ — программным интровертам-этикам (±БЭ1) и их дуалам — программным экстравертам-«деловикам»  (±ЧЛ1) прежде всего и приходится думать о морали, о чести и достоинстве, которые он должен защитить, о бескомпромиссности в вопросах борьбы добра со злом. МОРАЛИСТ, по большому счёту, себя и готовит к избавлению мира от вселенского зла, от вселенской опасности. Воплощением и носителем такого зла ему и видится ВОЛОКИТА, снявший с себя «маску притворства» и показавший своё «истинное лицо», поэтому  против него МОРАЛИСТ будет воевать в первую очередь. И воевать беспощадно, – он будет всех и каждого предостерегать против этого «морального урода», и всякого, кто заступится за него, посчитает своим личным врагом и относится к нему будет соответственно.

В иерархии ценностей "МОРАЛИСТОВ" (УСТУПЧИВЫХ ОБЪЕКТИВИСТОВ) правовая, системная организация общества является социальной нормой, необходимой для развития высоко моральных, нравственных отношений (±БЭ↑, ±БЛ↓). 

Взаимодействие ПЕДАНТА и СЕРДЦЕЕДА.
Если ПЕДАНТ изначально с полной мерой ответственности относится к партнёрским отношениям, стараясь не отступать от установленных правил и договорённостей, то СЕРДЦЕЕД прежде всего видит в них приятное развлечение, весёлую и увлекательную игру, позволяющую приятно и интересно провести время, проявить свою изобретательность, творческие способности, реализовать себя в прагматичной или в этической сфере и извлечь из этого какую-то выгоду для себя: СЕРДЦЕЕДЫ – творческие моралисты (±БЭ2) и творческие прагматики (±ЧЛ2).

Двустандартные и двусмысленные отношения предполагают лёгкое и безболезненное расставание с партнёром, необходимое СЕРДЦЕЕДУ для дальнейших "поисков самого себя и своего места в жизни". Партнёру при этом дают понять, что отношения с ним были всего лишь приятной и лёгкой игрой, ни к чему не обязывающим, весёлым и безобидным развлечением, которое завершается фазой "дружеского расставания", для того, чтобы продолжиться, сохранить и приумножить накопленный опыт в каких-то других формах и отношениях. Такая форма отношений считается у СЕРДЦЕЕДОВ особым проявлениям чуткости, мудрости и гуманизма: никто не в обиде, никто никому не обязан, оба партнёра могут расстаться друзьями или, как минимум, остаться товарищами и продолжать оказывать друг другу полезные услуги.

Но вся беда в том, что у УПРЯМЫХ СУБЪЕКТИВИСТОВ (ПЕДАНТОВ) прагматизм не является приоритетной ценностью, и представление о гуманизме и мудрости у них совершенно иное. Поэтому "добрых намерений" СЕРДЦЕЕДОВ они не понимают и их стремление превратить серьёзные отношения в приятную и лёгкую игру воспринимают как унизительное издевательство над их добрым отношением и чувствами. В двустандартной и двусмысленной игре СЕРДЦЕЕДОВ они увидят откровенно циничное коварство, проявление беспринципности, подлости, лукавства и алчности, из-за чего и будут воспринимать эту "игру" как попытку использовать их потенциал (их статус, социальное и материальное положение, их связи и возможности) в своекорыстных целях, самым унизительным и бесчеловечно жестоким способом.

Но больше всего ПЕДАНТАОВ раздражает то "неведенье", с которым СЕРДЦЕЕДЫ творят своё "бесчинство" в системе. Что ни сделают, — всё "не виноваты", на чём их ни поймают, — они всё "не при чём". Даже будучи пойманы "за руку", реально уличены в чём-либо неподобающем, постыдном, недопустимом, они "удивляются": "А что тут такого? Что, собственно, произошло? Ну, подумаешь, неудачно расположились на чужом рабочем столе? А что, — нельзя?.. Ну, подумаешь, в рабочее время отвлеклись на что-то другое, — это же не преступление!.." Можно сослаться ещё и на моральный аспект, но кто его здесь учитывает? Мораль — область свободного творчества "СЕРДЦЕЕДОВ", — здесь они сами решают, где её обходить, где нарушать, а где ставить на вид другим.)

В супружеских (как формально, так и официально закреплённых, серьёзных этических) отношениях ПЕДАНТА раздражает ложь, фальшь и лицемерие СЕРДЦЕЕДА, его постоянное, настойчивое, упрямое стремление перевести серьёзный разговор в шутку, серьёзные отношения – в игру. Раздражает и приводит в отчаяние постоянная смена «правил игры» по ходу развития отношений, нескончаемая смена «масок», за которыми пустота и всё та же фальшь, ложь и лицемерие. Надоедает это бесконечное, многоликое притворство, эта вечная «клоунада», шутовство, отношения «не всерьёз». При этом упрямый СЕРДЦЕЕД не позволяет ПЕДАНТУ выйти за рамки игры, в то время как упрямый ПЕДАНТ всеми силами старается его загнать в рамки серьёзных отношений, основанных на жёстких и непреложных – основополагающих –правилах отношений в семье, как в системе («ячейке общества»), в чём и доходит до откровенного террора и диктата, на который СЕРДЦЕЕД нередко отвечает ему (пока ещё забавляющей его) игрой «в поддавки» (поскольку вне игры себе отношений не представляет и не допускает), или игрой в садо-мазо (полагая, что этим тоже можно интересно развлечься, доставить удовольствие партнёру и придать отношениям новизну), что и заканчивается для него (и его партнёра) трагически, поскольку в своём желании «перевоспитать» СЕРДЦЕЕДА и отучить его от фиглярства и лжи, ПЕДАНТ может дойти до маниакального психоза или паранойи всё с тем же трагическим результатом.


Взаимодействие по сочетанию признаков РЕШИТЕЛЬНОСТИ и РАССУДИТЕЛЬНОСТИ, РАЦИОНАЛЬНОСТИ и ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ, БЕСПЕЧНОСТИ и ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ. (см. «Психологический признак БЕСПЕЧНОСТИ и ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ», главы 21–26 http://socionika-forever.blogspot.ca/2010/12/blog-post_4666.html )

В квазитождественных отношениях взаимодействуют два типа соотношений этих признаков в диадах:

I. ПРОЖЕКТЁРЫ (П) – беспечные-рассуждающие-иррационалы
и ЭНТУЗИАСТЫ (Э) – беспечные-решительные-рационалы, в диадах:

1. ИЛЭ, Дон-Кихот (П) – ЛИЭ, Джек (Э);
2. СЭИ, Дюма (П) – ЭСИ, Драйзер (Э);
3. ИЭЭ, Гексли (П) – ЭИЭ, Гамлет (Э);
4. СЛИ, Габен (П) – ЛСИ, Максим (Э).

II. ФАТАЛИСТЫ (Ф) – предусмотрительные-решительные-иррационалы
и ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ (Пс) – предусмотрительные-рассуждающие-рационалы, в диадах:

1. СЭЭ, Цезарь (Ф) – ЭСЭ, Гюго (Пс);
2. ИЛИ, Бальзак (Ф) – ЛИИ, Робеспьер (Пс);
3. СЛЭ, Жуков (Ф) – ЛСЭ, Штирлиц (Пс);
4. ИЭИ, Есенин (Ф) – ЭИИ, Достоевский (Пс).

Взаимодействие ПРОЖЕКТЁРОВ и ЭНТУЗИАСТОВ

1. ИЛЭ, Дон-Кихот (П) – ЛИЭ, Джек (Э);
2. СЭИ, Дюма (П) – ЭСИ, Драйзер (Э);
3. ИЭЭ, Гексли (П) – ЭИЭ, Гамлет (Э);
4. СЛИ, Габен (П) – ЛСИ, Максим (Э).

ПРОЖЕКТЁР принуждает ЭНТУЗИАСТА работать в режиме максимальных нагрузок, максимальной степени риска. А как же иначе, если идеи бурлят, фонтанируют, а времени и рабочих рук для их воплощений не хватает?

Время, силы, возможности и ресурсы — материальные, технические, экологические — ПРОЖЕКТЁР заставляет ЭНТУЗИАСТА расходовать по максимуму. Сами же ПРОЖЕКТЁРЫ при этом считают, что открывают в человеке какие-то новые, "запредельные" сверх-возможности, развивают его потенциал, расширяют границы, которые в будущем могут стать нормой. Сама эта мысль настолько их опьяняет и окрыляет, а положение наставника до такой степени активизирует и воодушевляет, что любое возражение со стороны партнёра-ЭНТУЗИАСТА они не просто оспаривают или игнорируют, равнодушно пропуская мимо ушей, но рассматривают как преступную идеологическую диверсию, разрушающую их грандиозные планы, ставящую под угрозу их грандиозный проект. А потому, закипая от возмущения, яростно спорят с ним и подавляют его сопротивление радикальными и жестокими мерами.

Экстраверты-тактики-ПРОЖЕКТЁРЫ (ИЛЭ, Дон-Кихот и ИЭЭ, Гексли) выгодно используют тактические свойства своих ЭГО-программ, шаг за шагом запутывая своих "подопечных". Направляя их к частной, локальной цели, которая, как потом выясняется, становится звеном в череде будущих неприятностей, они заставляют их слепо следовать их распоряжениям, — подгоняют, понукают, настаивают. ЭНТУЗИАСТ подчиняется, один, другой раз делает, "как надо" и чувствует себя тем, кого непонятно для каких целей используют, гонят по какой-то непонятно кем и куда проложенной колее, ощущает себя слепым и бездумным "зомби" — "марионеткой" в чужой и жестокой игре. 

Проявляя настойчивость и упорство, меняя тактику, настроение и отношение, манипулируя этически (Дюма и Гексли) и логически (Габен и Дон-Кихот), ПРОЖЕКТЁРЫ втягивают своих "исполнителей" во всё более опасные эксперименты, подставляют под новые неприятности. Не позволяя им опомниться, одуматься, взвесить всё, собраться с мыслями и отдохнуть, они заставляют их снова и снова работать на пределе своих сил и возможностей. Входят в азарт и продолжают свои "испытания" до тех пор, пока не получают хотя бы приблизительного представления о результате.

Но именно неопределённость конечного результата и неуверенность в успехе мероприятия (идущая от дутой самонадеянности ПРОЖЕКТЁРОВ, осознающих непрочность своих реальных позиций и слабость доводов, сфабрикованных на "авось") и расхолаживает активность ЭНТУЗИАСТА, подавляет и угнетает его, заставляет ощущать себя жертвой чужой авантюрной интриги.

ЭНТУЗИАСТЫ (как решительные рационалы) не доверяют лидерам, не имеющим твёрдых убеждений, ясных целей, ясного и определённого пути их достижения. Не доверяют инициаторам, часто меняющим свои убеждения, не доверяют инструкторам, путающимся в своих указаниях. Не любят путаницы, волокиты в делах, простоя, бесполезной траты времени и сил. Боятся "ложных", самонадеянных лидеров, навязывающих своё руководство при абсолютном неумении руководить. Боятся самонадеянных людей, злоупотребляющих их доверием, навязывающих им ложные цели, увлекающих на ложный путь. Но с готовностью идут за человеком, способным вывести их из тьмы хаоса, деградации и упадка на ясную и определённую дорогу, к чётко поставленным и обозначенным позитивным целям. ЭНТУЗИАСТЫ не доверяют руководителям, которые вместо того, чтобы вывести их к ясным целям, заводят в тёмный лес. И по этому поводу у них возникают раздоры с самонадеянными и беспечными ПРОЖЕКТЁРАМИ, которые многое им обещают, но при этом лукавят с ними, хитрят, на каждом шагу обманывают их ожидания, злоупотребляют доверием и терпением. Когда после многих мытарств и злоключений ЭНТУЗИАСТЫ видят с каким оскорбительным безразличием и нарочитым пренебрежением к результатам их непосильных трудов относятся их "наставники"-ПРОЖЕКТЁРЫ, как быстро теряют к ним интерес и заставляют отказываться от плодов так и не успевшего созреть урожая, требуя переключаться на новое, ещё более авантюрное предприятие, противоположное по целям и направлению, они предъявляют к своим бывшим "руководителям" непомерно высокий счёт (в качестве компенсации всех обид и понесённых потерь) и заставляют оплачивать его по самой дорогой цене. 

ПРОЖЕКТЁРЫ, желая избежать этой расплаты, стараются исчезнуть из поля зрения ЭНТУЗИАСТОВ. Пытаются отпугнуть их истериками, стараются оттолкнуть, отдалить от себя, либо предлагают всё забыть и простить, советуют научиться прощать, рекомендуют себя в качестве наставников и в этом вопросе. Пробуют разные тактики, различные формы сравнительно безболезненного разрыва отношений, наталкиваясь на ещё более жёсткое сопротивление ЭНТУЗИАСТОВ, желающих вывести на чистую воду обманщиков-ПРОЖЕКТЁРОВ и покарать их тем строже, чем ловчее они пытаются увильнуть от расплаты.

Взаимодействие ФАТАЛИСТОВ и ПЕРЕСТРАХОВЩИКОВ.

1. СЭЭ, Цезарь (Ф) – ЭСЭ, Гюго (Пс);
2. ИЛИ, Бальзак (Ф) – ЛИИ, Робеспьер (Пс);
3. СЛЭ, Жуков (Ф) – ЛСЭ, Штирлиц (Пс);
4. ИЭИ, Есенин (Ф) – ЭИИ, Достоевский (Пс).

Поначалу ФАТАЛИСТ попытается увлечь ПЕРЕСТРАХОВЩИКА своими грандиозными планами, перспективными задачами и целями, но постепенно разочаровывается в его поддержке. Особенно, когда ПЕРЕСТРАХОВЩИК начинает:

  • подвергать сомнению право ФАТАЛИСТА на руководящую роль в этих проектах,
  • сомневаться в его возможностях, в еговысокой миссии, высоком предназначении;
  • глушить его инициативу, бойкотировать его распоряжения,
  • игнорировать его запреты, советы и рекомендации,
  • критиковать его действия и методы,
  • предостерегать и запугивать мнимыми или реальными страхами,
  • создавать препятствия на ровном месте (на пути его продвижения к славе),
  • создавать правовые ограничения (мнимые и реальные),
  • опутывать моральными и этическими обязательствами (реальными и мнимыми),
  • устраивать саботаж, навязывать свою волю, создавать "зону отчуждения", восстанавливая против них окружающих и лишая поддержки,
  • создавать препятствия, "перекрывать кислород", действуя "из лучших побуждений", "из соображений здравого смысла", "в интересах справедливости».

А поскольку ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ не могут удержать себя от всего выше перечисленного, их отношения с ФАТАЛИСТАМИ довольно быстро перерастают в конфликт интересов и инициатив.

ФАТАЛИСТЫ как предусмотрительные и решительные иррационалы вступают в борьбу за свои предопределённо высокие цели, за своё высокое предназначение, свои судьбоносные решения, права и свершения, которые никому ни оспаривать ни опровергать не позволяют, – как и не позволяет опутывать себя страхами и сомнениями и предрекать поражение своим грандиозным задачам и целям.

Как иррационалы они используют всевозможные приёмы и методы для того, чтобы настоять на своём, постоянно меняя их и чередуя в зависимости от обстоятельств, действуют внезапно и неожиданно, используя предсказуемость рационалов-ПЕРЕСТРАХОВЩИКОВ в своих интересах.

ФАТАЛИСТЫ-тактики (интроверты: ИЭИ, Есенин и ИЛИ, Бальзак) проходят к нужной им цели спокойно и ненавязчиво, – интригуя намёками, влияя на них позитивными, обнадёживающими прогнозами (ИЭИ, Есенин) или негативными, предостерегающими (ИЛИ, Бальзак), они управляю активностью ПЕРЕСТРАХОВЩИКОВ и управляют их действиями, подводя их к желаемому результату. 

ФАТАЛИСТЫ- аристократы (СЛЭ, Жуков и ИЭИ, Есенин) подавляют своими амбициями. Не отстают от них и достаточно амбициозные, упрямые ФАТАЛИСТЫ-демократы (СЭЭ, Цезарь и ИЛИ, Бальзак). ФАТАЛИСТЫ-деклатимы (СЛЭ, Жуков и ИЛИ, Бальзак) подавляют своей самоуверенностью. ФАТАЛИСТЫ -позитивисты – увлекают позитивизмом своих грандиозных идей (СЭЭ, Цезарь) или феерией своих фантазий (ИЭИ, Есенин). ФАТАЛИСТЫ-экстраверты-стратеги-сенсорики (СЛЭ, Жуков и СЭЭ, Цезарь) подавляют настойчивостью и волевым напором. 

С «невезучими» ФАТАЛИСТЫ предпочитают не связываться, а у ПЕРЕСТРАХОВЩИКОВ (представителей альфа- и дельта-квадр) аспект интуиции потенциальных возможностей в чести: у интровертов – творческий (±ЧИ2), у экстравертов – активационный (±ЧИ8). И среди них тоже есть фантазёры и мечтатели, готовые поверить в чудеса и счастливые предзнаменования, так что наудачу склонить их на свою сторону ФАТАЛИСТАМ иногда удаётся, но убедившись впоследствии, что перемены к лучшему обходятся им слишком дорогой ценой, ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ, не желая подвергать себя новой опасности и провоцировать нового и ещё более сильного давления со стороны ФАТАЛИСТОВ, стараются тихо и мирно разойтись с ними в разные стороны, чтобы их пути в будущем не пересекались.