30 сентября 2017

Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ, Дон-Кихот) – логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ, Джек)



Признаки и свойства:
ИЛЭ, Дон-Кихот (альфа-квадра):
1. экстраверт; 2. логик; 3. интуит; 4. иррационал; 5. позитивист; 6. квестим;
7. статик; 8. тактик; 9. конструктивист; 10. уступчивый; 11. беспечный;
12. эволютор; 13. демократ; 14. субъективист; 15. рассуждающий.
По сочетанию признаков:
ВОЛОКИТА (уступчивый иррационал-субъективист).
ПРОЖЕКТЁР (беспечный рассуждающий иррационал).

ЛИЭ, Джек (гамма-квадра):
1. экстраверт; 2. логик; 3. интуит; 4. рационал; 5. позитивист;
6. деклатим; 7. динамик; 8. стратег; 9. эмотивист; 10. уступчивый;
11. беспечный; 12. инволютор; 13. демократ; 14. объективист;
15. решительный.
По сочетанию признаков:
МОРАЛИСТ (уступчивый рационал-объективист).
ЭНТУЗИАСТ (беспечный решительный рационал).


***********************************************

1. Исследователи. Логики-интуиты. Экстраверты. Позитивисты. Демократы.

Они могли быть сокурсниками в университете, или одноклассниками в школе с физико-математическим уклоном. Могли быть участниками физико-математических олимпиад или просто добрыми друзьями детства, устраивающими весёлые забавы со всякими хитроумными приспособлениями. Стоило им только сойтись, и мир преображался – становился бесконечно интересным и увлекательным! Им никогда не было скучно вдвоём!

Вместе они были неистощимы на выдумки, непобедимы в любом научно-техническом споре. Любое дело было им по плечу, а сколь-нибудь существенное научное открытие казалось лишь вопросом времени. Казалось, ещё чуть-чуть, и любая тайна мироздания будет доступна их пониманию. Да и как может быть иначе, когда в мире столько интересного – изучай, исследуй и открывай! А как много всякой интересной литературы, множество научно-технических журналов, тематических интернет-форумов!

Спорами на любую, заслуживающую их внимания и исследования тему, они могли увлекаться до бесконечности. При этом каждый чувствовал себя первооткрывателем чрезвычайно важной идеи! Общаться на равных им было легко и удобно – никаких церемоний! Могли обратиться друг к другу с вопросом в любое время, – никто бы и не обиделся! Лишь бы вопрос был интересный и стоящий. А что до неудобств со временем, то для размышлений и исследований нет временных ограничений, как нет и возможностных – так им, по крайней мере, казалось! Хочешь быть первооткрывателем? – Дерзай!

Никаких неудобств (по крайней мере, они так считали) они этими спонтанными дискуссиями друг другу не доставляли! Для обоих это было так же естественно, как и непрерывный интенсивный мыслительный процесс, для которого они были всегда открыты, как постоянное и непрерывное расширение процесса познания и понимания тайной суть вещей.

У обоих дух захватывало от осознания грандиозности их открытий. Они могли быть сослуживцами в научной лаборатории и работать над общей научной темой – ИЛЭ, Дон-Кихот генерировал идеи, ЛИЭ, Джек их технически разрабатывал. Оба были деятельны, энергичны, в стремлении к цели не знали преград. Для творческой, интеллектуальной работы, для исследования интересующего их предмета, для достижения желаемого результата могли любое препятствие преодолеть, любую дверь проломить. Что им чиновники с их запретами и ограничениями! Убедить в актуальности их разработок они могли кого угодно! И фонды пробить, и оборудование для лаборатории. Стоило сделать лишь небольшое усилие, и им уступали все и все помогали – перед их натиском было устоять невозможно. Вместе они – сила! И они сами осознавали это. Казалось, так – рука об руку, – они могут пройти по жизни, не расставаясь, и везде и во всём им будет сопутствовать удача, и всё будет складываться легко и самым наилучшим образом.
Да и может ли быть иначе?
– Может!

2. Отсутствие дополнения по сенсорным и этическим аспектам.

Представим такую пару как супружескую, увлечённую и на работе, и дома обсуждением интересных идей и доказательствами выдвинутых ими гипотез. Дон может что угодно доказать теоретически (по крайней мере такое представление складывается даже в кратковременной дискуссии с ним). Яростно отстаивая свою точку зрения, Дон спорит до хрипоты, стоя перед оппонентом в бойцовской позиции, поддавшись вперёд, как для нападения, упёршись ногами в пол, сжимая для пущей убедительности кулаки (ролевая волевая сенсорика, +ЧС3). Джеку нужны эмпирические доказательства. И вот уже от отчаянных споров они перешли к поиску доказательств в Интернете. Каждый сидит перед своим компьютером, отодвинув на безопасное расстояние тарелки с остатками еды, кружки из-под какого-нибудь питья. На кухне, на столе и в раковине – груды немытой посуды, повсюду валяются упаковки от пиццы и пластиковые стаканчики от китайской лапши. Оба увлечены работой и отвлекаются только на короткие разговоры по телефону, да на звонки в дверь, когда посыльный приносит им пиццу. И то, если кто-нибудь из них догадается своевременно её заказать! А нет, – начнутся споры на тему: чья очередь (или чья обязанность) позаботиться о еде, и ссоры с утверждением собственных прав и предъявлением претензий к партнёру.

Споры и ссоры в быту у таких супругов будут возникать часто и по любому поводу: кому нести бельё в прачечную? Кому заниматься уборкой, покупками продуктов, готовкой? Что есть? Что готовить?

Дон предлагает накупить пакетики полуфабрикатов (можно даже сухих, тогда не нужно будет даже покупать холодильник) и растворять их кипятком по мере надобности. (Тогда и плиту не надо покупать, можно обойтись кипятильником.)

Джек может усовершенствовать эту идею, предлагая заказывать еду по телефону, (тогда и полуфабрикаты покупать необязательно). Посуду тогда тоже можно будет не покупать – достаточно той, одноразовой, которую принесут вместе с едой. Потом всё это можно собрать и выбросить... А кто будет выносить мусор? – а какая разница? – договорятся между собой как-нибудь потом. А может и не договорятся, и опять будут спорить и ссориться, отстаивая свои права и навязывая дополнительные обязательства партнёру. Но уж, казалось бы, разделить обязанности поровну они смогли бы, или, хотя бы, установить очерёдность их выполнения. Да не тут-то было! И про обязанности могут забыть за интересной работой, и про очерёдность! Спохватятся, когда ничего нужного не окажется под рукой! Нужно бежать на работу, а в чём? Где чистые носки, чистая одежда? Где чистая выглаженная рубашка? – Ничего этого нет! В шкафу все вещи свалены в кучу, что под вешалками, что на полках. Обувь нужную вовремя не найти, – кто раньше встал и на работу ушёл, того и обувь, и куртка, и плащ, и зонтик...

Кто раньше встал, тот и доел, что осталось, и посуду за собой не помыл... Да и где она, посуда... Не из чего ни есть, ни пить... (Как в старой, доброй сказке: «Загляни-ка ты в кадушку, ты увидишь там лягушку...»). Заглядывают в кружку и видят там плесень над остатками позавчерашнего чая, а других чашек-кружек и вовсе нет, – зачем они, лишние-то?.. Придётся отскрёбывать грязь или мыть пластиковые стаканчики из-под лапши, чтобы напиться чаю. Да и чайник давно перегорел, проржавел и вода из него выпарилась, а остались окаменелости от осадков, которые расползлись по стенкам или даже обвисли на манер сталактитов в пещере. Но, – не беда! Поесть можно и по дороге, но вот проблема – выйти-то не в чем! Чьи это рваные кроссовки (обе на одну ногу), и чья эта фуфайка, старая, рваная и грязная, как из мусорного бачка? Чьё это всё, и где вообще вся одежда в доме?! И почему здесь никто бытовые проблемы не решает и хозяйственными делами не занимается?

Да потому, что – некому! Никто из партнёров – ни Джек, ни Дон, – не собирается прерывать интересную работу для того, чтобы перемывать горы посуды, перебирать одежду в шкафу, относить бельё в стирку, драить полы, бежать в магазин за продуктами, становиться к плите и готовить – это же сколько времени нужно потратить на всё это! А для Джека, время – деньги! Жаль времени на такие пустяки, да и денег тоже жаль, чтобы нанимать кого-нибудь для домашней работы, – проще дождаться, когда ею займётся партнёр, которому тоже когда-нибудь надоест этот беспорядок и отсутствие всего необходимого под рукой. Примерно так же рассуждает и Дон, когда сталкивается с бытовыми проблемами.

А причина в том, что в этой диаде каждый из партнёров (экстравертов-логиков-интуитов) подсознательно ориентирован на дополнение с заботливым, чутким, услужливым и уступчивым дуалом – интровертов-этиком-сенсориком.

Интуитивно-логическгоэкстраверта, ИЛЭ, Дон-Кихота подсознательно, по слабым функциям своего психотипа дополняет сенсорно-этический интроверт, СЭИ, Дюма. А логико-интуитивного экстраверта, ЛИЭ, Джека, дополняет этико-сенсорный интроверт, ЭСИ, Драйзер, который, как и Дюма, заботливо и чутко создаёт максимально комфортные бытовые условия своему партнёру, видя в этом (вне зависимости от пола) свою основную обязанность, свой долг, свою миссию как залог идеальных и гармоничных отношений в семье.

Это жена-Драйзер может очертя голову бежать в магазин за продуктами, попутно заложив в ломбарде бабушкино кольцо, если муж-изобретатель (дуал-Джек) не приносит в дом ничего, кроме грандиозных идей и обещаний. Это жена-Дюма будет часами стоять у плиты, чтобы побаловать даула-Дона изысканным блюдом. А друг для друга Джек и Дон на подобные жертвы не пойдут, – будут обходится минимумом возможного, понижая его да абсолютно неприемлимого, но повышать уровень комфортности в быту не будут – с какой стати? Не князья, – и так обойдёмся!

Это в дуальных отношениях с Дюма (или в конфликтных с Драйзером) Дон может закапризничать, если ему рядом с едой забыли положить вилку или не размешали сахар в стакане с чаем. Это в дуальных отношениях с Драйзером Джек может с порога запаниковать, спрашивая: «Пожрать есть чё-нить?» – и тут же успокоится, услышав: «Конечно есть! Иди, мой руки, сейчас накрываю на стол!». Жена-Драйзер, конечно, поморщится, услышав слово «пожрать», но выговаривать не станет, – понимает, что сейчас не лучшее время для нравоучений; она и накроет, и эстетично сервирует, и подаст в лучшем виде, только что с ложечки кормить не будет: «Кушай, дорогой, только не нервничай. Тебе вредно!» – но это, преимущественно, в дуальных отношениях. В конфликтных ИТО могут этот сенсорный праздник и омрачить, но только по крайне уважительным причинам, постоянно возникающим в условиях конфликтного взаимодействия, а поначалу в сенсорных удовольствиях отказывать не будут.

Конечно, в конфликтных интертипных отношениях (как бы ни были они тяжелы) и в дуальных (как бы они ни расслабляли) есть, кому позаботиться о Джеке и Доне, чего не скажешь о квазитождественных, где оба партнёра довольно продолжительное время (по мере нарастания проблем) выступают только потребителями; причём, – настойчивыми, жёсткими, требовательными. Оба чувствуют себя неудовлетворёнными бытовыми условиями, и это негативно сказывается на их поведении и взаимоотношениях.

Какими бы добрыми друзьями они до этого ни были, а с голодом, с разрухой ни примириться, ни свыкнуться не смогут, поскольку из бытовых условий вся эта разруха перейдёт и в их жизнь. Кроме того, что возможности у такого супружества весьма ограничены – ребёнка не завести, быт не наладить, необходимые условия для комфортного существования не создать (без обоюдных жертв: трат времени, сил и материальных средств). С приличной работы за частые опоздание и неопрятный вид могут их выгнать даже при том, что они – незаменимые работники и специалисты, а на хорошую (по тем же причинам) не возьмут даже по рекомендации.

А что делать! – везде по одёжке встречают, а по уму выпроваживают, если у одичалых от бытовой неустроенности сотрудников настолько ум за разум заходит, что они элементарно за собой следить не могут. Они и собеседования-то не пройдут, если заявятся в приличное учреждение в неопрятном виде (к которому сами настолько привыкли, что не считают его ненормативным).

И если Дона ещё иногда выручает его нормативная волевая сенсорика (+ЧС3) и на собеседование он заявится одетым, пусть старомодно и консервативно, но мало-мальски прилично (костюмчик чёрный, потёртый, рубашка застиранная с немодным и безвкусным галстуком), то Джек, невозмутимо заявляясь в своей обычной одежде, – джинсах, кроссовках и рубашке-ковбойке – может произвести и неприятное впечатление на новое начальство: он ведь не в коровник пришёл, а в солидное учреждение, значит и выглядеть должен солидно и респектабельно. Но проблематичная сенсорика ощущений Джека (+БС4) ограничивает его в эстетических предпочтениях, и стиль одежды он меняет очень неохотно, да и то, ненадолго.

Конечно, побегав по друзьям, Джек может запастись необходимой одеждой на первое время, а там, устроившись на работу, и прикупить что-нибудь из новенького, или прийти в своей старой, обычной – на «авось!», – авось не заметят, не станут обращать внимания – ну, не уволят же ценного сотрудника из-за таких пустяков, а в том, что он сумеет себя сразу же зарекомендовать ценным сотрудником, Джек не сомневается.

Но даже эти (проблематичные для обоих партнёров) подгонки под нормативы не избавляют их обоих от учащающихся скандалов и ссор из-за бытовых неурядиц, заставляя каждого из них искать помощи на стороне. И именно потому, что их взаимодействие в этот период переходит на самые слабые, болезненные и зависимые от отношений и настроения партнёра психические функции, – на ТНС (точку наименьшего сопротивления, мобилизационную, «болевую»психическую функцию) на уровне СУПЕРЭГО – аспект сенсорики ощущений у Джека (+БС4) и аспект этики отношений у Дон-Кихота (-БЭ4) и на суггестивную функцию (точку абсолютной слабости и наибольшей зависимости от партнёра) на уровне СУПЕРИД – аспект этики отношений у Джека (+БЭ5) и аспект сенсорики ощущений у Дон-Кихота (-БС5).

По суггестивному аспекту сенсорики ощущений (-БС5) Дон-Кихот рассчитывает на самое чуткое и заботливое отношение со стороны партнёра. Ему нужно, чтобы дома за ним ухаживали, как за малым ребёнком (и ничего унизительного для себя он в этом не видит). Конечно, нос утирать он себе не позволит, но лекарство от насморка и чистые носовые платки должны в доме быть и лежать на своём месте. В доме всё должно быть организовано так же, как это было заведено в доме его родителей (потому что он к этому привык с детства, и на этот порядок он и будет ориентироваться), даже если это было далеко небезупречно. На завтрак, обед и ужин он привык есть то, что ему готовила мама (и, обязательно, по тем же рецептам и технологиям), одеваться он привык в то, что ему покупала мама (даже если вкус у неё старомодный и небезупречный), но вот, что привито ему с детства, то он и будет предпочитать, – такова особенность его суггестивной, «слепой», «доверчивой», инфантильной сенсорики ощущений (-БС5).

Джек по своему «болевому», мобилизационному аспекту сенсорики ощущений (+БС4) окружить его заботой не сможет. Ему это даже в голову не придёт. Подсознательно ориентированный на предупредительную заботу и безупречный вкус своего дуала, ЭСИ, Драйзера, Джек будет прибывать в абсолютной уверенности в том, что партнёр вполне может не только сам о себе позаботиться, но ещё и его, Джека, обиходить – разнообразно и вкусно его накормить в любое время суток, помыть за ним посуду, разложить по местам его вещи, поставить на место его обувь, которая вечно теряется в прихожей, повесить в шкаф его вечно разбросанную одежду; грязную постирать, чистую – погладить, чтобы он утром получил свежую рубашку и чистые носки. Утром приготовить завтрак, вечером – вкусный и сытный ужин, вне зависимости от того, принёс он в дом зарплату или всю потратил «на важное дело», о котором предпочитает умалчивать. Претензий и упрёков по этому аспекту Джек не потерпит, равно как и возражений. «Кашу из топора» в случае абсолютного безденежья (ввиду бесконечно долгого отсутствия в доме денег, потраченных им неизвестно на что) не будет есть даже в партнёрстве с дуалом. В квазитождественных отношениях деньги вообще уходят неизвестно на что. Текут сквозь пальцы, – что у одного, что у другого, а как доходит до оплаты счетов, тут и начинаются взаимные споры, да ссоры, да вопросы: «Куда у нас деньги уходят?!». И напоминания, кто, когда и за что платил (или не платил, а задарма получил и смылся, обещав потом рассчитаться). Вопрос денег, вопрос комфорта – наиболее болезненный для обоих вопрос. Потому, что кому-то из них надоедает безвозмездно оплачивать расходы другого, надоедают долги, которые он должен оплачивать из своего кармана, надоедает бессчётный расход денег, надоедает «игра в одни ворота», которой нет конца.

Деклатим Джек очень хорошо умеет прибирать к руками и распоряжаться общими средствами как своими собственными, но, тем не менее, ориентированный на программную бескорыстно-жертвенную этику отношений своего дуала-Драйзера (-БЭ1), тяжело переносит упрёки и обвинения со стороны Дон-Кихота, которые к тому же и подаются в недопустимо грубой форме. И дело тут не в том, что Джек нетерпим к грубостям и ругательствам – его далеко не изнеженный слух ко всяким выражениям привыкает, но он не терпит попрёков по болезненному для него аспекту сенсорики ощущений (+БС4), равно как и жёстких ограничений по нему (переходить на хлеб и картошку он не собирается даже при самых стеснённых условиях и обстоятельствах). Жёсткая экономия, «временно» (а по сути, надолго) вводимая Доном, его жесточайшим образом угнетает. Как уступчивые и демократичные экстраверты Джек и Дон, хоть и неохотно, но всё же могут пойти на некоторые уступки друг другу, но всему же есть предел! По миру идти с протянутой рукой тоже не хочется, равно как и беспредельно ограничивать себя в необходимом. Вот и приходится Дону скандалить, если партнёр по-другому не понимает.

А Джек не выносит скандалов, как и вообще разговоров на повышенных тонах, поскольку это бьёт его по болезненному (нормативному, ролевому) аспекту этики эмоций (-ЧЭ3). И бьёт тем сильней, чем больше он старается проявить невозмутимость во время ссоры, или превратить всё происходящее в шутку. И в том, и в другом случае он ещё больше распаляет эмоциональную активность Дон-Кихота, у которого аспект этики эмоций находится на позициях инертной, активационной функции (+ЧЭ6). Уж, если Дон начал «выпускать пары», то это всерьёз и надолго, потому что такая эмоциональная разрядка до некоторой степени компенсирует ему сенсорный дискомфорт: поскандалил, поорал на партнёра и притомился, а там и подобрел, – вроде и есть теперь не так сильно хочется. Можно, накричавшись вдоволь, уйти, хлопнув дверью и искать сочувствия и понимания на стороне. Дон так и сделает – он часто блуждает из дома в дом в поисках более заботливого партнёра, более надёжной «крыши» и более тёплого «крыла», – как это свойственно всем уступчивым-иррационалам-субъективистам (альфа- и бета-квадр) – волокитам.

Джек, едва отправившись после семейной ссоры, тоже отправится куда-нибудь, где (как он считает) ему будут рады. Подсознательно сориентированный на деликатного программного этика-Драйзера, такого же противника семейных конфликтов, как и он сам, Джек в случае отсутствия подходящих (для восстановления душевных сил) условий может просто пойти туда, где можно приятно провести время, где его никто не знает, ни в чём не обвиняет, ни к чему не придирается, где он развлечётся беззаботно и весело, не особо задумываясь о последствиях (беспечный).

Но Дон-Кихот – тоже беспечный (по психологическому признаку). И если он уже (тоже беспечно, не задумываясь о последствиях) проложил тропинку к чужому дому и тёплому домашнему очагу, пришёлся там по душе и нашёл себе приют и поддержку, то, возвращаясь домой, он не слишком будет дорожить своими неудачно сложившимися семейными связями. Скандалы будут происходить по любому поводу и даже без видимых причин. Дон будет продолжать скандалить
  • и потому, что это его эмоционально разряжает и успокаивает;
  • и потому, что эта мера лучше, чем вообще никакой, а так он всё-таки хоть чем-то ответил на дурное и безответственное отношение к себе партнёра. – на недостаток тепла и заботы с его стороны;
  • и потому, что он уже заметил, как это жестоко травмирует Джека и, значит, скандалы можно практиковать как сильно действующее средство при каждом удобном случае, а заодно и в качестве профилактики против возможных сенсорных и этических неудобств, тем более, что он уже испортил отношения в паре и, значит, ничего не случится, если (в порядке эксперимента) их испортить ещё больше, – интересно узнать, что из этого получится: а ну, как партнёр (партнёрша) совсем присмиреет, исправится, возьмётся за ум и обеспечит ему стабильный уход и опеку по всем сенсорным аспектам?
Дуальная ориентация на программного сенсорика-Дюма, ожидание адекватной поддержки на суггестивную сенсорику ощущений заставляет Дон-Кихота пускаться в такие опасные психологические авантюра, полагая, что деспотичными методами он сумеет превратить логика-интуита-Джека в сенсорика-этика-Дюма (который Джеку приходится конфликтёром и полным, абсолютным антагонистом по всем жизненно важным аспектам и предпочтениям).

3. Антагонизм квадровых комплексов.

Но также как Дон-Кихоту при всех усилиях не удаётся превратить Джека в Дюма, так и Джеку не удаётся превратить Дона в его (Дона) конфликтёра-антагониста-Драйзера. Дон даже слышать не захочет о том, чтобы жертвовать своими исключительно гениальными (пусть и слегка авантюрными) идеями ради какой-то жертвенной любви, ради покорности рискованным обстоятельствам, к которым Джек его по своей авантюрной беспечности приведёт, ради мира и покоя в семье, которая и так вот-вот развалится. Дон ещё не сошёл с ума, чтобы отказываться от того, что ему дорого, крайне важно и составляет весь смысл его жизни. Хотя иногда ему кажется, что если он ещё дольше проживёт в паре с Джеком, то обязательно свихнётся и забудет всё, что ему интересно и дорого, отказавшись от всего для него самого важного и ценного ради покоя и уюта в семье.

Со своей стороны и Джек (невзирая на отвращение к скандалам) будет яростно сопротивляться любым попыткам Дона закабалить его в семье. Об отказе от работы и речи быть не может! Тут он на всё пойдёт – на стенку полезет, дверь проломит, из окна выпрыгнет, но домашней работой ограничить себя не позволит. Джек терпеть не может ограниченных (никчёмных) в деловом отношении людей и превратить себя в подобное ничтожество никому не позволит. Как не позволит и себе отказаться от ЭГО-программы своего психотипа – прагматичной, деловой логики (-ЧЛ1). Джек должен работать и реализовать себя профессионально, в деле. Успешно или нет – это уже другой вопрос, но оградить себя от работы четырьмя стенами их общего с Доном дома он ни за что не позволит. И даже не потому, что не хочет быть материально зависимым от партнёра, но, главным образом, опасаясь дальнейших ограничений, которые могут привести к беспредельному волевому диктату Дона и лишить Джека возможности профессиональной самореализации: сначала Дон не отпустит его на работу вне дома, а потом и надомной работой заниматься запретит, скажет: «Сиди на кухне, щи вари! Или стиркой занимайся! Здесь твоё рабочее место!».

Прекрасно понимая, что последует за этими ограничениями, Джек начинает бунтовать! И тут уже такие скандалы – грозы, бури, шторма! – грянут, по сравнению с которыми эмоциональные нападки Дона покажутся грибным дождичком в солнечную погоду! Тут уже Дон будет бит Джеком (вне зависимости от пола и возраста последнего). Причём, бит будет жестоко, с полной отдачей и выкладкой сил, со всего размаху, с плеча. Потому, что тут уже будет задет третье- квадровый (или гамма-квадровый) комплекс «связанных рук», при котором насильственный отказ от работы (или, ещё того хуже, – запрет на работу!) не принимается. Против таких запретов можно пойти до конца, – бороться хоть на смерть, любыми средствами, но не уступать ни в коем случае, даже при самых жестоких мерах и методах домашней тирании! Против таких ограничений любой гамма-квадрал будет сражаться жестоко и до победного конца, а уж тем более Джек с его программной деловой (оперативной, рабочей) логикой (-ЧЛ1).

Квадровый комплекс – это очень серьёзно! Это табуированная, тщательно оберегаемая от внешних помех и притеснений зона! (Это не шкаф, который можно подвинуть или вообще убрать!). Это не причуда, от которой можно отмахнуться, не блажь и не пустая фантазия, на которую можно закрыть глаза. Игнорировать квадровый комплекс партнёра чрезвычайно опасно! Обиженный таким отношением человек будет чувствовать себя не просто угнетённым или затравленным, он ощутит себя на грани полной и абсолютной гибели, у него возникнет ощущение смертельной опасности, и он будет защищать свои интересы по квадровому комплексу, как последний рубеж, за которым уже начинается неминуемое уничтожение его личности, которое он допустить никак не может, а потому не раздумывая пойдёт на самые отчаянные, крайние меры, рискуя абсолютно всем – своей свободой, благополучием, жизнью – всем! Но своего не уступит! Лучше смерть или смертоубийство, чем отказ от защиты интересов по квадровому комплексу.

Удар по квадровому комплексу – болезненнее, чем удар по ТНС (точке наименьшего сопротивления, «болевой», «мобилизационной» функции), потому что квадровый комплекс, созданной самой эволюционно-соционной природой человека посредством определённых сочетаний квадровых (а не индивидуальных) психологических свойств-признаков – гораздо более древнее природное формирование, чем ТНС. Удар по ТНС – сильный, жестокий, как запрещённый удар ниже пояса, – но его, при всей его болезненности, можно перетерпеть, –принять как объективное условие или обстоятельство, с которым приходится (хоть и с трудом) временно примириться. Но ущерб интересов по квадровому комплексу – это всерьёз и надолго, – эта уступка невосполнима, а потому и недопустима, – её не перетерпеть, и с этим ущербом не примириться: тут уже возникает ощущение, что вся жизнь летит в пропасть, – тут уже ничего другого не остаётся, как защищать свои интересы любой ценой до победного конца.

Если, например, жене-Джеку сказать: «Ну, какой из тебя руководитель?! На тебя же смотреть противно!» – это ещё пол беды, – это больно, мучительно, но это только удар по ТНС (сенсорике ощущений, +БС4) – это Джек, стиснув зубы, ещё перетерпит (да и то, будучи исключительно волевым и выдержанным человеком). Но если после таких слов жене-Джеку категорически запретить выходить на работу и требовать, чтобы она тут же уволилась, – то есть, навсегда смирилась со своим поражением, не пытаясь даже утвердить себя профессионально – значит вынести ей смертный приговор, потому что жизнь для неё после этого оскорбления, совмещённого с запретом и ударом по квадровому комплексу «связанных рук», потеряет всякий смысл (даже при наличии мужа и ребёнка). Шутить такими вещами (бросаться такими словами и запретами) так же опасно, как играть с огнём и взрывчаткой. При ударе по квадровому комплексу обидчику не поздоровится в первую очередь.

В квазитождественных отношениях Дон именно с этим и сталкивается, когда в порядке воспитательных мер заставляет жену-Джека уйти с работы и полностью посвятить себя домашним делам. Услышав нечто подобное, Джек придёт в такую безудержную ярость, что тут же разнесёт в щепки всё вокруг (включая и самого Дона), но превратить себя в домашнюю прислугу не позволит! Запретить Джеку работать по профессии, – это всё равно, что запретить Дону говорить (при его альфа-квадровом комплексе «зажатого рта»). Эффект будет тот же: Дон полезет на стенку, проломит двери, набросится с кулаками, если ему скажут: «Помолчи! Закрой рот! Тебя не спрашивают!». Запретить Дону высказываться, излагать очередную идею, или просто делиться соображениями, – всё равно, что разжечь бочку пороха под собой! Будет взрыв, будет ураган страшной силы, будет конфликт, будет мордобой, возможно даже смертоубийство. Но кто с этим считается? Перейти предел допустимых уступок по квадровому комплексу – значит потерять себя, потерять смысл и цель в жизни, потерять интерес к жизни – лишиться всего! Но это именно то, что чаще всего и происходит в условиях взаимодействия представителей ортогональных квадр.

Отсутствие дополнения по квадровым признакам приводит к целому рядом неудобств и осложнений, связанных с отсутствием взаимопонимания по уровню ЭГО и неадекватностью взаимодействия по информационным аспектам, расположенным на слабых уровнях информационной модели (СУПЕРЭГО, СУПЕРИД) и на её лаборных (слабо вербализуемых) блоках (СУПЕРЭГО, ИД). В связи с этим в процессе взаимодействия обостряются квадровые антагонизмы, которые сопровождаются болезненными «ударами» по квадровым комплексам каждого из партнёров, приводят к ещё большему непониманию и делают отношения невыносимыми.

В демократических квадрах альфа-квадралы, желая поставить ортогональных партнёров гамма-квадралов в унизительное материально-зависимое положение, всеми силами препятствуют их профессиональной и творческой самореализации, внушая им, что они – никчёмные, невезучие бесталанные и предрекая им полнейший крах их будущих творческих планов, чем и травмируют их по гамма-квадровому комплексу «связанных рук», вызывая панический страх невозможности себя творчески реализовать и доказать свою профессиональную состоятельность. Попытки гамма-квадралов оспорить их мнение приводят к скандалам и ужесточению террора со стороны альфа-квадралов, поскольку отказ гамма-квадралов от обсуждения спорных вопросов (во избежание новых скандалов), приводит к ещё большему недоверию, опасениям и (как следствие) взрыву раздражения альфа-квадралов, которых настороженное молчание гамма-квадралов бьёт по альфа-кваровому комплексу «зажатого рта»: с ними не разговаривают, не позволяют высказывать своё мнение, – что может быть хуже? Альфа-квадралы устраивают скандалы, чтобы получить возможность высказаться, а гамма-квадралы, у которых авторитарность мнения и эмоциональные выплески не в чести (аспекты логики систем и этики эмоций – вытесненные ценности) будучи не в силах переносить разговоры на повышенных тонах, не придавая их словам значения (в гамма-квадре, где доминирует деловая логика, приоритетны не слова, а действия), отмалчиваются ещё больше и старательно избегают конфликтных ситуаций. Альфа-квадралы (чтобы получить возможность высказаться), усиливают эмоциональный террор, – провоцируют новые скандалы, изводя гамма-квадралов придирками. Гамма-квадралы, отключаясь от их «шумов», стараются сберечь свои силы (нервы, психику, здоровье, гражданские права и свободы) для творческой самореализации и доказательств своей профессиональной состоятельности. В ответ на это альфа-квадралы (у которых аспекты деловой логики и этики отношений не в чести) шумом, криком, скандалами, склоками, интригами (как крайним средством), тотальными запретами и авторитарностью мнений перекрывают возможности профессиональной самореализации гамма-квадралов, комплексуя и занижая их профессиональную самооценку с тем, чтобы поставить их в ещё более унизительное и зависимое положение, что ещё сильнее бьёт гамма-квадралов по их квадровому комплексу «связанных рук». И вот тогда уже гамма-квадралы (если, конечно, останутся в живых после такого террора) пойдут на окончательный и бесповоротный разрыв отношений, мобилизуя для этого все свои возможности и силы, сметая на своём пути все препятствия, нагромождаемые альфа-квадралами, жестоко и беспощадно подавляя их сопротивление. Точно так же и программный деловик (-ЧЛ1), решительный-рационал (энтузиаст) Джек придёт в ярость и сокрушит все преграды на пути к достижению цели (стратег), если Дон, превышая свои (супружеские или родительские) права, запретит ему заниматься творческой профессией, ссылаясь на дороговизну обучения ею, нецелевой расход денег, невозможность применения по месту жительства (городок маленький) или негативный опыт отсутствия трудоустройства знакомых ему людей или родных.

Перекрывая «избыточные» (как он считает) возможности творческой реализации в будущем, Дон «атакует» Джека с позиций своей эволюционной ЭГО-программы интуиции потенциальных возможностей (+ЧИ1), указывая на отсутствие (по его авторитарному, субъективистскому мнению) возможностей для начинания и развития трудовой деятельности по этой профессии. Но одновременно с этим Дон перекрывает возможности реализации ЭГО-программы Джека, альтернативной, инволюционной логике действий (-ЧЛ1), которая убеждается только эмпирически подтверждёнными доказательствами и фактами. Чужой негативный опыт Джека не убеждает, он всё должен проверить сам и всё увидеть своими глазами. Логической системы, заслуживающей внимания, он в рассуждениях Дона не увидит, а потому будет отчаянно оспаривать и агрессивно сопротивляться его запретам.

Как решительный-рационал-объективист (энтузиаст) Джек, не теряя времени на досужие споры, устремится к намеченной цели кратчайшим путём – напрямик напролом, разрушая все препятствия, сколько бы их ему ни чинили (решительный стратег).

Как субъективист-статик- Дон будет настойчиво и авторитарно отстаивать своё мнение и принятое им решение, стараясь уладить разногласие в процессе обсуждения (рассуждающий). В случае неповиновения, будет устраивать всевозможные ловушки, информационные «обманки» на пути Джека, заранее искажая факты и запугивая Джека кажущейся недоступностью намеченной им цели; пойдёт на любые тактические уловки, лишь бы настоять на своём.

4. Взаимодействие ЭВОЛЮТОРА-СУБЪЕКТИВИТСА-ИРРАЦИОНАЛА (ПРОЖЕКТЁРА)-ИЛЭ, Дон-Кихота и ИНВОЛЮТОРА-ОБЪЕКТИВИСТА-РАЦИОНАЛА (ЭНТУЗИАСТА)-ЛИЭ, Джека по логическим и интуитивным аспектам

Эволютор-рассуждающий-иррационал (прожектёр) Дон-Кихот, находясь в авангарде научных изысканий, фонтанирует идеями, высказывая то одну то другую, смелую, а то и гениальную (!) гипотезу. И его крайне раздражают навязываемые ему Джеком требования фактических и эмпирических доказательств, предъявляемых им (Доном) расчетов и доводов, а в противном случае опровергая и их и требуя их опровержения от самого ИЛЭ, Дон-Кихота. Субъективист-Дон-Кихот со своей упрямой творческой авторитарностью логических мнений (-БЛ2) опровергать свои идеи и доводы категорически отказывается, – отказывается изменять своей программной интуиции потенциальных возможностей, +ЧИ1) менять направление или тему работы, менять ход мыслей рассуждений, и требует, чтобы его рассуждения (прогнозы, информацию) принимали на веру – такими, какими он их подаёт.

Но с этим не соглашается объективист-рационал - Джек, предпочитая во всём убеждаться воочию; он не успокоится, пока не заставит Дона эмпирически – на собственном опыте и примере доказать свою правоту. Если таковые условия создать невозможно, Джек сочтёт себя победителем в этом споре к великому неудовольствию и несогласию Дона, который считает, что отсутствие технических условий для подтверждения его мнения ещё не исключает правоты его доводов.

Эволютор-прожектёр (рассуждающий- беспечный- иррационал)-Дон-Кихот в погоне за убегающей далеко вперёд мыслью, идеей, проектом, может чрезмерно увлечься их ослепительными перспективами и, с присущей ему рассеянностью, что-то случайно забыть, проигнорировать или даже напутать по пустякам. А инволютор-Джек уже тут как тут, – внимательно следит за всеми его ошибками и тычет пальцем то в одну, то в другую... А потом загибает – подсчитывает, и ещё указывает, где и из-за какой неточности вычисление пошло не ту сторону и стало обрастать ошибками, как снежный ком... И всё это с таким злорадно-торжествующим тоном и с огоньком в глазах, что оставаться к этому равнодушным Дон просто не может. Он начинает отмахиваться от замечаний Джека: «Это пустяки!.. Главное – вот!» – и указывает на какую-то формулу (с помощью которой, как ему кажется, он выплыл к тихой гавани своих вычислений и теперь может считать идею доказанной (субъективист). «Нет, это не пустяки!» – заявляет объективист-Джек. И хорошо, если он сможет объяснить, что его возражение действительно чего-то стоит, а то ведь с досады упрётся в пустое отрицание («Нет, это не пустяки! Это совсем не пустяки! Вы ошибаетесь!») и застопорит всё обсуждение.

Квестим-Дон, соответственно, тоже в долгу не останется и с позиций своей творческой, инволюционной (упрямой и педантичной) логики соотношений (-БЛ2) объявит ЛИЭ, Джека профаном, невежественным шарлатаном, требующим эмпирических доказательств там, где всё уже и так абсолютно точно доказано и рассчитано в теории. Но ЛИЭ, Джек, по своей наблюдательной логике соотношений (+БЛ7) довольно быстро убеждаясь в том, что в теории Дон может доказать всё, что угодно, а на практике это не работает, требует от Дона практических подтверждений и фактических результатов. В противном случае он сам объявляет прожектёра (рассуждающего-иррационала) -Дона шарлатаном и авантюристом, который впустую увлекается (и увлекает других) своими умозрительными заключениями. Как инволютор-деклатим он будет в корне оспаривать замечания и рекомендации квестима-эволютора-Дона, заземляя полёт его мыслей и препятствуя дальнейшему продвижению его идей и проектов.

Квестим-Дон с ещё более яростной критикой, исполненной иронии и сарказма с позиций инволюционной-творческой логики соотношений (-БЛ2) ополчится на опровержения Джека и будет твёрдо и авторитарно (субъективист-статик) стоять на своём, подвергая сомнению его методики и технологии, равно как и справедливость сделанных выводов, заявляя, что поставленный опыт не даёт достаточно чистого материала для анализа.

Инволютор-Джек с позиций своей программной деловой логики (-ЧЛ1) будет на корню сокрушать теории Дона, высмеивая их непрактичность и умозрительность, эволютор-Дон – до основания разрушать доказательства Джека, объявляя их подтасованными и лженаучными. Может даже употребить своё влияние и настоять на том, что Джека лишили возможности эмпирическим путём доказать несостоятельность теории дона – то есть попросту лишили лаборатории или сместили с должности. А этим он уже нанесёт удар Джеку по его гамма-квадровому комплексу «связанных рук».

Джек ещё яростней схлестнётся с Доном в спорах, – вспыльчивый Дон будет так горячо отстаивать свою точку зрения, что Джек себя может и не услышать. Он постарается утихомирить Дона и предложит ему помолчать и послушать, и этим нанесёт ему удар по альфа-квадровому комплексу «зажатого рта». «Помолчать???!!! – взорвётся яростью Дон, – с какой стати он должен молчать и слушать всякий бред шарлатана и недоучки, у которого даже нет стройной системы в расчётах? (Западёт на свою инволюционную творческую логику систем (-БЛ2) Дон-Кихот.)

И решительный-инволютор-деклатим-Джек как истинный объективист тут же обвинит субъективиста-Дона в авторитарности, косности и догматизме! И даже может потребовать его удаления с диспута! – И вообще, при чём здесь система, если бессистемные доказательства предъявляет именно Дон: вон у него сколько ошибок в расчётах!

Динамик-Джек может заметить статику-Дону, что тот не идёт в ногу со временем – то опережает его, то отстаёт, то вообще из него выпадает, занимаясь тем, что вообще никому не нужно – не дружит со временем, и всё тут!.. А Дон скажет, что Джек со своей головой не дружит, если делает подобные замечания... Джек тут же припомнит Дону, что большинство его работ построено на компиляциях, а нет бы действительно пойти своим путём в науке, и не в заоблачные выси, а поближе к земным, насущным проблемам.

И это обвинение вызовет наиболее яростное возмущение квестима-Дона: это он-то заполняет свои труды компиляциями?! Да это с него списывают все, кому не лень, в то время, как он занимается сверх-современными темами! Попытки утихомирить Дона приведут к обратному результату: опять его заставляют молчать! Опять зажимают рот! А этого он не потерпит, и ещё яростнее пойдёт в атаку...

В результате такой полемики, конфликт захватывает всё более широкие сферы их научных, творческих, деловых и системных отношений. Работа останавливается на неопределённый срок, а сами спорщики подолгу «зависают» в бесполезных перепалках, не гнушаясь самыми неэтичными методами доказательств своей правоты – интригами, склоками, скандалами, публичными оскорблениями, неправомерными административными действиями, подсиживаниями, подвохами, взаимными кляузами, компроматами, сборами подписей, публичными разоблачениями и т.д..

У решительного-стратега-Джека гораздо больше шансов передавить рассуждающего-тактика-Дона, – уж, если начнёт рубить с плеча, так мало не покажется. Об этичности своих действий и мер они оба к тому времени прочно забудут, – этот аспект находится у них не на таких приоритетных позициях, чтоб о нём вспоминать.

Как истинный квестим, ИЛЭ, Дон-Кихот станет воевать «один против всех», начиная с Джека и кончая ветряными мельницами. В пылу сражения, разгневанный Дон может поставить ультиматум начальству: «Или я, или он!». Начальство оставит того, кто ему менее неудобен. А Дон со своей спонтанной вспыльчивостью, мнительностью, обидчивостью и проблематичной этикой отношений (-БЭ4), покажется начальству лучшим кандидатом на выбывание, чем приветливый и обаятельный эмотивист-Джек, который к тому же в любой момент может проявить чудеса энтузиазма, – и в праздники, и в выходные поработать.

Дон тоже от работы не отказывается, но не со всяким коллективом умеет ладить: уж, больно он колючий, неуживчивый – слабые позиции проблематичной этики отношений в его модели (-БЭ4) дают о себе знать.

То ли дело прагматичный моралист (уступчивый-рационал-объективист)- ЛИЭ, Джек! Когда нужно, он и деклатимную конформность проявит, и конфликт смягчит, и о своей диадной ценности – корпоративной этике отношений (+БЭ5) вспомнит, и ещё какой-нибудь полезный корпоративный почин организует.

При желании Джек со всеми может дружить, да и за работу он крепче, чем Дон, держится, – сказывается гамма-квадровый комплекс «связанных рук» – страх ограничений деловой и профессиональной самореализации.

Джек и останется победителем в этом сражении, в то время как вытесненный из системы Дон, едва оправившись от шока (вытеснение из системы – из семьи, из учреждения, с места работы – для субъективиста безболезненно не обходится), ещё долго будет строчить заявления во все инстанции, жалуясь на неправомерные действия руководства.

5. Взаимодействие программных ВОЛОКИТЫ и МОРАЛИСТА и творческих ПЕДАНТА и СЕРДЦЕЕДА.

В семейных (супружеских) отношениях подобные споры, несправедливые действия, неправомерные запреты и ограничение, а так же отсутствие поддержки по сенсорно-этическим аспектам, создающие проблемы бытовой неустроенности и ощущение отсутствия надёжных тылов и позитивных перспектив, приводят к тому, что каждый из партнёров начинает искать защиту («надёжную крышу», «надёжные тылы»), равно как и позитивные перспективы, на стороне. У каждого из партнёров появляются для этого достаточно важный повод, убедительные мотивы и стимулы, поэтому не всегда даже удаётся отследить, кто из них сделает первый шаг «в сторону». Каждый из них цепляется за подходящий (проходящий мимо или первый встречный) вариант.

Дон использует любую возможность, чтобы найти подходящую альтернативу и заполнить ту «пустоту», где, по его мнению, должен находится заботливый и любящий его партнёр. Поисками альтернативного партнёра Дон заполняет освободившееся место в системе (в семье как в ячейке общества) по своей альтернативной, творческой логике систем (-БЛ2). Поэтому, если соседка по этажу, будучи невольным свидетелем его частых скандалов с супругой-Джеком, пожалеет его, горемычного, и пригласит к себе в гости: «Твоя-то «бизнесвумэн» опять с утра куда-то укатила, не до тебя ей, а я тут свежие пирожки испекла, а есть некому...». Дон и откликнется на призыв, и пойдёт, и приударит (приволокнётся) за этой соседкой, и очень скоро начнёт приходить к ней, как к себе домой, – обедать, ужинать, развлекать её приятными беседами и не только. Для Дона этот «второй дом» станет его «тылами», заранее заготовленной (для ухода из предыдущей семьи) позицией, позитивной перспективой на будущее (по наблюдательной реконструктивной интуиции времени, -БИ7), новой возможностью попытать счастье заново (+ЧИ1).

Если от бывшего дома его только стенка отделяет, он (вместе с новой, альтернативной партнёршей) уже начинает прикидывать, как бы две квартиры объединить в одну, а нерадивую (в домашних делах) супругу-Джека выставить за порог, загодя оформив все необходимые документы. Если этой «альтернативной партнёршей» оказывается дуал Дона – СЭИ, Дюма, то «бывшую» жену-ЛИЭ, Джека выпихивают со скандалом или ставят перед фактом незаконного её здесь дальнейшего проживания. Когда дело дойдёт до разрешения жилищных вопросов, конфликт Дюма – Джек вступит в свою решающую – самую жестокую и непримиримую стадию – и разразится война «до победного конца» не на жизнь, а на смерть. Совместными усилиями (скандалами и агрессивными нападками на Джека) Дон и Дюма эту войну выиграют, если, конечно, Джек со своей стороны не позаботится об адекватной физической и правовой защите; желательно, совместно со своим дуалом-Драйзером, который (хотя бы на первых порах, будучи очарован Джеком) горой встанет на защиту его интересов. В этом случае возникнет перекрёстный конфликт: Дон против Драйзера, Джек против Дюма.

Моралисты (рационалы-объективисты) Джек и Драйзер предъявят претензии волокитам (иррационалам-субъекивистам) Дону и Дюма, отстаивая законные (супружеские, этические, юридические) права и интересы Джека. При этом обвинения в плохом исполнении Джеком домашних обязанностей в расчёт приниматься не будут: по мнению моралистов – это не повод уходить из семьи и заводить интрижки на стороне: такие вопросы решаются мирно, пристойно, этично, деликатно, – «Мы же цивилизованные люди!».

Впрочем, и Джек, при всём своём морализаторстве, может первым сделать шаг в сторону, если найдётся лучшая альтернатива его малоприятному брачному партнёрству. Прекрасно понимая, что поступает предательски по отношению к Дону, он тоже может по своей творческой, – интуиции времени (+БИ2) как творческий сердцеед завести интрижку, используя для этого любой удобный случай (не пропадать же представившейся возможности!), увидеть для себя в этом приятные перспективы и найти вполне подходящий повод для самооправдания. (+БИ – программная функция сердцееда-Бальзака, фрактально передаёт свои аспектные свойства и ЛИЭ, Джеку, который, находит ей творческое применение и реализует ею свою ЭГО-программу, – деловую, предприимчивую логику действий (-ЧЛ1).). Так, например, одна милейшая предпринимательница (ЛИЭ, Джек), владелица туристического агентства, вышла замуж за молодого, симпатичного туриста (ИЛИ, Бальзака), которому очень хотелось прописаться в её квартире, что и было достигнуто, когда её супругу-Дону предложили отправиться на все четыре стороны. По счастью, он ещё раньше в соседнем доме нашёл себе подругу-Дюма, где и был принят тепло и радушно. Попытка бывшей супруги-ЛИЭ (Джека) оставить себе их прежнюю квартиру не удалась. Опираясь на свою творческую функцию – упрямую и педантичную логику систем (-БЛ2), Дон проявил до такой степени несгибаемый педантизм (творческий педант), такое несокрушимое упорство и выдержку, столкнувшись с которыми его бывшая супруга тут же пошла на попятный, продала их общую квартиру и вернула ему половину вырученной суммы. Молодожён-Бальзак взял ипотечную ссуду и на пару со своей новой супругой купил квартиру, где молодые и стали жить-поживать. Каждая пара пока что довольна заменой партнёра, хотя, конечно, Дону с его новой дуальной супругой повезло больше, в то время как между Джеком и Бальзаком уже наметилось взаимное недоверие: не лучшим способом каждый из них зарекомендовал себя при разрыве предыдущих отношений, да и партнёрство двух «зеркальщиков» – ЛИЭ, Джека, и ИЛИ, Бальзака, – не многим отличается от отношений двух квазитождественных партнёров; есть свои плюсы (общность квадровых интересов и квадровых комплексов), а в остальном, – схожие проблемы из-за отсутствия дополнения по сенсорно-этическим аспектам (явившиеся основной причиной распада и предыдущей пары) и отсутствие дополнения по другим психологическим признакам, включая и отсутствие дополнения по признаку квестимности –деклатимности (оба партнёра, и Джек, и Бальзак, – деклатимы), что неминуемо должно их привести к взаимному отторжению и последующему разрыву отношений.