Исходя из
- далёких и близких пространственно - временных связей КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ моделей,
- из стремления их форм к незавершённости (в КВЕСТИМНОЙ модели) и завершённости (в ДЕКЛАТИМНОЙ),
- а также принимая во внимание инертные, дифференцирующие свойства КВЕСТИМНОЙ модели (с её стремлением разделению, распрямлению, разобщённости, рассредоточенности, расхождению, разъединению, разрушению)
- и мобильные, гибкие, маневренные интегрирующие свойства деклатимной модели (с её стремлением к объединению, воссоединению, возобновлению, восстановлению, воссозданию)
- ВРЕМЯ В КВЕСТИМНОЙ МОДЕЛИ ИНЕРТНО (ПАССИВНО), СТРЕМИТСЯ К НЕЗАВЕРШЁННОСТИ И НЕОБРАТИМОСТИ (и представляет собой разжимающуюся спираль, в каждой точке инертно стремящуюся к распрямлению (расширению, раскрытию, разделению, расщеплению, биффуркации) и образующему бесконечно большую, последовательно развивающуюся эволюционную систему, формирующую материальный объект как открытый и беспредельный в своём развитии (-б.и.)→ (+ч.и.);
- ВРЕМЯ В ДЕКЛАТИМНОЙ МОДЕЛИ МОБИЛЬНО (АКТИВНО) СТРЕМИТСЯ К ЗАВЕРШЁННОСТИ И ОБРАТИМОСТИ (и представляет собой сжимающуюся спираль, в каждой точке стремящуюся к замкнутости и завершённости на самой себе и образующую бесконечно малую, обратимо развивающуюся инволюционную систему, реконструирующую, воссоздающую саму себя и формирующую материальный объект как замкнутый, сосредоточенный на самом себе и бесконечно углублённый в самого себя (+БИ)→ (-ЧИ).
- Протяжённость и цикличность времени в деклатимной модели (+БИ) можно рассчитывать и учитывать, можно включать в работу как технологический параметр, отрабатывать, "шлифовать", доводить до автоматизма: аспект интуиции времени в деклатимной модели реализуется аспектом технологической логики (+БИ/ -ЧЛ). А любой технологический процесс можно заранее продумывать, рассчитывать, моделировать, восстанавливать и многократно воспроизводить. Время в ДЕКЛАТИМНОЙ модели задаёт технологические режимы, работает "таймером", "оператором", "контролёром", — "главным технологом". Время в ДЕКЛАТИМНОЙ модели — "технологическое", "оперативное" (динамичное, активное, деятельное, "задающее ускорение", "набирающее обороты") и конечно же "ОБЪЕКТИВНОЕ", подтверждённое объективными фактами время (+БИ/-ЧЛ). Время в деклатимной модели — ПРАГМАТИЧНЫЙ, "ОБОРОТИСТЫЙ", РАБОЧИЙ, ДЕЛОВОЙ, ТЕХНОЛОГИЧНЫЙ, ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ АСПЕКТ.
- Протяжённость и цикличность времени в КВЕСТИМНОЙ модели трудно рассчитывать и учитывать (как технологически параметр), трудно включать в работу, трудно доводить до автоматизма (а во многих отношениях — вообще противопоказано!). Аспект интуиции времени в квестимной модели реализуется аспектом этики эмоций (-БИ/ +ЧЭ). А любой эмоциональный процесс очень трудно заранее продумывать, учитывать, просчитывать, восстанавливать, воспроизводить, доводить до автоматизма (потому, что тогда это уже будет не эмоция, а технология). Эмоции (эмоциональное развитие (созревание) личности (индивида) напрямую связано с его физиологическими циклами, возрастом, полом, с постоянно накапливаемым жизненным опытом, опытом переживаний и наблюдений, которые постоянно обновляются, заново переживаются и воспроизводятся последовательно и постепенно во времени. Включить их в технологический процесс можно, но довольно сложно, при этом поиск новых форм и их незавершённое обновление будет постоянно продолжаться (иначе это уже будут не эмоции, а "заезженная пластика"). Время в КВЕСТИМНОЙ модели — историческое, последовательное, консервативное, осевое и конечно же СУБЪЕКТИВНОЕ, поскольку опыт личных (лично известных) знаний и переживаний является в нём главной информационной составляющей. Время в КВЕСТИМНОЙ модели — ФИЛОСОФСКИЙ, СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ, КОНСТРУКТИВНЫЙ (СТРУКТУРНЫЙ, СИСТЕМНЫЙ), СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ АСПЕКТ.
- И точно так же, как технолог-ДЕКЛАТИМ должен быть уверен в чёткости и испытанности своих методов и действий, КВЕСТИМ (как творческий "эмоциональный технолог") может рассчитывать только на новизну и искренность своих чувств, на свою способность обновлять и переживать их заново. В противном случае они и для него, и для других (в плане приобретения жизненного опыта) недорогого стоят.
2.ЦВЕТОВЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ДЕКЛАТИМОВ И КВЕСТИМОВ.
ДЕКЛАТИМЫ, исходя из интегрирующих свойств аспекта сенсорики ощущений (+БС), заставляющего их выбирать и соединять в сочетаниях самые яркие, самые "аппетитные", самые заметные и привлекательные по окраске объекты, предпочитают цвета ярких насыщенных тонов, преимущественно в контрастных сочетаниях.
Многое зависит от квадровых приоритетов, целевых и ценностных приоритетов ТИМа, его ориентации на успешность и популярность в своей среде. Успехом пользуется и такая биологическая формула: жизнестойкость и жизнеобеспечение объекта во многом зависит от его способности быть привлекательным — привлекать внимание друзей, потенциальных брачных партнёров. Быть обманчиво привлекательным для врагов и потенциальных жертв.
Эта закономерность также нашла своё отражение в цветовых и эстетических предпочтениях ДЕКЛАТИМОВ.
Агрессивному в своих «боевых раскрасках" ЭСЭ (Гюго), убеждённому том, что "Красота — страшная сила!" нравятся яркие, привлекающие внимание цвета насыщенных тонов в контрастных сочетание тёмно-красного с бежевым и тёмно синим.
Скромному ("неприметному") ЛСИ (Максим) нравится сочетание бежевого с чёрным. Позиция: "Не место красит человека…", здесь перефразируется в "Не "рамка" красит человека, а человек — "рамку", (обрамление, окружение, среду.).
ЛИЭ (Джек) любит практичные ("не маркие") цвета одежды, в которой удобно работать и путешествовать. Ориентируется на традиционные контрастные сочетания цветов: красное с белым и чёрным. Иногда с добавлениями, серо - голубого. Бежевый и сложный зелёный идут в качестве дополнительных.
СЭИ (Дюма) собрал в сфере своих эстетических предпочтений все самые тонкие, самые красивые и самые изысканные цвета и цветовые сочетания. Грубых, резких, раздражающих цветовых сочетаний терпеть не может. Отдаёт предпочтение нежному, кремово - розовому цвету в сочетании со светло - бежевым, золотисто - бежевым, и белым, светло или тёмно- коричневым, светло- фиолетовым или чёрным. Цветовая гамма СЭИ — это краски утренней зари, ранней вечерней зари, весенних цветов, ранней весны в южных широтах.
ЭИИ (Достоевский) старается одеваться "скромно", неброско, предпочитает "сложные" цвета во взаимо приглушающих сочетаниях. Он также считает, что не "рамка" красит человека, а человек — "рамку", (среду).
ИЭЭ (Гексли) во всём старающийся быть сверх успешным, в погоне за противоречивыми тенденциями, часто одевается либо в яркие цвета во взаимо контрастных сочетаниях, иногда в антагонистичных взаимо приглушающих сочетаний. (Завит от настроения и целей.)
ИЛИ (Бальзак), следуя соц. заказу ЛСИ, в своих предпочтениях исходит от сочетания бежевого с чёрным, но от себя добавляет ещё и "бурое" с чёрным, или "сизое" с чёрным и серым.
Но самая яркая и насыщенная цветовая палитра, конечно у СЛЭ, (Жукова).Он, можно сказать, захватил всю радугу со всех сторон. (Это, кстати, заметно и по ведущей телепередачи "Глубокие антресоли", той самой, в ходе передачи собирает по квартирам старые, ненужные вещи и раскрашивает их во все цвета спектра.)
Жилое помещение ДЕКЛАТИМЫ организуют по принципу функциональности "зон" и доступности всех, наполняющих их нужных предметов. Всё нужное должно быть всегда под рукой, всё милое сердцу и любимое — всегда перед глазами. Всё ненужное забрасывается на антресоли на веки вечные ("на всякий случай, если когда - нибудь вдруг понадобится!"). Постепенно помещение заполняется новыми вещами, а старые оттесняются к углам или отправляются на антресоли.
Мебель предпочитают прочную и крупногабаритную, "крепко сработанную". Из хорошего дерева. Резную, или обтянутую дорогим и прочным материалом.
Любят добротный дизайн: яркие и мягкие ковры, яркие ткани. Шикарные люстры со множеством подвесок и завитушек. Огромные от потолка до пола зеркала. Нравятся также яркие, контрастных цветов витражи. Чтобы обязательно было сочетание жёлтого с фиолетовым, с красным, синим и оранжевым. И чтобы всего побольше ( чтобы был полный спектр). Любят солнечные, погожие дни с ярко голубым небом.
В соответствии с аспектом эволюционной интуиции времени (+БИ) , побуждающим ДЕКЛАТИМОВ использовать лучшее ("светлое" ) время дня и лучшие климатические и погодные условия незамедлительно, их любимое время суток — "светлое время" : утро и день, солнечный полдень, любимое время года — самое светлое, самое тёплое и самое ярку по цвету и краскам: поздняя весна, лето, ранняя осень, "золотая осень"— самые продуктивные времена года для сельскохозяйственных работ, для строительства, самые удобные и приятные для путешествий.
Любят крупные, яркие цветы, крупные вещи, крупные яркие украшения. Яркие и оригинальные аксессуары.
Из украшений отдают предпочтение цветным драгоценным металлам: "жёлтым", "зелёным", "красным" ( любимый, конечно, золото). Драгоценные камни тоже предпочитают цветные и яркие. Гладкие, хорошо отшлифованные. Ярких насыщенных цветов, тёплой цветовой гаммы: фиолетовые, красные, жёлтые, зелёные, малиновые — напоминающие спелые летние ягоды.
Любимые стихии: огонь и земля. (Нравится свет и тепло, нравится наблюдать игру ярких красок и световых отблесков огня, нравится работать на земле, что - то сажать выращивать своими руками.) Любимое небесное светило — солнце.
У КВЕСТИМОВ всё намного сложнее.
ИНВОЛЮЦИОННАЯ, альтернативная "остаточная" сенсорика ощущений (–БС) побуждает их находить много красивого и ценного в том, что осталось незамеченным ДЕКЛАТИМАМИ, ускользнуло от их внимания или показалось недостаточно ярким, эффектным и привлекательным.
КВЕСТИМОВ привлекают скромные, неяркие, умеренно насыщенные, неброские, но очень тонкие и со вкусом подобранные цвета и цветовые сочетания. По "цветовой" логике соотношений КВЕСТИМОВ (–БЛ) и (–БС) неяркий, но красивый и изысканно подобранный цвет на нейтральном фоне выглядит ярче и привлекательней, чем яркое на ярком, вступающее в антагонистическое противоречие с фоном.
У КВЕСТИМОВ-ЭКСТРАВЕРТОВ сочетания цветов смелее и контрастнее, чем у ИНТРОВЕРТОВ.
ИЛЭ (Дон-Кихот). Консервативен во вкусах и предпочтениях. Цвета предпочитает неяркие. Строгие и официальные: Чёрное, серое, белое, синее. Немного бежевого. (Это если его контролировать). Если его не контролировать, он накупит одежду всех цветов радуги, а потом будет стесняться её носить.
Его подзаказный ЭИЭ (Гамлет) также предпочитает сдержанные, нейтральные, холодные цвета и тона. Преимущественно, чёрный.
СЭЭ (Цезарь) Единственный из КВЕСТИМОВ, кто позволяет себе носить абсолютно всё. Любит яркие цвета. Преимущественно, красный в сочетании с чёрным, белым, золотым. Но когда не ставит себе задачу выделиться на общем фоне любой ценой, отдаёт предпочтение всё тем же, сдержанным тонам и цветам. В конечном итоге останавливает выбор на всё том же чёрном, белом и красном цвете (зависит от настроения).
ЛСЭ (Штирлиц) Позволяет себе всё, но в очень взвешенных и умеренных пропорциях. Останавливается на классических цветовых сочетаниях. В одежде, вкусах и стилях консервативен. Предпочтение отдаёт добротным и красивым дорогим вещам.
Интроверты-КВЕСТИМЫ предпочитают сдержанную цветовую неброских, пастельных тонов.
Тональную доминанту задаёт СЛИ (Габен). Основное предпочтение отдаёт белому цвету в сочетании со светлыми тонами умеренных, нейтральных оттенков. Доминирующий эстетический принцип своей альтернативной, "остаточной" сенсорики ощущений (–БС): "воздух, простор, свет" СЛИ успешно передаёт по всему ИНВОЛЮЦИОННО- ИНТРОВЕРТНОМУ "кольцу" соцзака в КВЕСТИМНОЙ модели.
Его приемник и последователь по социальному заказу ЭСИ (Драйзер) дополняет эту гамму по-домашнему тёплыми и романтическими сочетаниями светло-бежевого, светло - розового, светло-сиреневого, дымчато-голубого, "фиалкового" (краски предвечерних сумерек, ранней осени и пасмурной весны).
ИЭИ (Есенин) отдаёт предпочтение сумрачно-холодным, романтичным тонам и цветам: серо-голубое, серое и сиреневое, белое и светло-серое.
Следующий "по кольцу", ЛИИ (Робеспьер) упрощает эту гамму до аскетизма. Оставляет только белое, серое и тёмно-серое. Всё остальное считается слишком броским.
Жилое пространство КВЕСТИМЫ стараются организовать рационально, доступно и функционально. Каждая вещь в помещении должна быть доступна и заметна, что возможно только в не загромождённом вещами пространстве. Забрасывать вещи на антресоли не любят — это всё равно, что вещь потерять. (Устраивают удобные кладовки на доступном уровне, где всё необходимое хранится на заметных и легко доступных местах.) Мебель предпочитают лёгкую, удобную и практичную, без декоративных излишеств, красивой, но не аскетичной формы (не как в казарме!). Обои, обивка, ковры — всё преимущественно светлых, или нейтральных тонов.
По своей ИНВОЛЮЦИОННОЙ (альтернативной, "остаточной") сенсорике ощущений (–БС) КВЕСТИМЫ предпочитают декоративные дополнения, которые (вне погони за модой) не привлекают внимания ДЕКЛАТИМОВ, а именно: однотонные гобелены с интересной текстильной фактурой или плетением, экзотические аксессуары ( грубоватую, тонированную чеканку, грубоватую резьбу по дереву, грубоватую, сработанную под примитив, керамику или скульптуру ( имитирующую стиль эпохи среднего палеолита).
КВЕСТИМЫ любят коллекционировать художественное стекло, фарфор. На люстрах и светильниках предпочитают видеть светлое матовое стекло рельефной фактуры ( или сочетание матового с прозрачным). светлый, белый металл, белую керамику, хрусталь. Любят радужный хрусталь белое или тёмно-синее стекло.
Стараются не перегружать помещение аксессуарами. Основной принцип: уборка не должна занимать много времени и сил, чтобы не отрывать их от творческой, интеллектуальной работы — главного для чего живёт КВЕСТИМ в этом мире. Красивыми вещами иногда приятнее любоваться в воспоминаниях и хранить их в кладовых своей памяти. Обновлять впечатления КВЕСТИМУ необходимо хотя бы потому, что впечатления и хранятся в памяти и сами являются её хранилищем (+ЧЭ,– БИ) и (–БИ, +ЧЭ). Поэтому продуктивно работать сидя в четырёх стенах КВЕСТИМ не может: возникают потери информации, новая информация быстро теряется и забывается при дефиците (или отсутствии) впечатлений.
Работа становится замкнутой в самой себе, безжизненной, выхолощенной, оторванной от реальности, приобретает характер переливания из пустого в порожнее. И наоборот, при наличии ярких впечатлений возникают интересные идеи, яркие образы и фантазии. Наибольший прилив вдохновения ощущается на природе, в лесу возле воды. (Сама вода, свет и воздух часто являются для них источником вдохновения).
Любимый цвет: белый – цвет новизны (нового дня), чистоты, обновления (–БС, –БИ). Драгоценные металлы также предпочитают белого цвета (преимущественно, серебро). Любимые камни — белых, светлых, холодных и скромных, естественных , тонких и красивых цветов: искрящиеся, гранённые бриллианты, аметисты, александрит, берилл, топаз, сапфир, гранат, розовый - сиреневый рубин. Нравятся и полудрагоценные камни, — те, что хорошо смотрятся в обрамлении серебра при неярком освещении: янтарь, сердолик, яшма и многие другие, напоминающие по цвету неброские лесные цветы холодным, северным летом.
Любимые цветы — все цветущие деревья и кустарники: сирень, жасмин, белая акация, сакура. А также все белые, голубые, светло-сиреневые некрупные цветы: ирисы, орхидеи, белые хризантемы, белые, водяные лилии, белые (некрупные) розы, гиацинты. Лесные белые и голубые цветы: ландыши, подснежники, фиалки — то есть, всё то, что не привлекает скромными расцветками внимания ДЕКЛАТИМОВ.
Любимое время года — самое ценное и полезное, с точки зрения их инволюционной, альтернативной и "остаточной" интуиции времени (–БИ), — то, что остаётся для продуктивной творческой работы, когда соблазны тёплых, солнечных дней остаются в прошлом, а именно – осень и зима.
Любимое время суток — самое удобное для созерцания, размышлений, для отдыха от суеты и сутолоки рабочего дня, — лучшее время для спокойной и продуктивной интеллектуальной, творческой работы ( по всё той же позитивной, альтернативной, "остаточной" интуиции времени (–БИ), а именно, — вечер и ночь.
Любимое небесное светило: луна (и все звёзды). КВЕСТИМУ нравится смотреть на бескрайнее звёздное небо над степями или снежными просторами, на моря и горы, сверкающие в голубой дымке. Нравится, сидя у окна, смотреть на дождь, на снегопад, на то, как "в лунном сиянии снег серебриться…". Нравиться наблюдать звездопад, листопад, смотреть на белые лепестки, опадающие с цветущих деревьев, наблюдать северное сияние, "белые ночи", летние сумерки, вечерний закат, смотреть на плывущие по небу облака в отблеске вечерней зари… В связи с этим, КВЕСТИМОВ часто называют "пустыми созерцателями", "отрешёнными мечтателями", "разинями", "растяпами", "любителями посчитать ворон", — такова плата за "скромные радости" непритязательной КВЕСТИМНОЙ модели. (Хотя это далеко не всё, что нужно КВЕСТИМАМ для полного счастья…)
Любимые стихии — самые чистые и романтичные по их позитивным и альтернативным ("остаточным") аспектам (– БИ, –БС), а именно: вода и воздух.
Любимые образы — все самые чистые и романтичные, также связанные с воздухом и водой (–БИ, –БС) : ночь, звёзды, луна, снег, лёд, облака, море, парус, океан. (Про "айсберг в океане", "про снег идёт", про "тёмную ночь" охотнее поют КВЕСТИМЫ Для ДЕКЛАТИМОВ это слишком мрачные образы.)
Опять же, и так писать стихи о том, как "небо осенью дышало" или "Ночь тиха, пустыня внемлет Богу" — могут только КВЕСТИМЫ.
3.АРХЕТИПЫ КВЕСТИМНОЙ И ДЕКЛАТИМНОЙ МОДЕЛЕЙ
1. АРХЕТИПЫ КВЕСТИМНОЙ МОДЕЛИ (экстравертные аспекты со знаком «+», интровертные – со знаком «–»).
В этих архетипах отражается набор свойств самой квестимной модели:
- её простые стихии: воздух, вода и их производные в своих естественных состояниях: дождь, лёд, туман, снег, роса, иней, изморозь…
- соответствующая этим стихиям "холодные" времена года: зима, ранняя весна, поздняя осень; и холодные времена суток: ранее утро, поздний вечер, ночь.
- и соответствующие этим временам "холодные" небесные светила: луна, звёзды. ("…Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, / И звезда с звездою говорит…") (здесь и далее М.Ю. Лермонтов, ИЛЭ)
- "холодная" цветовая гамма: белое, серое, чёрное, голубое, серебристое; размытые, расщеплённые, рассредоточенные контуры рисунка. ("В небесах торжественно и чудно / Спит Земля в сиянии голубом…")
- характерен определённый набор образов, отражающих свойства квестимов, во многом выраженные эмоционально - интуитивными программами бета - квадры (томительные (инертные) эмоциональные состояния (+ЧЭ), бесконечно долгие ожидания (-БИ)и вызванная ими усталость, грусть, неуверенность в себе, отчаяние, разочарование, неспособность найти своё место в жизни. ("Что же мне так больно и так трудно?/ Жду ль чего, жалею ли о чём?" ощущение потерянности, обречённости ("Уж не жду от жизни ничего я / И не жаль мне прошлого ничуть…"), сомнения, неопределённость и сложность выбора, внутренний и внешний конфликт).
- глобальные пространственно - временные отношения, инертные (вследствие этой глобальности) и необратимые (вследствие этой инертности) ориентированные на надрыв, незавершённость, создающие ощущение безграничности, отдаления, разрушения ("Вечность бросила в город оловянный закат./ Край небесный распорот, переулки гудят…" (А. Блок. ЛИИ, Робеспьер)
- Эмоциональные состояния, которые вписываются в эти образы и создают их:
"Долго на заре туманной
Плакала метель.
Уложили Дон-Жуана
В снежную постель.
Ни гремучего фонтана,
Ни горячих звезд...
На груди у Дон-Жуана
Православный крест."
(М. Цветаева. ЭИЭ, Гамлет) - Соответствующее всем этим состояниям минорное настроение, минорная музыкальная гамма..
2.АРХЕТИПЫ ДЕКЛАТИМНОЙ МОДЕЛИ (экстравертные аспекты со знаком «–», интровертные – со знаком «+»).
Архетипы ДЕКЛАТИМНОЙ модели противоположны КВЕСТИМНЫМ. Как дополняющие, они отражают свойства ДЕКЛАТИМОВ и ДЕКЛАТИМНОЙ модели и программируются близкими пространственно - временными связями и отношениями. От близкого и тесного контакта материальных объектов в ДЕКЛАТИМНОЙ модели всё очень тепло и даже раскалено до жары.
АРХЕТИПЫ ДЕКЛАТИМНОЙ модели яркие, энергонасыщенные, полнокровные, плодородные, жизнеутверждающие.
Основные стихии: земля и огонь. Соответствующая им "тёплая " цветовая гамма — насыщенные цвета поздней весны, яркого, плодоносного лета и золотой осени: оранжевые, жёлтые, зелёные, бордовые, красные, фиолетовые цвета.
Рисунок яркий, контрастный, завершённый, проработанный до мелочей.
Любимое время суток: утро, день, ранний вечер. Любимое светило: солнце.
Соответствующее всем этим состояниям приподнятое, праздничное настроение всеобщего ликования и торжества: мажорное настроение, мажорная музыкальная гамма.
Близкие пространственно-временные отношения ориентируют на воссоздание материальных объектов и обратимость их жизненных циклов ("Создать приятней одного, чем истребить десяток" (Роберт Бёрнс, ЛИЭ, Джек).
Наиболее яркие образы архетипов КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ моделей донесла до нашего времени «Комедия дель Арте», где всё многообразие ярких красок и весёлых, жизнерадостных масок ДЕКЛАТИМНОЙ МОДЕЛИ присвоил себе розовощёкий проказник и пересмешник Арлекин (– ЧЭ) с его пёстрым кафтаном, сшитым из разноцветных лоскутков и шутовским колпаком, сочетающим в себе все краски самых ярких времён года – поздней весны, зрелого лета и золотой осени.
А цветовой аскетизм и холодные краски КВЕСТИМНОЙ МОДЕЛИ, – её бледность, скромность, томность, и грусть, доходящую до трагизма, сосредоточил в себе Пьеро, напоминающий снеговичка своим белым балахончиком и бледной маской.
Эти образы дошли до нас и в традиционных масках двух цирковых клоунов – грустного «Белого» (современный аналог Пьеро), восходящего к архетипам КВЕСТИМНОЙ модели и весёлого «Рыжего», – современной разновидности Арлекина, восходящего к архетипам ДЕКЛАТИМНОЙ модели.
Соотношения архетипов КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ моделей наиболее ярко представлены в РОДСТВЕННЫХ ИТО, в диаде "Гамлет — Гюго". Поскольку здесь на программирование действий Арлекина (Гюго) работает ещё и "муза комедии" — его счастливая и жизнерадостная программа "весёлых эмоций" (–ЧЭ1), а поступками печального Пьеро (Гамлета) руководит его суровая и строгая, но всегда героически возвышенная "муза трагедии" (+ЧЭ1), с её вселенской грустью, жаждой подвига, стремлением к самопожертвованию и требованием выживать достойно в любых условиях.
4.ОЩУЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ У КВЕСТИМОВ И ДЕКЛАТИМОВ «СТЕСНЁННЫЕ» ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ ДЕКЛАТИМОВ И «РАЗМЫТЫЕ» У КВЕСТИМОВ
У КВЕСТИМОВ и ДЕКЛАТИМОВ различное ощущение времени, темпов, ритмов, и это естественно и закономерно. В ритмических и темповых ограничениях КВЕСТИМЫ себя плохо чувствуют,— ощущают себя как бы зажатыми в клетке. (Песни любят беспредельно распевные, грустные, протяжные (лучше даже без аккомпанемента), с большими паузами.
— А как же они чувствуют себя на фестивалях и конкурсах, где требуется в очень сжатый, ограниченный отрезок времени исполнять ритмичные, темповые песни?
— Победа на этих фестивалях даётся им гораздо более дорогой ценой, чем ДЕКЛАТИМАМ. КВЕСТИМЫ очень плохо себя чувствует в таких условиях: их охватывает ощущение паники, страха, психологического, физического дискомфорта (голос начинает дрожать, ноги подкашиваются от слабости, накатывает ощущение страха и дурноты, доводящее до обморока). К стеснённым ритмам каждого отдельного произведения им приходится себя заранее довольно долго приучать с тем, чтобы потом в заданных ритмах и темпах чувствовать себя более, чем просторно (чтобы ещё оставался какой-то запас времени на некоторую импровизированную свободу в темпах и микро-ритмах).
ДЕКЛАТИМЫ наоборот: в "размытых", неопределённых ритмах, в ритмически неограниченных темпах чувствуют себя неуверенно — так, словно оказались вне системы координат. А если ещё и песня грустная, им и вовсе не по себе становится. (Характерные тому примеры и по домашним вечеринкам в народном стиле и по советским фильмам 50-х годов. Сцены праздничного застолья односельчан там выглядят примерно так: молодые девицы романтичного вида (квестимы), подперев щёку затягивают грустную, протяжную песню про любовные страдания. ("Что-о-о стои-и-ишь качая-я-я-ясь, то-о-нкая-я-я рябина-а-а…") Кого-то из ДЕКЛАТИМОВ (как правило передовую колхозницу, СЛЭ, Жукова) эта песня начинает раздражать. Она прерывает пение: "Что грустную такую затянули!.." и обращается к гармонисту: "А ну, гармонист, перетряхни-ка музыку!Да давай нашу, весёлую, плясовую!.." И дальше всё идёт в жёстких ритмах:
"Эх! Эх! Эх! Эх!
Не лёд трещит,
Да не комар пищит,
Да это кум, да куме,
Да судака тащит.
Ах! Ах! Ах! Ах!
Ах, кумушка,
Да ты голубушка…"
При этом КВЕСТИМЫ чувствуют себя обиженными, обделёнными вниманием и уважением: они так и не смогли разрядить свои эмоции в песне, грубо оборвали, музыку их "перетряхнули", попытались сбить их с тона, с настроения, но не получилось: грусть так и осталась невыплаканной. Вот они и сидят теперь хмурые и понурые, к общему веселью не подключаются, а осуждающе смотрят на зачинщицу всей этой кутерьмы (попытка омрачить ей праздник — их маленькая месть за её бесцеремонное обращение с ними). От своей обиды они ещё очень нескоро оправятся.
— Какая связь между этой ритмикой и технологическим временем ДЕКЛАТИМНОЙ модели?
— Эти ритмы уже сами по себе создают инструментальное оформление композиции. Даже если её исполнять без всякого инструментального сопровождения, инструментальность заключается в самих ритмах: она привнесена ими в песню. В прежние времена, в отсутствие каких бы то ни было музыкальных инструментов, этот ритм можно было отбивать самыми примитивными приспособлениями или вовсе обходиться без них.
Представьте себе вечеринку в народном стиле где-нибудь в глубокой древности, в первобытно общинные времена: люди собираются вокруг костра, унылый запевала - квестим1 затягивает заунывную песню, в которой начинает изливать свою грусть-тоску, волки в соседнем лесу отзываются на это пение и начинают ему "подтягивать", подвывать. Домашние животные в селении испуганно реагируют на этот вой. Люди пугаются, праздничное настроение пропадает: кто знает, чем закончится эта "спевка"? Люди остерегаются подманивать волков к селению, и жёсткими ритмами, на которые тут же переключаются, начинают их отпугивать и отгонять. (Создают ритмический и шумовой фон "загонной охоты"). После чего уже и страхи проходят, и настроение у всех меняется в лучшую сторону.
1 Согласно данным антропологии, последняя мутация, сформировавшая современный нам тип человека разумного (со всеми его разделениями по ТИМам и признакам) произошла 70-100 тысяч лет назад.
— Тоскливые и грустные песни можно петь и у себя дома. Зачем людям праздник портить?
— Вот как раз это замечание КВЕСТИМЫ и слышат от своих соседей и родственников с незапамятных времён: "Если на тебя грусть напала, иди в лес и пой при луне своё заунывное. Там тебя поймут. А здесь люди живут, и нечего на них тоску наводить!".
Не исключено, что тогда же (порядка семидесяти тысяч лет назад), благодаря протяжному, "заунывному" пению, люди сумели приручить волков (сумели найти с ними "общий язык" и взаимопонимание), с тех пор и "подружились" и к сторожевой службе их приспособили.
— А разве можно находить удовольствие в том, чтобы петь ночью, при луне где - нибудь в пустынной местности?
— Спросите об этом КВЕСТИМОВ: они расскажут, как звучит тишина звёздной ночью, как "звезда с звездою говорит". КВЕСТИМЫ умеют слушать тишину в паузах, умеют, благодаря этому, создавать определённую акустику звука, определённый, завораживающий эмоциональный настрой. Умеют завораживать пением, темпами, звуком голоса, паузой. Слышат, как голос резонирует в тишине, как "отражается" в паузе. В этой тишине, в этой паузе они слышат вселенную, её бескрайнее, безграничное пространство. В этих широчайших пространственно-временных отношениях они чувствуют себя в своей стихии, испытывают ощущение покоя и свободы. Если они не успевают это ощутить и почувствовать во время исполнения, их охватывает страх, паника, возникает ощущение потери контроля над ситуацией. (На конкурсах эстрадной песни таких, как "Евровидение", это и видно, и слышно.)
— А волевым усилием взять себя в руки не получается?
— Будет ещё хуже: возникнет дополнительное напряжение и создаст ощущение тесноты. Единственный выход: "не видеть" публики и представить себя в безграничных пространственно-временных отношениях — сразу возникнут в воображении и ночь, и луна, и звёздное небо, и бескрайний простор.
— А думать о тексте, о смысле произведения при этом разве не нужно?
— Вот для этого им и нужен запас времени, чтобы совместить одно с другим: чтобы эти смыслы перенести на фон нужной декорации. А чтобы при всём этом ещё и чувствовать себя свободно, понадобится ещё некоторое время, чтобы представить нужные смыслы и образы (нужную информацию) в широких пространственно - временных отношениях. Даже если ради этого приходится нарушать правила конкурса (как например: победительница конкурса "Евровиденье- 2007" Мария Шерифович из Сербии (ЭИЭ, Гамлет) пела первую часть своей баллады ("Молитвы") без аккомпанемента, в свободных темпах с большими паузами. Казалось, ей было безразлично, сколько времени займёт её выступление (по крайней мере она пыталась создавать такое впечатление): настраиваясь на паузу, она давала отзвучать своему голосу сполна и ещё оставляла промежуток времени для эмоциональной подстройки, создавала определённую инерцию эмоционального настроя (+ЧЭ1), "собрала" внимание зрителей на себе и удерживала его в этом эмоциональном поле. Дима Билан (ЭИЭ, Гамлет) сумел сделать всё то же самое, не выходя из жёстких ритмических рамок своих песен, и в первый и во второй раз. При том, что некоторый эмоциональный разгон (возможно следуя её примеру) на выступлении в 2008 году он всё же сделал. Ему это помогло и настроиться, и успокоиться, и захватить, и удержать на себе внимание зрителя.. Попытка сбросить излишек эмоций во время пения им тоже предпринималась, но всё это было в рамках допустимого и всё закончилось хорошо. И хотя эта победа досталась ему очень дорогой ценой: сосредоточиться на исполнении и не думать о том, что это его выступление будут сравнивать с предыдущим, ему, разумеется, было очень и очень трудно.
5.ЭМОЦИИ КВЕСТИМОВ И ДЕКЛАТИМОВ
— Зачем КВЕСТИМУ нужно сбрасывать, высвобождать излишек эмоций?
— По всей видимости для того, чтобы не уплотнять пространственно-временных отношений: уплотняясь, сгусток эмоций (сгусток энергии) образует материальный объект повышенной плотности, "создаёт тесноту", из-за которой и возникает ощущение доводящего до судорог напряжения. В этом нарастающем напряжении КВЕСТИМ ощущает себя крайне дискомфортно. Непроизвольно у него возникает желание вывести себя на оптимальный уровень ощущений, возникает необходимость разрядить напряжение, избавиться от излишков энергии и эмоций, выплеснуть их — подвигаться, потанцевать, попеть, покричать, поплакать… Чтобы затем уже попытаться успокоиться и настроиться на свои оптимальные (широкие и далёкие) пространственно-временные отношения — на простор, покой и тишину.
— А как происходит эмоциональная разрядка в ДЕКЛАТИМНОЙ модели?
— Через постепенный спад эмоций. Из ранее изученных признаков КВЕСТИМНОСТИ и ДЕКЛАТИМНОСТИ нам известно, что у КВЕСТИМА во время выступления эмоции развиваются по нарастающей (+ЧЭ), а у ДЕКЛАТИМА — по нисходящей (-ЧЭ): от эмоционального максимума — к эмоциональному оптимуму и минимуму.
Так, например, ребёнок-ДЕКЛАТИМ узнаётся ещё в младенческом возрасте по тому сплошному и плотному уровню эмоций, который он берёт, когда начинает плакать. Если ребёнок-КВЕСТИМ развивает эмоции по нарастающей — начинает плакать тихо, как будто сомневаясь в своём праве на этот плач, а потом, по мере осознания проблемы, начинает уплотнять и наращивать их, доводя до очень высокого накала (+ЧЭ), то ребёнок-ДЕКЛАТИМ сразу же выводит эмоции на максимальную плотность и насыщенность (-ЧЭ, -ЧС...). А затем, чувствуя, что выше поднимать их уже некуда (предел достигнут в самом начале), он начинает понижать этот уровень. (И здесь уже многое зависит от признаков УПРЯМСТВА или УСТУПЧИВОСТИ. УСТУПЧИВОГО легче успокоить. Иногда он сам себе "уступает" и быстро успокаивается)
— Как это можно соотнести со схемами пространственно-временных отношений КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ модели?
— Напрямую: нарастающая амплитуда эмоций создаёт "наполнение" для расширяющихся пространственно - временных связей "разжимающейся" спирали КВЕСТИМНОЙ модели. А убывающая амплитуда эмоций создаёт предпосылки для сближения пространственно - временных связей "сжимающейся" спирали ДЕКЛАТИМНОЙ.
Нарастающая амплитуда эмоций помогает КВЕСТИМУ держать окружающих (или враждебное ему окружение) на расстоянии.
Убывающая амплитуда эмоций (понижение эмоционального тона) воспринимается как сигнал к примирению и позволяет ДЕКЛАТИМУ выйти на близкие и доверительные отношения с соконтактником.)
— А что произойдёт, если ДЕКЛАТИМ будет развивать эмоции по нарастающий (вопреки естественному режиму, вне всяких правил)?
— Это происходит довольно часто (перед ответственным выступлением или соревнованием), если его эмоционально перенапрячь. Вследствие избыточного уплотнения пространственно - временных связей возникнет эмоциональный "пережим": эмоции начнут "зашкаливать" и "зависать" в этом состоянии, перестают оказывать должное воздействие на окружающих и начинают восприниматься как нечто жалкое и неубедительное, лишённое силы и смысла.
На фестивалях и конкурсах (на том же "Евровиденье" — конкурсе по всем параметрам созданном для Гюго), это тоже заметно: при наращивании эмоций исполнителем - ДЕКЛАТИМОМ их возрастающая плотность зашкаливает и зависает этаким плотным фоном, который быстро утомляет и зрителей, и исполнителя и производит самое неприятное впечатление: тембр голоса "обесцвечивается" (выхолащивается), теряет эмоциональную окраску и выразительность, исполнитель срывается на глухой крик, не имеющий ничего общего с музыкой. Эстетики и сенсорики здесь нет никакой. А вне приличной сенсорной реализации (+БС2) эмоции (-ЧЭ1), эмоциональный накал в ДЕКЛАТИМНОЙ модели воспринимаются как глухой шум. Никакого позитивного эмоционального воздействия не оказывают, хотя сам по себе аспект (-ЧЭ) — оптимистический и позитивный).
В негативных бытовых условиях происходит всё то же самое. Раздражаясь, ЭСЭ, Гюго (или любой другой ДЕКЛАТИМ) уплотняет эмоции по максимуму, а затем, чувствуя, что вышел к пределу своих возможностей, но должного эффекта не достиг, раздражается ещё больше и надсадно кричит до хрипоты, производя жалкое впечатление, хотя сам же от всего этого страдает. Его эмоции всякий раз уплотняются, зашкаливают и "зависают" на этом высоком и плотном уровне, с которого ему самому их очень трудно спустить, хотя бы потому, что такими действиями он как ему кажется " держит сенсорную и эмоциональную оборону", "отпугивает соконтактника" по демонстративной волевой сенсорике (-ЧС8), оберегает себя этими эмоциями как "бронёй". Спустить их по нисходящей — значит ослабить или "снять" оборону, а предусмотрительный Гюго сделать этого не решается, опасаясь, что это может быть преждевременным. Эмоции он (как и все) использует ещё и как оружие устрашения. Но если видит, что опасность миновала, может слегка снизить уровень эмоций, постепенно свести их на - нет. Потом уже, ориентируясь по ощущениям, он выводит эмоции на их оптимальный уровень, на их оптимальную плотность, но ещё долго продолжает возмущаться: фыркает, переживает — "выпускает пары". Как и любой альфа-квадрал, ДЕКЛАТИМ и ПОЗИТИВИСТ Гюго очень не любит, когда ему портят настроение, огорчают или расстраивают. За это он ответным сгустком эмоций (по плотности напоминающим пушечный залп) строжайше наказывает.
Кроме того, на ДЕКЛАТИМА огромное влияние оказывает воздействие окружающей среды (близкие пространственные и временные связи и отношения). Основной эмоциональный тон в ДЕКЛАТИМНОЙ модели (в системе ценностей ДЕКЛАТИМОВ) задаёт ЭВОЛЮЦИОННО- ИНТРОВЕРТНЫЙ блок — окружающая среда(+БС)или управляющий ею общественный деятель (+БЛ), — "администратор" (+БЛ), создающий удобные бытовые условия (+БС), формирующий общественное мнение (+БЛ), настроение в обществе (-ЧЭ) и отношения (+БЭ). Подключение к общему настроению здесь является эффективным способом эмоциональной разрядки. А стремление обособить свои эмоции, отделить или оградить своё настроение от посторонних влияний рассматривается здесь как вызов обществу, бунт, как идеологическая провокация или диверсия (как если бы кто-то намеренно захотел испортить праздник).
- В КВЕСТИМНОЙ модели высвобождение эмоций и последующее их очищение (катарсис) "обеспечивает" муза Трагедии,с её доводящей до трагического накала эмоциональной разрядкой.
- в ДЕКЛАТИМНОЙ модели эмоциональной разрядкой ведает муза Комедии.
В КВЕСТИМНОЙ модели аспект этики эмоций непосредственно связан с аспектом интуиции времени (+ЧЭ1/-БИ2); в ДЕКЛАТИМНОЙ модели аспект этики эмоций (-ЧЭ) напрямую с (технологическим) аспектом интуиции времени (+БИ) не связан, а только опосредованно (через ортогональный (по отношению к интуиции) аспект сенсорики ощущений (+БС), или через ортогональный (по отношению к этике) аспект деловой логики (-ЧЛ). Поэтому опыт личных переживаний здесь несколько обесценивается: в любую минуту; он может быть либо замещён технологическими наработками (-ЧЛ), либо вытеснен (оттеснён, замещён, аннулирован) позитивным настроем (или мнением) большинства. Возвращаться к прежнему эмоциональному опыту и прежним эмоциональным наработкам для их технологической проверки и перепроверки (при попытках задать свой тон, своё настроение) — тоже свойственно ДЕКЛАТИМАМ. (Отсюда некоторая технологическая запрограммированность, заштампованность их эмоций, склонность к "масочному", "автоматическому" ("механическому") лицедейству. Для комедии, для фарса это подходит, для трагедии — не очень.)
6.КОНКУРЕНЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАКТОВОК В КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ МОДЕЛЯХ
6-1.МАКСИМАЛИЗМ КВЕСТИМНОЙ ("ГАМЛЕТОВСКОЙ") ЭТИКИ ЭМОЦИЙ (+ЧЭ) КАК МАКСИМАЛЬНЫЙ (БЕСПРЕДЕЛЬНО РАСШИРЯЮЩИЙСЯ) ДИАПАЗОН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ
КВЕСТИМ чувствами на сцене не торгует. Он ими живёт и с ними умирает (вместе со своим звуком, героем, музыкой). Для КВЕСТИМА в чувствах технологий нет, есть только жизнь. Даже, если он учится по традиционным артистическим методикам, расписывает чувства по нотам, по сценарию, ежедневно шлифуя своё профессиональное мастерство, его чувства на сцене живут яркой, насыщенной жизнью, пульсируют, взрываются и расходятся по залу ударной волной так, что публика оказывается в самом эпицентре всех его переживаний.
Способность увидеть сложное в простом и простое в сложном — характерна для дедуктивного мышления и в музыке, и в театре. Особенно, если за дело берётся ЭИЭ (Гамлет). Он может сделать глубоко реалистичной самую надуманную и неправдоподобную театральную фабулу. И в спектаклях открывает фантастическую глубину, как в том убеждает нас пример неподражаемой Марии Каллас (ЭИЭ, Гамлет).
На пределе эмоций (+ЧЭ1) исполняла она партию "Джоконды" в одноимённой опере А. Понкьелли, открывая бездонную пропасть отчаяния перед героиней в своей коронной арии "Suicidio" /"Суицид") — неотвратимую и притягивающую к себе, как "чёрная дыра". Причём, делает это невероятно просто (если не считать фантастического звучания голоса): двумя нотами первых двух тактов. Всего две ноты! А зритель начинает чувствовать себя так, словно эта "чёрная бездна" открывается прямо у его ног. Это он ощущает себя летящим в чёрную пропасть, он же и является участником страшного выбора, не находя для себя в жизни никаких более привлекательных альтернатив. Сидит и не может пошевельнуться, придавленный мощным потоком её энергии.
Разумеется, сказывается здесь и фантастическая сила воздействия гениальной ("экстремальной") музыки Амилькаре Понкьелли, с её поразительными драматическими и трагическими формами, с её мощной динамикой и "изломанным" ритмическим рисунком. (Ритмы, как удары молнии "пронзают" мелодию, создавая леденящий душу аккомпанемент.) Но никому не удавалось исполнять её с такой пронзительной силой как певице певиц и величайшей трагической актрисе ХХ века, возродившей в наше время жанр классической музыкальной трагедии, Марии Каллас(ЭИЭ, Гамлет).
Про таких певиц говорят: "они рождаются раз в тысячелетие!". Не выходя за рамки музыкальной партии, она могла творить чудеса голосом, артистизмом и музыкой. Она была неподражаема в "Анне Болейн" Гаэтано Доницетти — опере, которую специально для неё восстановили в "Ла Скала". Она была феноменальной Медеей в одноимённой опере Луиджи Керубини: "Одержимость языческой царицы, покинутой возлюбленным и превратившейся в ужасную фурию, Каллас передавала ослепительным каскадом вокальных средств и богатейшим языком жестов: её сильный голос, резкий и предельно выразительный, напряжённые от ужаса черты античной маски, убедительная игра рук — всё в кровном соединении пения и мимики, страсти и стилизованных форм воскрешало дух античной музыкальной трагедии."
А какая это была магическая, завораживающая Норма! (В одноимённой опере В. Беллини.) Лучшая исполнительница этой роли за всю историю её существования.
Создавая эту новую, как сейчас бы сказали "продвинутую" версию античной, мифологической Медеи, она не пожалела красок на раскрытие глубочайших психологических нюансов образа. В её интерпретации отвергнутая возлюбленным жрица друидов ценой невероятных усилий преодолевает в себе желание отомстить тем, кого она так искренне и безответно любит, кто дал ей надежду на счастье и сам же отнял её — своему мужу, детям, подруге-сопернице. Следуя классической КВЕСТИМНОЙ схеме: "если нет других виноватых, винить и наказывать приходится только себя", Норма мстит себе, как виновнице всех своих несчастий. Себя же и отправляет на костёр, избавляясь от необходимости и дальше жить мучительной для неё двойной жизнью, несовместимой с её представлениями о долге, чести и любви.
Мария Каллас — это абсолютный рекорд, исполнительского мастерства ЭИЭ. И, вне всяких преувеличений, предел и вершина эмоциональной выразительности в музыке, на сегодняшний день. Судя по сохранившимся видеозаписям, залы взрывались шквалом оваций после каждого её выступления.
Сохранилась и видеозапись её феноменального исполнения партии Тоски в одноимённой опере Дж. Пуччини.
Немыслимо злющей тигрицей налетает она на барона Скарпиа в финале второго акта. Её лицо моментально преображается и из очень красивого становится жутким и страшным. В считанные секунды она созревает для мести, глядя на нож, а потом взрывается яростью, и в следующий миг её противник лежит уже поверженным на полу.
Программа " предела отчаяния" КВЕСТИМНОЙ модели, — программа предельного сгустка эмоций (+ЧЭ1) человека, решающегося на отчаянный шаг, наиболее ярко звучит в интерпретации Каллас в кульминационных ариях, в сценах отчаяния её героинь. Особенно это заметно в операх Джакомо Пуччини "Тоска" или "Мадам Баттерфляй". Если отвлечься от визуального ряда, ощущение возникает такое, словно её героини летят головой в пропасть. Причём "пропасть" открывается в самом голосе Каллас — в этом сгустке эмоций, который "взрывает" её верхние кульминационные ноты и создаёт ощущение "предела отчаяния", предельно насыщая каждый звук энергией и с невероятной силой расширяя пространство звука энергетически. Так что зритель оказывается в самом эпицентре этого "взрыва отчаяния", в эпицентре этой пропасти, этой открывшейся бездны. Представить это без того, чтобы услышать и пережить невозможно. Надо, как минимум послушать её записи и именно исполнения трагических и драматических арий Пуччини. Предел накала страстей концентрировался у неё (почему-то) именно там. (И именно на верхнем си бемоль, которое безусловно было "её нотой".)
Каллас с такой силой любила и жалела своих героинь за все перенесённые ими страдания, что публика обожала их вместе с ней. И обожала её вместе с ними. Потому, что одно было неотделимо от другого. А уж во что выливалось это обожание, — в какие страсти в артистическом и музыкальном мире, — это уже другой вопрос. Желание приобщиться к её жертвенному страданию, — причаститься к нему, — выражалось в стремлении проникнуть в "святая святых" её чувств, в самые глубины её души. Отсюда и ненасытный интерес к её частной жизни, и желание потрепать её имя и поскандалить о ней, посплетничать и позлословить на её счёт.
Каллас была для них живым божеством, которое позволяло себя терзать на сцене, исполняя роли жертвенных героинь, но она хорошо умела постоять за себя в жизни. И этот контраст очень многих удивлял по той простой причине, что она была предельно искренна в роли жертвы. Даже исполняя таких злодеек- хищниц как Медея или леди Макбет, она делала их жертвами своих страстей.
Все были уверены, что она и в жизни такая же хрупкая, ранимая, трепетная и беззащитная как и её жертвенные героини. И предел прочности её терпения многим хотелось проверить. Она и была хрупкой и трепетной, как её героини, но только внешне эту хрупкость прикрывали острые "шипы" (квестимной модели), надёжно защищая чистый и трепетный "родник" её души, "вечный огонь" на её жертвенном алтаре — аспекте этики эмоций (+ЧЭ1).
ДЕКЛАТИМЫ придерживаются противоположных позиций. Их лозунг в театре: " Поменьше натурализма, побольше искусства и красоты!" Они часто одёргивают КВЕСТИМОВ на репетициях, пытаясь договориться о допустимой амплитуде эмоций. Но всё меняется, когда КВЕСТИМ выходит на сцену: эмоции для него оказываются на первом месте, а договорённость отходит на второй план. Он словно говорит себе: "Сейчас, или никогда! " И "выжимает" эмоции "по полной"…
Это его звёздный час, минуты его триумфа!
Потом, конечно, ему приходится нести свою повинную голову режиссёру, выслушивать упрёки и обвинения товарищей по цеху: "Это непрофессионально! Что вы себе позволяете?! Вы же не один на сцене!.."
КВЕСТИМ всё это терпеливо выслушивает, понимая, что такова справедливая плата за творчество, за служение искусству и призванию. А на сцену он по - прежнему будет выходить для того, чтобы жить полной жизнью своих героев. И другого отношения нет, и не будет, кто бы там, что ни говорил.
КВЕСТИМ каждый раз играет, "как в последний раз" (особенно, ЭИЭ, Гамлет). И чем щедрее растрачивает свои чувства, тем больше их у него остаётся, по его пылкой и неистощимой эволюционной этике эмоции (+ЧЭ). По крайней мере, ему так кажется, хотя жизнь и природа вносят свои коррективы.
6-2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ КВЕСТИМА (+ЧЭ)
Во всём, что касается эмоциональной расточительности ЭИЭ не знает предела, а точнее, не хочет его признавать. Известен случай феноменальной эмоциональной расточительности, оборвавшей жизнь великой оперной дивы Марии Фелиситы Малибран (ЭИЭ, Гамлет) на двадцать восьмом году жизни. (Младшая сестра М.Ф. Малибран — звезда первой величины, выдающаяся певица своего времени, Полина Виардо (ИЭЭ, Гексли), хорошо известна в России как друг и бессменная муза великого русского писателя И.С. Тургенева.)
Но блистательная Мария Фелисита Малибран ("Любимица богов", как называли её критики) затмевала младшую сестру великолепием свою гигантского дарования, превосходя её и красотой, и артистизмом, уровнем вокальных данных и исполнительского мастерства. Карьера Малибран была ослепительно успешной и продолжалась около десяти лет. При чрезвычайно высоком уровне конкуренции, все мыслимые и неоспоримые победы доставались только ей. Это была настоящая Жанна д'Арк в опере — человек редкой самоотверженности и беспредельной творческой самоотдачи. Искромётный, огненный темперамент, широчайший кругозор и диапазон интересов в сочетании с феноменальной работоспособностью и уникальными природными данными позволяли ей творить чудеса и достигать вершин, о которых другие служители муз могли только мечтать. После пятичасовой репетиции она могла вечером петь в театре, а после спектакля ночи напролёт выступать с концертами в салонах друзей и подруг.
От природы она была человеком общительным, отзывчивым, добрым. В искусстве была щедра до абсолютного самопожертвования. Была невероятно образована, славилась хорошим вкусом, разбиралась в литературе, хорошо рисовала, сочиняла музыку. Обожала спорт, увлекалась верховой ездой. По части соревнований она была невероятно азартным человеком. И это роковым образом отразилось на её судьбе. Не успев оправиться от травмы, полученной при падении с лошади, она приняла участие в многодневном музыкальном конкурсе - марафоне: выступала в спектаклях и в сольных концертах, превозмогая усталость и боль, соревновалась со скрипачом - виртуозом, исполняя голосом ("дьявольски трудную") сонату для скрипки Тартини, пела дуэт Меркаданте в паре с английской певицей. Обезумевшие от восторга зрители в течение нескольких часов не отпускали её, вызывая на бис бесчисленное множество раз. Устроители вечера пытались убедить её не поддаваться воодушевлению публики. На что она им отвечала: "Я буду петь, даже если мне придётся заплатить за это своей жизнью". Больших трудов стоило уговорить её зайти в гримёрную и поправить причёску. Провожаемая шквалом аплодисментов, она ушла за кулисы, но на сцену уже не вернулась: в гримёрной потеряла сознание и через девять дней (23 сентября 1837 года) скончалась.
(Впоследствии она стала прообразом убивающей себя пением ангелоподобной Антонии — героини оперы Оффенбаха "Сказки Гофмана". Суть образа в том, что "ангел не может не петь", но на Земле эту жертву не многие ценят.)
Судьба Марии Фелиситы Малибран в полной мере подтвердила известное античное изречение: "боги забирают к себе молодыми тех, кого они больше любят". Эту мысль выражают и стихи Ламартина, высеченные на мраморной статуе певицы, установленной в её мавзолее на кладбище Лэкенер близ Брюсселя:
"Красота, гениальность, любовь — таково её имя мирское,
Что впечатано в трепетный взор и в звучание губ колдовское".
6-3. ЭМОЦИИ КВЕСТИМА
Эмоции КВЕСТИМА — его "вечный огонь". Он не даёт им на сцене угаснуть. Проносит через весь спектакль с момента своего первого появления на сцене.
В трагедии, в драме ДЕКЛАТИМЫ не достигают такого накала страстей, как квестимы. (В музыке это особенно слышно.) Они опасаются, что эмоции разрушат целостность формы (–ЧС). А этого они не допускают ни при каких обстоятельствах. И если КВЕСТИМ совершенно естественно и органично доводит эмоции до их максимального развития. То ДЕКЛАТИМ совершенно естественно и органично эмоции приглушает (–ЧЭ). Как будто какой - то внутренний индикатор сбрасывает их с некоего "максимального" уровня и, "обнулив результат", возвращает к "оптимальному", который у КВЕСТИМОВ вообще бы не считался выразительным — нечто "ниже среднего" и не более того.
Для КВЕСТИМА же "сценическая убедительность" — явление не исключительное, а нормативное. Во время игры актёр полностью живёт в сценической "виртуальной реальности ", которая тем не менее (по его субъективному восприятию) существует отдельно от зрительного зала. Поэтому, не нужно думать, что за тебя переживают, как за актёра. Переживают за персонаж. А значит, менять местами причинно - следственные отношения в событиях сценической реальности тоже нельзя: "умерла, так умерла".)
ДЕКЛАТИМ с этим не всегда соглашается. По его мнению, всё, что угодно можно допустить, лишь бы зритель хорошо и приятно себя чувствовал в театре.
Опера — "развлечение для королей". И зритель в зале должен чувствовать себя так, словно все артисты играют только для него одного. Актёр ни на секунду не должен забывать, что театр — это учреждение коммерческое и обязан выдавать продукцию только высокого качества. А натурализма зрителю и за пределами театра хватает.
Вот, примерно, с таким набором требований ДЕКЛАТИМНАЯ программа (+БС) "ревизует" программу (+ЧЭ). А вместе с ней и всю КВЕСТИМНУЮ модель.
Эмоции ДЕКЛАТИМА (а "программаторами" здесь выступают СЭИ, Дюма и ЭСЭ, Гюго) — это, в первую очередь наслаждение радостью бытия – удовлетворение и умиротворённость во всём и нескончаемый "сеснорный" праздник.
]
Эстетические нормативы ДЕКЛАТИМА в вокале — это изысканнейшее "бельканто":
*Голос должен быть сладким, как мёд, сверкающим, как драгоценный камень.
*Весь ансамбль исполнителей должен быть совершенным и безупречным, как набор драгоценных камней, старательно отшлифованных искуснейшим ювелиром. Достоинства одного голоса должны оттенять красоту другого.
*Публика должна испытывать наслаждение от качества звука, а зритель должен выходить из зала потрясённый красотой увиденного и услышанного.
*Голос обязан шлифоваться годами, как бриллиант. Быть крепким, ярким, светлым и чистым как бриллиант.
*Он должен сверкать и переливаться всеми нюансами и оттенками обертонов во всех музыкальных формах, во всех регистрах, во всех темпах, на всех позициях.
Поэтому такого высокого качества звучания, какого достигает деклатим, квестим почти никогда не достигает. За редким, редким исключением мега-звёзд экстра-класса, которые, конечно не хотят уступать никому ( в том числе и деклатимам) и ни в чём. Поэтому "феномен" Марии Каллас до сих пор является уникальным и неразгаданным. А в свете принципиальных различий КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ моделей — "очевидным и невероятным".
В выразительности КВЕСТИМЫ по-прежнему удерживают пальму первенства. При всём стремлении к совершенству, они основную ставку делают на чувства и на естественную красоту исполнения, оставляя абсолютное и недостижимое совершенство ДЕКЛАТИМАМ.
Зато так "захлестнуть" весельем, "окатить" волной счастья, ощущением радости и полноты жизни, как это могут сделать деклатимы, причём, только деклатимы- сенсорики - позитивисты, квестимам к сожалению не удаётся. Об этом они не могут даже мечтать.
Хотя прочувствовать могут глубоко, до слёз. И то чувство стиля и исполнительского мастерства, которым обладают ДЕКЛАТИМЫ чуть ли не с момента рождения и которое они выстраивают по аспектам (–ЧЭ и + БС) КВЕСТИМЫ достигают только по мере накопления опыта и развития мастерства, в период исполнительской и творческой зрелости. Поскольку очень долго считают свою естественную эмоциональность единственно возможным для себя стилем. А потом с удивлением узнают, что, оказывается, есть ещё "что - то" , о чём они раньше и не догадывались, полагая, что уже и так владеют абсолютно всем арсеналом исполнительских средств, хотя коллеги и режиссёры пытались их убедить в обратном. Что само по себе уже говорит о том, что обе модели, — и КВЕСТИМНАЯ и ДЕКЛАТИМНАЯ — глубоко замкнуты на самих себе и представляют достаточно закрытый в самих себе мир.
В искусстве КВЕСТИМЫ и ДЕКЛАТИМЫ хорошо и плодотворно учатся друг у друга. Хотя чаще всего нужное знание приходит как прозрение или озарение, к сожалению, слишком поздно. Но и такое гармоническое единство тоже возникает не так часто, как хотелось бы.
6-4.ОТНОШЕНИЯ ВЗАИМНОЙ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ В МУЗЫКЕ
На сцене ДЕКЛАТИМ часто приглушает эмоции по аспекту (+БЭ ) и себе, и другим, превращая высокую трагедию в лучшем случае в трагифарс. Так, что у КВЕСТИМА, который моментально это начинает чувствовать, возникает ощущение, что он теперь уже не живёт жизнью своих героев, а принимает участие в каком - то непристойном потешном действие, в какой - то детской забаве (в лучшем случае!), или разыгрывает спектакль для дошкольников в детском саду. Все чувства сразу становятся какими- то "кукольными", "игрушечными" — ненастоящими. (Особенно, если "в игру включается" ЭИИ (Достоевский). Он так начинает "глушить" квестима своей инфантилизирующе - "дурашливой" программой (+БЭ), которая и в театре ( и не только!) камня на камне не оставляет от программы (+ЧЭ), разрушая и высмеивая всё самое для неё ценное и возвышенное, что КВЕСТИМУ начинает казаться, будто всё происходящее на сцене специально переводят в шутку, чтобы поглумиться и поиздеваться над ним. КВЕСТИМ, конечно, приходит в отчаянье от такого искажения трактовки. Потом в гримёрке разбирается с ДЕКЛАТИМОМ (особенно, с интуитом-этиком), а тот оправдывается: "А что было делать? Вы же играете, как живёте! А так нельзя. Мы же в театре!"
6-5. ЭМОЦИИ ДЕКЛАТИМА
Эмоции с точки зрения ДЕКЛАТИМА — совершенно другая концепция. И реализуется аспектами (–ЧЭ) и (+БС).
Эта реализация (следуя требованиям "элитарного" в ДЕКЛАТИМНОЙ модели ЭВОЛЮЦИОННОГО, ИНТРОВЕРТНОГО "блока" — аспектов: +БС, +БЛ, +БИ, +БЭ) сводится к следующему кодексу правил:
*Нехорошо лишать человека радости наслаждения.
*Нехорошо отравлять человеку удовольствие, которое он намерен был получить в театре, приобщаясь к источнику культуры, соприкасаясь с великими произведениями искусства.
*Нехорошо, когда в "бочку мёда" добавляется "ложка дёгтя".
*Нехорошо, когда в пение, в музыку, которая призвана дарить наслаждение привносится слишком много негатива, нехорошо, когда эмоции подаются на "грязном тембре", с хрипами, всхлипами и рыданиями в голосе. С судорожным подёргиванием связок и мышц гортани, со множеством всяких призвуков, которые искажают тембр, "срезают" окраску обертонов и даже искажают тон. Нехорошо всё это — некачественно! Слишком натуралистично!
*Нехорошо, с точки зрения ДЕКЛАТИМА и то, что зритель сидит до предела наэлектризованный эмоциями, которыми "зарядил" его исполнитель, дрожит от перевозбуждения, зуб на зуб у него не попадает. После спектакля выходит из зала, — сам бледный, губы дрожат, зубы стучат, впору его валерианой отпаивать или неотложку вызывать. (Это называется, — человек в театр сходил, удовольствие получил!) Нехорошо, когда театр, в котором зритель проводит несколько часов своего досуга, доводит человека до такого состояния. Нехорошо, негуманно это! Зритель, между прочим, за билет деньги платит. И значит удовольствие должно быть качественным, здоровым (+БС/–ЧЭ), позитивными и созидательным. А не разрушительным.
А эмоции должны быть чуточку искусственными (+БС). Зритель должен чувствовать, что герой на сцене страдает "понарошку" и умирает не так, чтобы совсем (–ЧЭ).
Если уважаемый зритель пожелает, герой может встать, раскланяться под аплодисменты и даже исполнить свою арию "на бис", а потом умереть заново.
И, кстати, по этому поводу Мария Каллас однажды устроила нагоняй одной из своих сценических партнёрш и отказалась с ней в дальнейшем работать только потому, что та, уже после того, как "умерла" на сцене, встала, не дожидаясь занавеса, раскланялась перед зрителем, а потом снова легла, "раскинув ручки" и "умерла" во второй раз. "Мы здесь не пустяками занимаемся! — бушевала в гримёрной Каллас. — Не буду с ней работать, пока она не научится себя вести!" А у ДЕКЛАТИМА одно оправдание: "Мы ведь не в жизни всё это разыгрываем, а в театре. Зритель не должен думать, что актёр умер по-настоящему…" (Видимо, актриса считала себя "слишком убедительной" в сцене смерти, поэтому решила встать и тут же "успокоить" зрителей.).
7. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В КВЕСТИМНОЙ И ДЕКЛАТИМНОЙ МОДЕЛЯХ
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ В ТРАГЕДИИ НЕОБРАТИМО, потому что трагические события развиваются с необратимой последовательностью: уж если герой обречён, так он умирает и исправить уже ничего нельзя. (И актёр, по законам этого жанра, до окончания спектакля на сцену раскланиваться не выйдет: надо дать публике время выплакаться, пострадать, попереживать за него, поверить в то, что он действительно умер.)
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ В КОМЕДИИ ОБРАТИМО: публику огорчать и расстраивать нельзя, поэтому герой умирает, но "не насовсем", а только понарошку: каким-то образом ему удаётся перехитрить смерть и быстро вернуться к жизни ("принесли его домой, оказался он живой"), — публика должна получить удовольствие от спектакля, отдохнуть, развлечься и вернуться домой в хорошем настроении.
— И это тоже будет хороший способ эмоциональной разрядки. Хотя с таким же успехом можно сходить на стадион и подключиться к общему настроению фанатов…
— Тоже вариант — удобный и давно испытанный… Но конечно лучший способ физической и эмоциональной разрядки предоставлен КВЕСТИМАМ и ДЕКЛАТИМАМ самой дуальной природой социона в случае счастливого и успешного ВОССОЕДИНЕНИЯ В ДУАЛЬНОЙ ДИАДЕ ПРИ ВСЕХ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ СОВМЕСТИМОСТИ.
8.ГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ НА КВЕСТИМНОСТЬ И ДКЛАТИМНОСТЬ
Исходя из • далёких и близких пространственно - временных связей КВЕСТИМНОЙ и ДЕКЛАТИМНОЙ моделей, • из стремления их форм к незавершённости (в КВЕСТИМНОЙ модели) и завершённости (в ДЕКЛАТИМНОЙ), различие по признаку КВЕСТИМНОСТИ - ДЕКЛАТИМНОСТИ можно попытаться определить следующим графическим тестом: предлагается нарисовать несколько концентрических спиралей. Каждую — одной линией и не отрывая руки.
ДЕКЛАТИМ рисует сжимающуюся спираль: начинает с крупных (внешних) витков и выводит к внутренним (мелким). Ведёт линию от периферии у центру. (Берёт курс на сближение и сокращение пространственных связей и отношений).
КВЕСТИМ рисует разжимающуюся спираль: начинает с мелких (внутренних) витков и выводит к крупным (внешним). Ведёт линию от центра к периферии. (То есть, берёт курс на расширение и отдаление пространственных связей и отношений).
Примечание: заранее зная результат и свой ТИМ, этот тест легко сфальсифицировать и оспорить.
9.СХЕМА КВЕСТИМНОЙ И ДЕКЛАТИМНОЙ МОДЕЛЕЙ В ЭВОЛЮЦИОННО-ИНВОЛЮЦИОННОМ РАКУРСЕ
9-1.ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Каждый социум запрограммирован на расширение.
2. Расширение, экспансия жизненного пространства – свойство живого, свойство любой функционирующей информационной программы, свойство любого информационного аспекта, "запускаемого" психической функцией (ПФ), информационной моделью ТИМа.
В соответствии с этим, а также в соответствии со своими ФРАКТАЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ, задача которых заключается в том, чтобы воссоздавать или репродуцировать ЭВОЛЮЦИОННЫЕ свойства модели, способные воспроизводиться в каждом её функциональном элементе, являющемся фрактальным элементом, способным развиться в самостоятельный фрактальный объект, наделённый всеми ЭВОЛЮЦИОННЫМИ И ИНВОЛЮЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ МАТРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.
Каждая информационная модель – и КВЕСТИМНАЯ, и ДЕКЛАТИМНАЯ – "работает" на защиту и расширение своей эволюционной составляющей – своей "святая святых", своего "ЭВОЛЮЦИОННОГО ЯДРА"- набора информационных программ и аспектов ЭВОЛЮЦИОННОГО направления (со знаком "+"), конструктивно преобразующих (или совершенствующих) окружающую реальность.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ аспекты КВЕСТИМНОЙ модели: +ЧИ; +ЧЭ; +ЧС; +ЧЛ.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ аспекты ДЕКЛАТИМНОЙ модели: +БС; +БЛ; +БИ; +БЭ.
Соответственно, ИНВОЛЮЦИОННЫЕ информационные программы и аспекты (знак "–" перед соционическим символом) – реконструктивные преобразователи окружающей среды – берут на себя задачу ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ, подготовительных (предшествующих эволюционным) преобразований окружающей среды.
ИНВОЛЮЦИОННВЕ аспекты КВЕСТИМНОЙ модели: –БЛ; – БИ; –БЭ; –БС.
ИНВОЛЮЦИОННЫЕ аспекты ДЕКЛАТИМНОЙ модели: –ЧЭ; –ЧС; –ЧЛ; –ЧИ.
В информационной модели – и на горизонтальных блоках её ментального уровня, и на вертикальных блоках витального уровня, и в двукомпонентной модели информационной структуры ЭГО - блока, функция ИНВОЛЮЦИОННЫХ аспектов сводится:
* к защите "интересов" "эволюционного ядра" модели,
* к "расчистке" информационного поля от антагонистических ("вредных" для "эволюционного ядра") информационных программ,
* к предварительной реконструктивной обработке, необходимой для свободного развития эволюционного ядра модели, включающего в себя:
** и расширение информационного поля (КВЕСТИМНОЙ или ДЕКЛАТИМНОЙ) модели,
** и захват смежных или конкурирующих информационных сфер,
** и уничтожение противоборствующих информационных программ, мешающих эволюционному развитию, как самой модели, так и её эволюционного ядра.
Эту функцию ИНВОЛЮЦИОННЫЕ аспекты выполняют вне зависимости от того, являются ли они в модели аналитическими функциями, или творческими. Поскольку любая творческая ПФ ( психическая функция) по своим фрактальным свойствам способна задействовать (или мобилизовать) свои аналитические способности (или свойства) для реализации заданной программы, для решения творческих задач.
Являясь авангардом информационной (КВЕСТИМНОЙ или ДЕКЛАТИМНОЙ) моделей, выходя на передовые защитные и боевые позиции, ИНВОЛЮЦИОННЫЕ аспекты принимают на себя первый и самый сильный удар, сталкиваясь с внешними противоборствующими силами и влияниями, преследующими противоположные цели и потому нуждающимися (по их мнению) в кардинальной идеологической "ломке", в инволюционных усовершенствованиях, коррекции и реконструкции.
Преодолевая сопротивление окружающей среды, ИНВОЛЮЦИОННЫЕ аспекты перестраивают её "на свой лад":
– ломают, разрушают, всё, что только можно разрушить;
–"исправляют", реконструируют, всё, что поддаётся изменениям и исправлениям;
– из полученного "материала" пытаются воссоздать "нечто приемлемое" по образцу, соответствующему их информационной модели (КВЕСТИМНОЙ или ДЕКЛАТИМНОЙ), её программным (концептуальным) задачам и целям.
9-2.КОНЦЕПЦИЯ ИНВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ДЕКЛАТИМНОЙ МОДЕЛИ
Концепция ИНВОЛЮЦИОННЫХ преобразований, необходимых для защиты и расширения информационного пространства исходно – ЭВОЛЮЦИОННОЙ составляющей ДЕКЛАТИМНОЙ модели (приблизительно) такова:
1.[+БС2/–ЧЭ1] – для благополучного существования на заселённых и освоенных территориях, для успешного построения в их границах мирного и счастливого социума, в котором можно спокойно жить и чувствовать себя защищённым, жизненное пространство, прежде всего, необходимо очистить от всего опасного, враждебного, омерзительного, грязного и уродливого по форме, от всего отвратительного и смертоносного по форме и содержанию – от всего, что мешает жить и радоваться жизни. Эта миссия является исходно - ИНВОЛЮЦИОННОЙ программой этики эмоций (–ЧЭ) – программного аспекта ЭСЭ, Гюго.
2. [+БЛ1/– ЧС2] – для построения самой "правильной", самой успешной, самой могущественной и самой сплочённой, самой перспективной и самой позитивной, самой жизнестойкой и самой самодостаточной социальной системы (не имеющей себе равных противников и конкурентов во всём регионе), надо, прежде всего, очистить жизненное пространство от всего нестойкого, слабого, немощного, разрозненного, нежизнеспособного, непрочно, неладно, неправильно устроенного, не по- хозяйски организованного, не на том месте расположенного (или не в той системе координат!) – несовершенного по структуре и форме. Эту миссию в соционе (и в деклатимной модели) традиционно выполняет информационная программа волевой сенсорики (–ЧС) – программный аспект. СЛЭ, Жукова.
3. [+БИ1/ЧЛ2] – для того, чтобы построить самое перспективное, самое прогрессивное и самое модернизированное общество, необходимо, прежде всего, очистить жизненное пространство от всего неэффективного, рутинного, технологически устаревшего и технически бесперспективного, — исходно - ИНВОЛЮЦИОННАЯ миссия информационного аспекта деловой логики (–ЧЛ) — программный аспект ЛИЭ, Джека.
4.[+БЭ1/– ЧИ2] – для того, чтобы построить самое гуманное, самое милосердное, самое позитивное, высоко моральное и высоко духовное общество, приближающее человечество к высшим образцам нравственного совершенства, надо, прежде всего, очистить жизненное пространство от всего духовно несовершенного непрочного, грязного и уродливого по содержанию. Необходимо избавить этот мир от всех, неспособных устоять перед искушением, неспособных противостоять пороку и порочности, от всех, способных осквернить и опорочить этот мир, от всех, несущих скверну в душе. Эту миссию традиционно берёт на себя ИЭЭ, Гексли, с его концепцией: "в этом мире успешными и преуспевающими могут быть только сильные духом люди, способные устоять перед соблазнами и искушениями" – информационная программа (–ЧИ).
Мы видим, таким образом, что наивысшей целью информационной модели ( в данном случае – ДЕКЛАТИМНОЙ) является её ЭВОЛЮЦИОННАЯ составляющая – " ЭВОЛЮЦИОННОЕ ядро". Ради него ИНВОЛЮЦИОННЫЙ "авангард" ( ИНВОЛЮЦИОННЫЕ аспекты – ИНВОЛЮЦИОННАЯ компонента) проводит сопряжённую с риском и трудностями работу по "очистке" жизненного пространства ( и информационного поля) от всего вредного, опасного и чужеродного как для ЭВОЛЮЦИОННОГО ядра информационной модели, так и для всей информационной модели в целом. В этой связи ИНВОЛЮЦИОННАЯ периферия "работает" хорошим и заботливым "садовником", "взрыхляющим" землю вокруг своего ЭВОЛЮЦИОННОГО ЯДРА — "зерна", позволяя ему успешно прорасти на хорошо подготовленной почве, пустить обильные всходы и пышно разрастись в мощное, ветвистое, успешно эволюционирующее "дерево" (или хотя бы "куст").
9-3.ДЕКЛАТИМНАЯ МОДЕЛЬ СИЛЬНА ЭКСТРАВЕРТНО-ИНВОЛЮЦИОННЫМ НАТИСКОМ
ДЕКЛАТИМНАЯ модель сильна своим передовым ЭКСТРАВЕРТНО - ИНВОЛЮЦИОННЫМ натиском. Своей ИНВОЛЮЦИОННО - ЭКСТРАВЕРТНОЙ "периферийностью", — своей плотной ЭКСТРАВЕРТНО - ИНВОЛЮЦИОННОЙ "оболочкой", — экстравертной, периферийной "бронёй", периферийной экстравертной закрытостью и самодостаточностью. ( В том числе и информационной). Отсюда – и характерная для ДЕКЛАТИМОВ самоуверенность, и глубокая убеждённость в голосе, и непоколебимая уверенность в своей правоте, и готовность к окончательному и безоговорочному решению спорных вопросов "здесь и сейчас". И "восклицательный знак" во взгляде и в интонациях, как окончательное и бесповоротное утверждение собственного мнения в бесконечном и долгом споре. (Как "жирная "точка", закрывающая спорную тему или спорный вопрос, подвергающий сомнению и разрушению сплочённое, целостное единство ЭВОЛЮЦИОННОГО ядра ДЕКЛАТИМНОЙ модели – её ДЕКЛАТИМНО - ИНТРОВЕРТНОЙ системы).
Поэтому-то в самых жёстких интертипных столкновениях с представителями противоположной КВЕСТИМНОЙ модели — в отношениях социального контроля, — контролёры - ДЕКЛАТИМЫ так беспощадно и обрушиваются на подконтрольных им КВЕСТИМОВ, что не позволяют свойственным КВЕСТИМАМ сомнениями разрушить целостность и единство собственного мировоззрения. Не позволяют ни себе, ни им усомниться в собственной правоте.
Поэтому-то ДЕКЛАТИМ так силён своим первым ударом – напором, натиском, потому и так скор на физическую расправу, которой он инстинктивно и подсознательно (в соответствии с фрактальными свойствами деклатимной модели) старается отпугнуть и оттолкнуть каждого, кто представляет скрытую или явную угрозу целостности его ДЕКЛАТИМНОЙ модели и её "святая святых" – эволюционному ядру, концептуально её интегрирующему и структурирующему.
Потому-то ДЕКЛАТИМ так драчлив (даже "кроткий" дельта - интуит ЭИИ, Достоевский, так склонен к физическим мерам возмездия, наказания и истязания (а также само наказания и самоистязания в искупление собственной вины).
Потому - то ДЕКЛАТИМ так боится угрызений совести и глубоко угнетающего его чувства вины, что посредствам их осознаёт свою отдалённость (отторжение или отлучение) от "светлого царства" ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИНТРОВЕРТНЫХ систем его ДЕКЛАТИМНОЙ модели. И потому так стремится перенести свою вину на чужую голову, — потому так боится признать свою вину, что в случае признания себя виновным, ему придётся самого себя подвергать жестокому физическому наказанию, чтобы искупить свою вину, освободиться от угрызений совести и (только после этого!) примирить себя с миром своей мечты, – с ЭВОЛЮЦИОННО - ИНТРОВЕРТНЫМ ядром своей ДЕКЛАТИМНОЙ модели: +БС, +БЛ; +БИ; +БЭ, – со своим "градом Китежем", – совершенным по своему социальному, этическому, возможному и экологическому замыслу, устройству или образцу.
Потому-то они своё ЭВОЛЮЦИОННОЕ ядро — свой "град Китеж" и будут защищать как первый и единственный рубеж непрошибаемой экстравертной "бронёй" ИНВОЛЮЦИОННЫХ аспектов (– ЧЭ; – ЧС; – ЧЛ; – ЧИ), — жестокой, сокрушительной и экспансивной.
Все эти характеристики – концепции, миссии и особенности заархивированы во фрактальных свойствах ДЕКЛАТИМНОЙ модели. И открываются с различной степенью "готовности" к проявлению и функционированию, в зависимости от
а). структуры модели;
б). расположения аспектов и психических функций в структуре модели;
в). иерархии (концептуалных) ценностей ( доминирующих или вытесненных) информационных аспектов, расположенных на сильных и слабых блоках модели.
Поскольку каждый из информационных аспектов модели может репродуцировать (или воспроизводить) фрактальные свойства всей модели. Являясь "программатором" и "архитектором" своей локальной информационной системы (ПФ), будучи, как бы, её "стволовой клеткой", каждый из информационных аспектов модели может при необходимости развить свою локальную информационную структуру в глобальную, воссоздавая новую информационную модель, соответсвующей либо ДЕКЛАТИМНОЙ, либо КВЕСТИМНОЙ модификации. При которой отправной точкой (программной функцией – ПФ1) будет основополагающий, организующий эту дочернюю модель информационный аспект, воспроизводящий в образованной им информационной модели все свойства и признаки ТИМа, соответствующие её новой модификации, с соответствующей (теперь уже новой и несколько иной) иерархией ценностей (рис.1).
Вследствие этого на локальном (в рамках одной ПФ) уровне новообразованной дочерней модели может культивироваться концепция антагонистичная матричной (исходной) модели. Сама же дочерняя модель, приобретая большую концептуальную значимость, пытается "конкурировать" с концептуальными ценностями матричной (базисной) модели, из-за чего сам ТИМ нарабатывает подтип, или акцентуацию другого ТИМа. (рис.2.3.4.)
Представитель исходного ТИМа также может воспроизводить различные признаковые свойства новообразованной дочерней модели, или воспроизводить основные положения её доминирующих концепций обобщённо, лаконично, с различными вариантами упрощений и ограничений. Что не мешает ему быть похожим (при поверхностном наблюдении) на своего "конфликтёра", или "суперэго", на "заказчика" или "подзаказного", на "миражника", "зеркальщика" или "полудуальщика" – на любого из ТИМов его матричной (ДЕКЛАТИМНОЙ или КВЕСТИМНОЙ) информационной модели.