29 ноября 2007

Дуальные диады 1-й квадры: ЭСЭ - ЛИИ

Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ, Гюго) — логико-интуитивный интроверт (ЛИИ, Робеспьр)




ЭСЭ, Гюго (альфа-квадра):
1. экстраверт; 2. этик; 3. сенсорик; 4. рационал; 5. позитивист;
6. деклатим; 7. динамик; 8. тактик; 9. конструктивист; 10. упрямый;
11. предусмотрительный; 12. инволютор; 13. демократ; 14. субъективист;
15. рассуждающий.
По сочетанию признаков: 
ПЕДАНТ (упрямый рационал-субъективист).
ПЕРЕСТРАХОВЩИК (предусмотрительный рассуждающий рационал).

ЛИИ, Робеспьер (альфа-квадра):
1. интроверт; 2. логик; 3. интуит; 4. рационал; 5. негативист; 6. квестим;
7. статик; 8. стратег; 9. эмотивист; 10. упрямый; 11. предусмотрительный;
12. инволютор; 13. демократ; 14. субъективист; 15. рассуждающий.
По сочетанию признаков: 
ПЕДАНТ (упрямый рационал-субъективист).
ПЕРЕСТРАХОВЩИК (предусмотрительный рассуждающий рационал).

Очаровательный пример дуализации ЛИИ, Робеспьера и ЭСЭ, Гюго представлен в популярной пьесе Алексея Арбузова «Старомодная комедия». И персонажи, и ситуация здесь очень точно иллюстрируют характер отношений в этой диаде. Трогательная история двух немолодых людей: главного врача санатория (ЛИИ, Робеспьер) и одной из отдыхающих — артистически экстравагантной Лидии Васильевны (ЭСЭ, Гюго), именуемой им как «товарищ Жербер» и сумевшей своим оптимизмом, бесконечным жизнелюбием и неимоверным количеством душевного тепла в кратчайший срок растопить «вековые льды» этого доброго, умного и очень одинокого человека, сломить его замкнутость и преодолеть отчуждённость.

Разумеется, поначалу их общение не было таким уж благополучным: доктор показался Лидии Васильевне чопорным и раздражительным человеком, со старомодным вкусом и манерами, о чём она ему тут же и заявила! С другой стороны, и строгому доктору «товарищ Жербер» показалась взбалмошной и легкомысленной особой, идущей на поводу своих желаний. Хотя при ближайшем рассмотрении желания эти показались ему по-человечески понятными и допустимыми:  ну что плохого в том, что отдыхающая по ночам выходит в ночной сад, чтобы полюбоваться звёздами и луной? А поскольку корпус по ночам запирается, ей приходится возвращаться в комнату через окно. Конечно, странное поведение для немолодой женщины, но вполне естественное, если считать, что ничего важнее удовлетворения собственных желаний для неё не существует. И вот с этим-то обстоятельством пожилой доктор и начинает всё больше и больше считаться – сказывается внушаемость ЛИИ, Робеспьера по его суггестивному аспекту этики эмоций (+ЧЭ5лии) – ЭГО-программному аспекту его дуала, ЭСЭ, Гюго (-ЧЭ1эсэ).  Если поначалу её эмоциональность его пугает, отталкивает (какая может быть ещё «игра страстей», когда в её возрасте уже и о душе пора подумать?), то потом, по мере развития отношений, он поддаётся её эмоциональному влиянию (-ЧЭ1эсэ↑→ +ЧЭ5лии↑), заряжается  её жизнелюбием, и  ему её жизнерадостность, неуёмная жажда веселья и  удовольствий кажется вполне понятным и приемлемым явлением. Оказывается товарищ Жербер только и думает, что о своей душе, но только о живой, а не о мёртвой, предстающей перед Богом в отчаянии и унынии.  Лидия Васильевна очень любит веселье, любит красиво и ярко одеваться, ей нравится чувствовать себя привлекательной. (И в этой связи уместно вспомнить высказыванье одной из представительниц этого психотипа: «Нет некрасивых женщин, есть женщины, которые по каким-то причинам не хотят нравиться.») Лидия Васильевна тоже не считает нужным сдерживать свои эмоции. Она обожает стихию чувств, она в восторге от разбушевавшейся природной стихии, она обожает дождь и ненавидит зонты. И она подтрунивает над доктором, захватившем с собой зонтик, отправляясь в собор на концерт органной музыки. (Разве в такую минуту можно думать о зонтах?). Товарищ Жербер любит музыку, и музыка примиряет её с доктором, способным чувствовать прекрасное не менее глубоко и тонко. И с этой минуты заканчиваются их распри и начинается тот самый приятный и радостный процесс духовного и интеллектуального единения партнёров, который и составляет наивысшее счастье дуальных отношений – когда каждый из них узнаёт в другом свою половинку.
 

Доктору всё больше импонирует эмоциональная искренность и честность Лидии Васильевны, так что и её импульсивность уже не кажется ему чем-то из ряда вон выходящим. Постепенно он открывает в ней и другие привлекательные качества. Такие, например, как чуткость и отзывчивость – весьма значимые ценности в этой диаде. Лидия Васильевна навещает его во время болезни, ухаживает за ним, приносит ему бульончик и котлетки, которые ей «почему-то» очень захотелось поджарить. (Этот эмоционально-сенсорный импульс ЭГО-приоритетов ЭСЭ, Гюго и производит на доктора неизгладимое впечатление: как он сам потом признаётся: её бульончик и котлетки ещё долго снятся ему по ночам). Логическая непоследовательность поступков Лидии Васильевны теперь уже не раздражает, а умиляет его, поскольку (как ему кажется) напрямую зависит от её добрых чувств, позитивных эмоций. Что с того, что ей захотелось проведать его и угостить чем-нибудь вкусненьким, разве можно за это на неё обижаться? Её радушие и душевная щедрость, та искренняя и простодушная радость, которую она сама начинает испытывать, превращая его жизнь в нескончаемый праздник, ему глубоко импонируют! И он благодарно принимает её опеку. Поддерживает все её затеи, соглашается со всеми её предложениями, потому что чувствует, что это делается для него и радуется, что наконец-то в его жизни появился такой душевно щедрый человек. Почтенный доктор «подключается» к её эмоциональному состоянию, радуется тому, как она легко угадывает все его желания и с удовольствием позволяет ей эти желания исполнять. Он понимает, что она лучше, чем он знает, что ему нужно, и это его в ней изумляет. И теперь он уже прислушивается к каждому импульсу, к каждому намёку, который она ему подаёт. Теперь уже он угадывает её мысли и желания. Он приглашает её в ресторан, потому что чувствует, что им обоим нужен этот праздник. И ему приятно быть весёлым и щедрым. Он постепенно втягивается в тот эмоциональный режим, который она ему задаёт. И этот режим уже кажется ему необходимым, как воздух. Он уже не представляет, как будет жить без этих ежедневных приятных сюрпризов, без этой ежедневной сказки – этого чуда, которое, оказывается, можно создать своими руками. Он не представляет теперь свою жизнь без этой очаровательной, искрящейся весельем и юмором женщины, так легко и естественно провозглашающей лозунг: «Здоровье — это веселье!», излучающей неиссякаемую энергию и жизнелюбие. Поэтому он и не позволяет ей так просто уйти из его жизни, не позволяет уехать, не простившись с ним. Он её разыскивает и чуть ли не насильно привозит к себе домой, в небольшой загородный дом, стоящий на берегу залива, и предлагает погостить, пожить у него хотя бы ещё недельку. У него ровно неделя сроку, чтобы дать ей понять то, что он сейчас для себя понял: никогда ни у него, ни у неё нет, не было и не будет в жизни ничего лучшего, чем эти дни, которые они могут продлить при обоюдном желании и согласии. Но вот заканчивается и этот «прощальный фестиваль» и приходит пора расставить точки над “
i ”. Он полагает, что она ждёт от него каких-то пылких признаний и решительных действий, но ничего этого не происходит, он просто не хочет, чтобы она уезжала и даёт ей это почувствовать. Она это чувствует, но тем не менее покидает его дом, хотя тут же и возвращается: ей «почему-то очень захотелось отпустить такси. Вот ужас-то!». Эта её очаровательная непоследовательность как раз и подсказывает ему, что она очень хорошо чувствует его настроение и его отношение к ней. Так что  и он уже теперь высказывает то, что давно хотел сказать, но не решался. И он выражает это одной-единственной фразой: «А я тут без вас чуть не умер!».

Это финал пьесы. Но дуальные отношения на этом не заканчиваются, а ещё только начинаются — прочные и долговременные, как это бывает у людей, переживших в жизни много потерь и встретивших своего дуального партнёра в зрелом возрасте,  в ту счастливую пору, когда они способны и развивать свои отношения, и подкреплять их устроенным бытом, и ограждать от разрушительных внешних влияний личной независимостью, жизненным опытом, способностью держать удар.

Эта история показывает, как процесс дуализации пробуждает и возрождает к жизни всё самое лучшее, что есть в человеке, как преображает и облагораживает партнёров, когда они благотворно и в то же время ненавязчиво начинают влиять друг на друга. Когда демонстративная властность Лидии Васильевны (-ЧС8эсэ) показалось доктору грубой и бесцеремонной, смутила и покоробила его, уязвив по ТНС – по проблематичному аспекту волевой сенсорики (+ЧС4лии), он довольно быстро сумел её дисциплинировать по своему ЭГО-программному аспекту логики соотношений (-БЛ1лии) – квестимной, демократичной логики системных нормативов, так что впоследствии ей пришлось соблюдать установленные им правила, подчиняясь им по своей суггестивной функции логики соотношений (+БЛ5эсэ) – деклатимной логике системных преимуществ: уважительно общаться с доктором, отставить свою бесцеремонность и держать себя в рамках общепринятых отношений.

А это, кстати, довольно существенный момент во взаимоотношениях ЛИИ, Робеспьера и ЭСЭ, Гюго: слишком шумный и словоохотливый деклатим-ЭСЭ, Гюго с его ЭГО-творческой сенсорикой ощущений (+БС2эсэ) – деклатимной сенсорикой близких пространственных отношенийсенсорикой сближения, присоединения, притяжения, поглощения... –  поначалу может слишком быстро сокращать дистанцию, вторгаясь в личное пространство ЛИИ, Робеспьера. Поэтому, первое, что потребует ЛИИ, Робеспьер от своего дуала, — это деликатности и уважения к естественному праву человека на уединение, что для ЛИИ, Робеспьера, как для квестима, с его далёкими пространственными (-БС6лии) и временными (-БИ8лии) отношениями чрезвычайно важно, и с чем он непременно заставляет ЭСЭ, Гюго считаться. В процессе дуализации ЭСЭ, Гюго это условие принимает. (Обязан принять, если дорожит отношениями) Через наблюдательный аспект этики отношений ЭСЭ, Гюго (+БЭ7эсэ) – деклатимной этики нравственных преимуществ проходит первый этап их дуализации. У ЛИИ, Робеспьера аспект этики отношенийквестимной, демократичной этики нравственных нормативовдалёкой этической дистанции) находится на позициях нормативно-ролевой  функции (-БЭ3лии) – аналитической, но в то же время контактной, коммуникативной, ориентированной на максимально благоприятное взаимодействие с социумом, вследствие чего  и  на любой раздражитель по этому аспекту ЛИИ, Робеспьер реагирует довольно болезненно).
Высокая оценка партнёра по его нормативно-ролевому аспекту (ПФ3) является, как мы уже знаем, показателем благополучности дуальных отношений. Поэтому от деликатности и чуткости ЭСЭ, Гюго, от его способности угадывать состояние своего партнёра и его предрасположенность к общению здесь многое зависит.

Устав от шумной навязчивости, стремящегося к переменам, новизне и свежести впечатлений ЭСЭ, Гюго (которого иногда раздражает будничная монотонность и однообразная упорядоченность пусть даже самых благоприятных отношений), Лии, Робеспьер становится резким, и раздражительным. Так что и дуальный партнёр, получив от него пару раз суровый отпор, начинает, наконец, считаться с его желаниями и настроением. (Как это было в самом начале комедии Арбузова, когда Лидия Васильевна слишком активно и агрессивно попыталась взять милого доктора на абордаж. Преследовала его на каждом шагу, вырастала, словно из-под земли и с торжествующим криком «Ага! Вот вы где! А вот и я!») На откровенно хищный и агрессивный захват ЭСЭ, Гюго, который, как и все деклатимы, ориентируясь в достижении желаемого на близкие пространственные и временные отношения, использует эффект неожиданности и действует решительно и быстро – резко сокращает дистанцию с интересующим его человеком, резко подчиняет своей воле, резко ошеломляетего потоком эмоций, намеренно шокирует и изумляет, а потом, пользуясь произведённым эффектом, действует в своих интересах – что называется «берёт на «гоп-стоп!»», ЛИИ, Робеспьер противопоставляет присущую ему как квестиму далёкую дистанцию логических, этических, пространственных и временных отношений (-БЛ2; -БЭ3; -БС6; -БИ8) – не позволяет покорять себя таким образом, но заинтересоваться «объектом», возмутившим его спокойствие, вполне может. На это и делает ставку ЭСЭ, Гюго, стремясь приоритетными для него средствами – яркой привлекательностью, стремительностью эмоционального напора, оригинальностью подхода и экстравагантностью поведения – заинтересовать собой дуального партнёра, рассчитывая на то, что человек будет огорошен внезапностью и напором его «нападения», потом шокирован, потом возмущён, потом даст отпор, после которого ЭСЭ, Гюго разыграет смущение и попросит разрешение исправить сложившееся неприятное впечатление о себе. Или что-то смущённо ответит в своё оправдание, что позволит ЛИИ, Робеспьеру считать себя победителем в этом поединке. ЭСЭ, Гюго сыграет с ним «в поддавки», ставя своей задачей подкинуть ему главный приз – предложить партнёру примириться с ним, попросив извинения и поговорив о возможности загладить свою вину, а потом (на радостях) предложить  ему приятно провести время, что и является конечной задачей ЭСЭ, Гюго при его нескончаемой жажде веселья и удовольствий (в соответствии с его ЭГО-программными приоритетами и ЭГО-творческой ненасытной сенсорикой ощущенийсенсорикой близких пространственных отношений, сенсорикой притяжения, поглощения, слияния... ) Прежде всего (по планам ЭСЭ, Гюго) ЛИИ, Робеспьер должен почувствовать себя хозяином положения – пусть милостиво простит человека, который наконец-то заговорил с ним вежливо. Главное, чтобы примирение состоялось, чтобы можно было его тут же закрепить дружеским застольем в каком-нибудь уютном ресторанчике. Потому, что главный приз, которым его одарит ЭСЭ, Гюго — зажигательные, позитивные эмоции, потребность в получении которых ЛИИ, Робеспьер почти сразу же испытывать, ЭСЭ, Гюго может подкинуть дуалу только в расслабляющей, неформальной обстановке, которую ЭСЭ, Гюго и стремиться создать в общении с человеком к которому испытывает симпатию и в сближении с которым заинтересован. С несимпатичным ему человеком ЭСЭ, Гюго общаться не будет – он дорожит своим временем и старается расходовать его только на то, что доставляет ему удовольствие. «Жить, чтобы радоваться жизни и  получать от неё удовольствие!»  – это основное положение ЭГО-приоритетов ЭСЭ, Гюго – позитивной этики эмоций (-ЧЭ1эсэ) и ненасытной, стяжательной сенсорики ощущений (+БС2эсэ).

На первых порах общения с ЭСЭ, Гюго ЛИИ, Робеспьер старается быть во всех отношениях приятным и интересным собеседникам. По своему ЭГО-творческому аспекту интуиции потенциальных возможностей (+ЧИ2лии) он завораживает ЭСЭ, Гюго своими рассказами, рассуждениями, покоряет эрудицией, воодушевляет на научные изыскания по аспекту интуиции потенциальных возможностей, который у ЭСЭ, Гюго активационный (-ЧИ6эсэ), но это только на начальном этапе (+ЧИ2лии↑→ -ЧИ6эсэ↑). А дальше, извините, надо начинать работать на взаимную суггестивную подпитку партнёров – на взаимные отношения по каналу ПФ1—ПФ5. Да ещё как активно, потому, что на прочности суггестивной поддержки и держатся дуальные отношения во всех диадах. И потребность информационно подпитывать свою суггестивную функцию (ПФ5) довольно быстро начинают ощущуать все дуалы. На раннем этапе отношений вследствие этой информационной подпитки они начинают испытывать состояние дуальной эйфории, ощущают приливы щедрости и нежности к партнёру. Многие не узнают сами себя в этом состоянии: хочется вывернуть карманы и одаривать партнёра до бесконечности, выполняя все его желания и не думая о завтрашнем дне. В диаде ЭСЭ, Гюго – ЛИИ, Робеспьер партнёр-ЛИИ может пожизненно работать на возможность доставлять радость супруге ЭСЭ, Гюго, осыпая её подарками, предугадывая и выполняя все её желания, единственно ради того, чтобы одарить её радостью, которую она многократно усилит по своей эмоциональной ЭГО-программе и возвратит ему сторицей. Из-за этого во многих супружеских парах этой диады устанавливается традиция: в свой день рождения муж-ЛИИ, Робеспьер дарит подарок жене-ЭСЭ, Гюго. И делается это по многим причинам: во-первых, из соображений справедливости (ЭГО-программный приоритет ЛИИ, Робеспьера), чтобы это был не только его, но и её праздник, чтобы она тоже чувствовала себя виновницей торжества; чтобы она не ревновала его как виновника торжества к вниманию гостей и позволила ему быть в центре внимания; чтобы сказала о муже много добрых и приятных слов и позволила сказать эти слова другим; чтобы продемонстрировала гостям этот подарок в подтверждение слов о достоинствах мужа. А поскольку щедрость партнёра является для ЭСЭ, Гюго главным достоинством, то и подарок в этой связи  работает и как «взятка», и как инструмент интриги, и как энергетическая подпитка, возбуждающая зажигательную радость ЭСЭ, Гюго, отражение которой попадают на суггестивную функцию ЛИИ, Робеспьера и заряжает его радостью и весельем, и  как поощрительный приз, в получении которого ЛИИ, Робеспьер остро нуждается, а потому и считает для себя главный подарком самое дорогое – доброе расположение и хорошее настроение жены-ЭСЭ, Гюго. Ради этого и делается подарок – ради отблесков хорошего настроения ЭСЭ, Гюго, которыми подпитывается суггестивная этика эмоций ЛИИ, Робеспьера (-ЧЭ1эсэ↑→ +ЧЭ5лии↑), и его нормативно-ролевая, контактная этика отношений (+БЭ7эсэ↑→ -БЭ3лии↑) – будет хорошее настроение, тогда можно будет рассчитывать и на доброе расположение, на отзывчивость ЭСЭ, Гюго, на внимание к ЛИИ, Робеспьеру и на понимание его проблем. Не будет подарков и удовольствий для ЭСЭ, Гюго, – не будет покоя и радости для ЛИИ, Робеспьера, у него возникнет ощущение страха, напряжения и раздражения (начнёт «сигналить», требуя информационной подпитки, суггестивная этика эмоций ЛИИ, Робеспьера, возникнет нервозность и беспокойство, которые усугубит раздражение и нервозность ЭСЭ, Гюго обеспокоенного неблагополучным состоянием дел в семье: ведь если муж давно не подносит подарков, не приглашает в рестораны не отвозит на модные курорты, значит дела в фирме идут не лучшим образом. И, следовательно, пора бить тревогу. 

О понижении уровня благополучия Гюго узнаёт по количеству и качеству подарков, которые подносит (или не подносит ему партнёр). А понижения уровня благополучия ЭСЭ, Гюго старается не допускать, как того требуют от него ЭГО-приоритетные аспекты этики эмоций (-БЭ1эсэ) и сенсорики ощущений (+БС2эсэ), выраженные в стремлении к радости и наслаждению. По этой же причине себе в партнёры ЭСЭ, Гюго предпочитает выбирать очень благополучных и устроенных в материальном отношении людей. Представители (а точнее, представительницы этого психотипа часто составляют рекомендации и  руководства о том, как преуспеть в жизни и как найти себе богатого мужа. И профессии себе часто выбирают такие, которые позволяют им заинтересовать собой именно состоятельных людей. (Иногда дают этому довольно наивное объяснение: «У меня хороший вкус, поэтому мне необходимо окружать себя только дорогими и красивыми вещами.»)

Потребность жить на широкую свойственна ЭСЭ, Гюго в наибольшей степени. (Вне зависимости от того, чем и как это мотивируется,  это основная потребность его ЭГО-программы: «Жить, чтобы радоваться жизни!» и обусловлена она многими свойствами и признаками его психотипа. («Жизнь коротка и надо спешить получить от неё много хорошего здесь и сейчас!», не откладывая на завтра. Потому, что завтра понадобится много другого хорошего. Лозунг "Спешите жить сейчас», ЭСЭ, Гюго понимает как «Спешите радовать и делиться радостью». А как можно делиться радостью, если ты её ещё не получил? Нет радости, – нечем делиться. И ЛИИ, Робеспьеру, по его ЭГО-программной логике соотношений, удаётся понять это достаточно быстро. Тем более, что и ЭСЭ, Гюго постоянно держит его под прицелом своих желаний и требований. (А кто ещё их должен выполнять? Другой партнёр?) Поэтому упрямый и демонстративно требовательный ЭСЭ, Гюго часто меняет гнев на милость, когда партнёр исполняет его желания, но тут же меняет и милость на гнев, если у партнёра по этому поводу возникают возражения.

ЭСЭ, Гюго не позволяет ЛИИ, Робеспьеру ограничить его в возможностях потребления того количества удовольствий и радостей, которое он считает для себя необходимым и достаточным. По счастью оба партнёра в этой диаде — и ЭСЭ, Гюго, и ЛИИ, Робеспьер — упрямые и неуступчивые. Оба — требовательные, не желающие (и не позволяющие никому) занижать планку своих требований, неспособные уступать и идти на уступки (особенно в том, что считают для себя принципиально важным), заставляют партнёра считаться со своими интересами и настаивают на выполнении своих требований.

И всё же при скромных доходах ЛИИ, Робеспьер не позволяет ЭСЭ, Гюго требовать от него слишком многого — всего сразу, здесь и сейчас. При скромных доходах ЛИИ, Робеспьер озабочен повышением уровня благополучия своей семьи. И кроме профессиональных, служебных, деловых интересов у него есть сфера духовных и интеллектуальных потребностей — его святая святых, которую ему необходимо расширять в соответствии с требованиями своей ЭГО-программной  — логики соотношений (-БЛ1лии). Ему необходимо понять существующие в мире закономерности, найти в них систему, ему необходимо постоянно узнавать что-то новое, овладевать новыми знаниями, расширять кругозор, необходимо постоянно чему-нибудь учиться, что-то узнавать. Имеющихся знаний ЛИИ, Робеспьеру  никогда не бывает достаточно, и ему необходимо огромное количество времени, чтобы разыскивать в Интернете интересующую его информацию, читать новые книги, посещать семинары, дискуссионные клубы, лекции, общаться с профессионалами высокого уровня, с компетентными и эрудированными людьми. ЛИИ, Робеспьер не может всё своё свободное время посвящать развлечениям и увеселениям в угоду партнёру ЭСЭ, Гюго. Когда суггестивная функция пресыщается полученной подпиткой и начинает заглушать ЭГО-программу, забивая её и вытесняя её на нижние ступени иерархии приоритетов, человека начинает охватывать паника. Ощущение такое, словно теряет себя. (И поделом ему! ЭГО-программа никому не позволяет с собой конкурировать, а тем более суггестивной функции  с инфантильного уровня СУПЕРИД – мала ещё старших учить! А оттеснять ЭГО-программу на подчинённые уровни ни одна из функций ТИМа вообще не имеет права. ЭГО-программа — бессменный руководитель ТИМа, она всему голова и забывать о себе не позволяет.) Когда это начинает происходить, ЛИИ, Робеспьер чувствует, что ступил на ложный и зыбкий путь, и начинает беспокоиться по этому поводу –  начинает сожалеть о потерях времени, потраченном на увеселения и на долгие застолья в кругу неинтересных собеседников. Раздражают обильные пиршества, переизбыток калорий, гастрономические изыски и перегрузки, – вся эта "Демьянова уха", к которой склонен ЭСЭ, Гюго, обожающий пичкать и потчевать того, кто ему особенно близок и дорог.

Но недаром говорят: «Сытое брюхо к учению глухо». А учение для ЛИИ, Робеспьера — дело первостепенной важности. Поэтому своё свободное, личное время, которым его не насыщаемый удовольствиями и развлечениями партнёр ЭСЭ, Гюго старается располагать как своим, ЛИИ, Робеспьер старается посвящать занятиям и книгам, преодолевая возмущение и  сопротивление ЭСЭ, Гюго, которое чаще всего выражается в навязчивости, в высказывании альтернативных предложений, принимающих форму требований: "Ну?!.. Как, ты ещё не одет??? Мы же собирались пойти погулять!!!" — заявляет ЭСЭ, Гюго, врываясь в комнату, где партнёр-ЛИИ, Робеспьер так удачно присел к компьютеру, желая прогуляться по Интернету, уже набрёл на какую-то интересную библиотеку, нашёл нужную книгу и погрузился в чтение, не собираясь его прерывать.
 

Поэтому, когда его начинают трясти за плечи, отрывая от компьютера, забивая голову всякой ерундой, придумывая на ходу какие-то встречи с друзьями и посещения клубов, ему приходится давать отпор назойливому партнёру-ЭСЭ, Гюго, который не хочет считаться ни с чьими требованиями и желаниями, кроме своих собственных.

Но зато уж и отпор должен быть действительно суровым и категоричным. И, конечно же, он должен быть логически обоснован: ведь имеет же человек право на уединение! Имеет он право поработать в спокойной обстановке?! (Не просто развлечься чтением, а именно поработать. ЭСЭ, Гюго по своей нормативно- ролевой деловой логике (-ЧЛ3эсэ), стараясь соответствовать требованиям социума, решит что партнёр-ЛИИ, Робеспьер намерен поработать на благо семьи, а благо семьи и для ЭСЭ, Гюго — святая святых: чем больше благ, тем больше удовольствий. Поэтому на какое-то время ЭСЭ, Гюго оставит партнёра в покое. А чтобы склонность к уединению партнёра не нарушало атмосферу общего (приподнято-радостного) настроения в семье, которое ЭСЭ, Гюго считает для себя (а значит и для всех) нормой, он объясняет окружающим и себе склонность к уединению партнёра его усталостью и нездоровьем. (Если бы человек чувствовал себя здоровым и хорошо отдохнувшим, разве стал бы он отказываться от прогулки, от развлечений, от посещения друзей и клубов? — Нет, конечно! Поэтому другого объяснения ЭСЭ, Гюго и не ищет.) Хотя и допустить, чтобы партнёр уединялся с книгами слишком часто, лишая близких радости общения с ним, ЭСЭ, Гюго тоже не может, считает это ненормальным – это непорядок, это надо выяснить, с этим надо разобраться: партнёр определённо не здоров, если предпочитает занятия живому общению. Поэтому, замечая (выходящую за рамки) обособленность и склонность к уединению ЛИИ, Робеспьера, ЭСЭ, Гюго начинает приставать к нему с вопросами: может он нездоров? может он на что-то обиделся? может он устал, или кушать хочет? Но всё это довольно быстро прекращается после того, как ЛИИ, Робеспьер доходчиво объясняет, что он хочет только одного: чтобы ему обеспечили возможность спокойно позаниматься. Причём сделает это таким жёстким и категоричным тоном, что относительно этих желаний у ЭСЭ, Гюго больше сомнений не остаётся.

Если ЛИИ, Робеспьеру с самого начала отношений удаётся заставить ЭСЭ, Гюго считаться с его потребностью к уединению для необходимых ему занятий, он, конечно, многое сразу же разграничит и определит в своих отношениях, но много и лишиться. А кроме того, он рискует оттолкнуть и отдалить от себя ЭСЭ, Гюго, которому не понравится изначально заданный прагматичный курс отношений. Хотя, конечно, и этот момент их дуализации – взаимодействие по каналу 3 — 7 (по дополняющим аспектам деловой логики: (-ЧЛ3эсэ — +ЧЛ7лии) ЛИИ, Робеспьер также считает необходимым урегулировать в самом начале их отношений: «делу — время, потехе — час». Нельзя допустить, чтобы партнёр целиком и полностью подчинил его своим желаниям, в ущерб его личным интересам, важным и неотложным делам, в ущерб здравому смыслу. Здравомыслие ЛИИ, Робеспьер считает одним из главных своих достоинств и голову терять не собирается. (Хотя и понимает, что для партнёра это возможно был бы самый дорогой подарок и самая желанная жертва, но, увы, бесполезная. ЭСЭ, Гюго это хорошо понимает, потому что ЛИИ, Робеспьер часто даёт это понять: его голова остаётся при нём, как бы ЭСЭ, Гюго ни пытался её вскружить. А ЭСЭ, Гюго время от времени пытается это сделать, «проверяя» готовность партнёра подчиняться его воле. Поэтому периодически налетает со своими новыми спонтанными предложениями, используя всё тот же эффект неожиданности. Влетает, например, в кабинет мужа и сообщает с порога: «Мама приглашает нас на вареники! Пойдём?! Прямо сейчас!». Предусмотрительный (и уже наученный жизненным опытом) ЛИИ, Робеспьер понимает, что никаких вареников пока ещё нет – вареники они сами будут лепить, когда приедут, и, значит, потратят на эту лепку ещё два часа, прежде, чем сядут за стол, a это уже по времени не вписывается в его планы. Поэтому он, отвечая строго и  сдержанно, старается подавить энтузиазм и воодушевление ЭСЭ, Гюго (который уже совсем было решил, что его затея удалась), а потом находит более веские аргументы для отказа, стараясь не обидеть партнёра, но всё же настоять на своём. (ЛИИ, Робеспьер не из тех, кто ходит в гости по утрам. И не считает, что это — мудро. И не позволяет ЭСЭ, Гюго навязывать ему развлекательные мероприятия в выходные дни с утра пораньше, когда можно найти занятие поинтересней. Делу время, потехе – час. 

Точно так же ЛИИ, Робеспьер регулирует и другие спонтанные желания ЭСЭ, Гюго, которые в дальнейшем перестают умилять его в прежней мере. Хотя ЭСЭ, Гюго тоже можно понять: по системе ценностей его психотипа, минута уныния и скуки – это время, похищенное у радости и удовольствий. Надо успевать жить и радоваться жизни; вознаграждая себя за время прошлого ожидания и прошлых потерь, надо с избытком навёрстывать упущенное. Но ЛИИ, Робеспьер не может допустить, чтобы вся оставшаяся жизнь была превращена в беспрерывный праздник и посвящена восполнению упущенных удовольствий. На свете есть множество куда более важных и интересных вещей.
 

Суетливая требовательность, сумбурная непоследовательность ЭСЭ, Гюго, его зависимость от перепадов желаний и настроений уже не кажется ЛИИ, Робеспьеру такой очаровательной. (Хотя, конечно, если любишь человека, можно примириться и с какими-то его недостатками). Но есть нормативы, отклонения от которых ЛИИ, Робеспьер позволяет себе терпеть до определённого предела. Поэтому, со временем ему приходится корректировать и это качество своего дуала. Причём делает он это постоянно и повсеместно, используя каждый удобный случай и предлог. Хотя, конечно, и этих усилий может хватить ненадолго. Поэтому многое зависит и от того, насколько ЛИИ, Робеспьеру удаётся стимулировать и активизировать ЭСЭ, Гюго по аспекту интуиции потенциальных возможностей, (активация по каналам 2 — 6 ), намекая, например, на то, что ожидаемый праздник не отменяется совсем, а только откладывается на неопределённое время, необходимое ему для завершения начатой работы. («Вот допишу диссертацию, тогда и погуляем, зададим пир на весь мир. А сейчас ещё праздновать рано… Надо подождать.») А ЭСЭ, Гюго ждать не любит. И праздник ему нужен будет не только потом, но и сейчас. Без праздника он, как цветок без полива, – тускнеет, увядает. А тут, понимаете ли, трудяга-шмель целый день над диссертацией сидит. Ждать, пока прилетит собирать солнечный нектар самых пылких и радужных чувств его души, очень долго и утомительно, — чувства остынут, а их пыл поддерживать надо.
 

Итак, подведём итоги, с чего же начинается сближение в этой диаде?

В дуальной диаде ЭСЭ, Гюго — ЛИИ, Робеспьер сближение начинается именно с координации системы взглядов, принципов и точек зрения, как, впрочем, и в любой рациональной диаде.
 

Первый такт дуализации в этой диаде начинается с аспекта этики отношений – нормативно-ролевого аспекта ЛИИ, Робеспьера и наблюдательного у ЭСЭ, Гюго (-БЭ3лии – +БЭ7эсэ). ЛИИ, Робеспьер часто неодобрительно высказывается по поводу неподобающего поведения окружающих, что объясняется наличием инволюционной, квестимной, негативистской этики отношений (-БЭ) – этики нравственных нормативов на позициях аналитической нормативно-ролевой  функции ментального уровня ЛИИ, Робеспьера. Разумеется, ЛИИ, Робеспьер не часто озвучивает эту тему, а только в присутствии тех, кого это непосредственно касается, а также и тех, кто понимает и разделяет его точку зрения. (Герой вышеупомянутой комедии Арбузова поначалу тоже критично высказывался по поводу экстравагантных поступков Лидии Васильевны, но потом, когда уже стал понимать и принимать её чудачества, начал совершенно по-другому их оценивать.) Так или иначе, по дополняющим аспектам этики отношений (-БЭ3лии – +БЭ7эсэ) у ЭСЭ, Гюго с ЛИИ, Робеспьером находится немало общих тем, хотя по большому счёту для них это только прелюдия к главному. (В конечном счёте, не так уж важно, как отнесутся «серьёзные люди» к полуночному пению «отдыхающей Жербер», лишь бы они ей самой не портили настроения.) Настроение – вот то,  что важно в этой диаде – эмоции и чувства. Всё, что подавляет и омрачает хорошее настроение, считается в этой диаде неэтичным и всячески осуждается.
 

ЭСЭ, Гюго имеет обыкновение во всеуслышание рассказывать о том, как неэтично с ним поступили. Неэтично, в понимании ЭСЭ, Гюго, означает также и несправедливо, и здесь уже точка зрения ЭСЭ, Гюго соотносится с системой взглядов ЛИИ, Робеспьера. Поэтому именно он охотнее всех на эти рассказы и откликается: проявляет чуткость к «несправедливо обиженному» ЭСЭ,  Гюго, демонстрирует деликатность и симпатию – то есть, этически раскрывается с самой лучшей стороны. Такое поведение очень характерно для ЛИИ, Робеспьера на начальном этапе их отношений, будет ли оно продолжительным – зависит от дальнейшего совпадения взглядов и точек зрения. Со своей стороны, по нормативно-ролевому аспекту деловой логики (-ЧЛ3эсэ), ЭСЭ, Гюго разыгрывает роль делового, практичного, предприимчивого человека – и это тоже очень импонирует ЛИИ, Робеспьеру, готовому поверить партнёру на слово. (Сказывается влияние квадры субъективистов: если человек рассказал про себя, какой он на самом деле, значит так оно и есть. А подтвердится это делами, или нет, – будущее покажет.)
 

В квадрах субъективистов (первой и второй – альфа и бета) доминирующей ценностью являются аспекты логики соотношений (±БЛ). Отсюда и интерес к мнению человека, уважение к его авторитету и месту, занимаемому им в системе. В квадрах объективистов (третьей и четвёртой – гамма и дельта), где доминируют аспекты деловой логики, логики фактов, логики действий – важно не то, кем человек считается по своему или чужому мнению, а то, кем объективно является, судя по его поступкам, делам, объективно подтверждённым неопровержимыми фактами. 

Под влиянием ЛИИ, Робеспьера у ЭСЭ, Гюго изменяются приоритеты – из «несправедливо обиженного» он превращается в «защитника интересов» своих единомышленников. Начинается взаимодействие по аспектам интуиции времени (+БИ4эсэ – -БИ8лии) и волевой сенсорики  (+ЧС4лии – -ЧС8эсэ), что по сути приводит к замен одного «выставочного варианта» – другим: воздействие по нормативно-ролевой функции меняется на воздействие по демонстративной: По аспекту демонстративной волевой сенсорики (-ЧС8эсэ), деклатимной сенсорики волевых нормативов ЭСЭ, Гюго демонстрирует силу воли, смелость, решительность; всё это чрезвычайно импонирует ЛИИ, Робеспьеру, он чувствует себя защищённым, чувствует поддержку по своей «зоне страха» и ТНС (точке наименьшего сопротивления), которая соответствует аспекту волевой сенсорики и со своей стороны начинает проявлять заботу о мобилизационной функции ЭСЭ, Гюго – “интуиции времени”.

В мобильном блоке модели, что ни функция – всё «выставочный вариант», всё – «на продажу», всё – ради приятного впечатления. Надо изобразить из себя активного, деятельного человека? Для этого существует ЭГО-творческая функция (ПФ2),  реализующая ЭГО-программу (ПФ1). Хочется произвести впечатление корректного и дипломатичного человека? Для этого существует  «дипломатичный перекрёсток» нормативно-ролевой функции (ПФ3), примиряющей приоритеты уровней ЭГО и СУПЕРЭГО (сверяет уставы «своего» и «чужого» «монастыря») и координирует их между собой. Хочется произвести впечатление человека, нуждающегося в помощи и поддержке? И это удаётся благодаря демонстративно наивной и инфантильной суггестивной (внушаемой) функции (ПФ5), готовой с детским любопытством воспринимать любую информацию по своему аспекту. А если уж хочется блеснуть и произвести незабываемое впечатление, используется творческий потенциал сильной и изобретательной демонстративной функции (ПФ8), –  она для того и существует, чтобы создать представление о возможностях человека в случае его расположения (или нерасположения) к партнёру. Последние резервы соберёт, все оставшиеся силы мобилизует, но нужное впечатление о себе создаст. 

ЛИИ, Робеспьер в процессе общения задаёт, неспешный и сдержанный темп, характерный для него как для рассуждающего-статика-квестима (задумчивого, несколько отрешённого, рассеянного, во многом сомневающегося, но  желающего обстоятельно во всём разобраться, интуита). Тем самым он снимает излишнюю напряженность и суетливость ЭСЭ, Гюго, как бы давая понять, что «обсуждаемый вопрос значительное сложнее, чем может показаться на первый взгляд, поэтому не стоит пытаться разрешить его немедленно, надо подождать подумать, прикинуть и взвесит различные варианты; ничего страшного не произойдёт, если вопрос разрешится позднее, время терпит, вопрос разрешаем и надо сделать его успешно разрешимым» – беседуя в таком ключе, ЛИИ, Робеспьер подчиняет ЭСЭ, Гюго своему темпу, успокаивает и несколько расслабляет его, подавляет его нервозность, приглушает его любопытство, которое обычно подстёгивает и подхлёстывает нетерпение ЭСЭ, Гюго, заставляющего его требовать немедленной и исчерпывающе полной информации по интересующему его вопросу здесь и сейчас. Желая удовлетворить своё любопытство, ЭСЭ, Гюго обычно воздействует на партнёра волевым напором: засыпает его вопросами и тут же эмоционально давит на него, требуя немедленного ответа, скорейшего решения или согласия. Начинает его торопить с ответом, подгонять, понукать: «Ну!.. Ну же!.. Давай уже, решай что-нибудь! Ну же! Ну!..»

А ЛИИ, Робеспьеру неприятно это давление (+ЧС4лии), он этого старается не допускать, поэтому делает всё возможное, чтобы охладить пыл нетерпеливого ЭСЭ, Гюго. Сдержанному и рассудительному ЛИИ, Робеспьеру удаётся быстро и наиболее удобным и безболезненным способом, погасить избыточную эмоциональную и волевую активность ЭСЭ, Гюго (довольно утомительную как для него самого, так и для окружающих) и сделает он это легко и не напрягаясь: строгим и холодным взглядом (охлаждающим пыл ЭСЭ, Гюго), неспешным и вдумчивым стилем общения, жёсткими и строгими интонациями рассудительного логика-интуита.

Сдержанность и неспешность ЛИИ, Робеспьера работает противовесом избыточной эмоциональности, напористости и демонстративной агрессивности ЭСЭ, Гюго. (Если Гюго не вовремя успокоить он становится совершенно несносен: Изводит всех вокруг требованиями и истериками, раздражается, размахивает кулаками, хватает что-нибудь потяжелее и начинает проводить «акцию устрашения» – гирькой, нунчаками или гантелью начинает размахивать и жонглировать перед носом у раздражающего его человека. Может схватить и самого человека и начать им размахивать, крутить-вертеть, если человек раздражает его своей заторможенностью, а то и просто от избытка чувств, если силы и возможности позволяют. Возбуждённого (не в меру) ЭСЭ, Гюго иногда необходимо вовремя остановить. Потребность манипулировать объектами и людьми (как объектами) в момент перевозбуждения он испытывает непреодолимую.)

ЛИИ, Робеспьеру удаётся вовремя охладить пыл ЭСЭ,  Гюго и при этом его не обидеть. (В большинстве случаев дуал не обидит дуала, если намеренно не захочет это сделать, и не всегда обидит,  даже если захочет. Если отношения протекают корректно, то не обидит, – зачем и с какой стати ему обижать человека, которого он понимает, которому симпатизирует и на которого имеет виды как на будущего  спутника жизни? Вот если «виды» (планы и перспективы) изменятся, тогда другое дело, – тогда придётся отталкивать, отбрасывать дуального партнёра, отказывать ему, или отказываться от него, а это чрезвычайно тяжело.)

ЛИИ, Робеспьеру импонирует эмоциональная щедрость ЭСЭ, Гюго и его душевная отзывчивость – его доходящая до самоотречения любовь к детям. Всё это находит самое глубокое понимание у ЛИИ, Робеспьера, поскольку он настроен на те же приоритеты и  ценности. Со своей стороны ЭСЭ, Гюго восхищается способностью ЛИИ, Робеспьера чётко и определённо высказываться по каждому вопросу. ЭСЭ, Гюго поражает стройность рассуждений ЛИИ, Робеспьера, удивительная ясность, точность  и лаконичность его высказываний. ЭСЭ, Гюго кажется, что для ЛИИ, Робеспьера нет ничего непонятного в этом мире, по каждому вопросу он может дать исчерпывающее объяснение. И всё то, о чём ЭСЭ, Гюго думал раньше, постепенно выстраивается в определённую и чёткую систему взглядов, которую он уже может очень свободно и непринуждённо излагать. Разброд и хаос в его мировосприятии постепенно уступает место устойчивому логическому порядку,  как будто кто-то терпеливый и аккуратный раскладывает все его мысли по полочкам.
 Такая ясность воодушевляет и активизирует ЭСЭ, Гюго, он начинает видеть для себя какие-то перспективы, новые возможности. Его энергия и активность кроме эмоционально-этического выражения получает ещё и сенсорную реализацию: ЭСЭ, Гюго начинает опекать ЛИИ, Робеспьера, заботливо ухаживает за ним. Если ЛИИ, Робеспьер – сослуживец, с которым  ЭСЭ, Гюго особенно приятно общаться, он начинает угощать его чем-нибудь вкусненьким, домашним; сделает какой-то небольшой, но красивый и нужный подарок (к примеру: новый одеколон или тёплый шарф). Когда в этой паре устанавливаются уже прочные, семейные отношения ЭСЭ, Гюго почти полностью берёт на себя устройство быта и комфорта, оставляя ЛИИ, Робеспьеру несложную техническую работу по дому. 

Так же как и СЭИ, Дюма, ЭСЭ, Гюго обожает устраивать условия особой комфортности («сенсорные праздники») своему дуалу. Аспект сенсорики  ощущений, сенсорики близких пространственных отношений, сенсорики слияния, объединения, притяжения, поглощения, наибольшего сенсорного благоприятствования соответствует его ЭГО-творческой функции (+БС2эсэ),  Поэтому неудивительно, что здесь всё продумывается до мелочей: и вкус, и цвет, и свет, и запах. Готовясь к ужину в романтической обстановке, ЭСЭ, Гюго обдумывает не только выбор напитков или деликатесов, вызывающих определённую гамму ощущений, но и тщательно подбирает для себя духи, причёску, макияж, старясь выглядеть наиболее эффектно. Разумеется, такое отношение очень активизирует ЛИИ, Робеспьера. Он единственный, кто понимает, что новое платье и новые духи куплены, чтобы доставить ему удовольствие, и придаёт этому наибольшее значение, воодушевляясь (загораясь, зажигаясь) по своему активационному аспекту сенсорики ощущений (-БС6лии) – то есть, понимает это точно так же как ЭСЭ, Гюго (+БС2эсэ↑→ -БС6лии↑). Партнёр любого другого психотипа подумает, что все эти обновки ЭСЭ, Гюго покупает для себя, а не для того, чтобы его порадовать. Но ведь давно замечено, что ЭСЭ, Гюго всегда теряет интерес к своей обновке, если она не производит должного впечатления на окружающих или остаётся ими незамеченной. Когда ЭСЭ, Гюго живёт одиноко и уединённо, он перестаёт за собой следить, потому что это никому не нужно. Для ЭСЭ, Гюго очень важно, чтобы его заботы были кем-то приняты и оценены, и самый благодарный ценитель здесь, конечно же, его дуал, ЛИИ, Робеспьер. Такое проявление заботы активизирует ЛИИ, Робеспьера, и со своей стороны он считает себя обязанным обеспечить ЭСЭ, Гюго и соответствующую материальную поддержку. И использовать для этого он будет свою ЭГО-творческую функцию – созидательную и позитивную интуицию потенциальных возможностей, которой в свою очередь  активизируется ЭСЭ, Гюго (+ЧИ2лии ↑→ -БС6лии↑).

Разумеется, в условиях объективных трудностей, в отсутствие перспектив у ЛИИ, Робеспьера (как у всякого интуита) наблюдается спад деловой активности. И даже предупредительная забота ЭСЭ, Гюго здесь мало что может изменить. (Равно как и его раздражение, нагнетающее напряжение и эмоциональное давление – то есть, всё то же понукание: «Ну, же! Давай! Ну!.. Сделай что - нибудь! Придумай! Ты же мужчина!»).
 

В этих условиях ЛИИ, Робеспьер старается переждать неблагоприятный период по своему демонстративному аспекту интуиции времени (-БС8лии) – квестимной интуиции далёких отношений во времени – без суеты, без паники спокойно и планомерно работает над собой: повышает квалификацию, осваивает новую профессию, изучает иностранные языки – то есть, готовит себя к условиям, которые открыли бы для него новые возможности и перспективы, обнадёживая ими ЭСЭ, Гюго и несколько успокаивая и приглушая его страхи по ТНС – проблематичному для ЭСЭ, Гюго аспекту интуиции времени (+БИ4эсэ) – интуиции ближайших перемен, давая понять, что перемены к лучшему не за горами (-БС8лии↑→ +БС4эсэ↑).
 

Предусмотрительная запасливость и накопительство ЭСЭ, Гюго, равно как и расчётливая экономия и бережливость ЛИИ, Робеспьера, прочно налаженный быт и способность обоих в максимальной степени пользоваться своими социальными правами и льготами, готовность браться за любую приемлемую работу позволяют дуалам пережить тяжёлые времена, примириться с ними и приспособиться к ним. (Так, например, эмигрировав в другую страну, представительница психотипа ЛИИ, Робеспьер – театральный режиссёр с высшим образованием и десятилетним стажем работы в столичном театре идёт (от безысходности) работать сначала на швейную фабрику, потом продавщицей в универмаг, потом – сортировщицей писем на почту и застревает в этой должности ещё на десять лет. И не ропщет, а только радуется, когда её после семи лет работы из ночной смены наконец переводят в дневную. Жизнь – не сахар и взрослые люди это понимают. Главное для ЛИИ, Робеспьера – не просто выживать, а выживать достойно.

Если в этих условиях ЭСЭ, Гюго позволит себе неразумную трату в ущерб семейному бюджету, ЛИИ Робеспьер это воспримет как предательство интересов семьи и усложнение и без того трудных условий существования. При всём своём желании любить и опекать, доставлять радость и превращать будни в праздник, пылкий, увлекающийся, нетерпеливый и раздражительный ЭСЭ, Гюго далеко не всегда бывает лёгким и удобным партнёром.. Требуется огромная выдержка, предусмотрительность, уверенность в своей правоте для того, чтобы поохладить его необузданную горячность, поумерить его оптимизм, предостеречь от неразумных трат, от необдуманных решений и поступков, от возможных ошибок, последствия которых окажутся необратимыми для обоих. И всё это по плечу только ЛИИ, Робеспьеру, трезво оценивающему действия партнёра по своей наблюдательной деловой логике (+ЧЛ7лии) – квестимной логике деловых преимуществ и умеющему их корректировать, воздействуя на нормативно-ролевую деловую логику своего дуала (+ЧЛ7лии↑→-ЧЛ3эсэ↑).
 В критических условиях ЛИИ, Робеспьер проявляет себя  не только любящим, верным и преданным дуальным партнёром, способным пойти на крайнее самопожертвование и  успешно себя реализовать, но также способен жестоко и бескомпромиссно  настоять на своём, проявить свой характер, решимость и быть непреклонно упрямым, если понадобится. В решающий момент он способен мобилизовать свою волю так, что её никакой силой не переломить, –  умрёт, а не уступит, за убеждения и на плаху, и на костёр пойдёт, – история знает много таких примеров. Никогда и ни при каких обстоятельствах не поступится своими принципами. Несправедливо обиженный ЛИИ, Робеспьер, желая отвоевать «своё, законное», обязательно найдёт способ сделать это законным путём, даже если он живёт в обществе, где беззаконие – устоявшаяся правовая норма.

Логическая ЭГО-программа ЛИИ, Робеспьера (-БЛ1лии) является основой основ всех его взаимоотношений с партнёром – краеугольным камнем и единственным, незыблемым (статическим) стержнем в этой диаде – её вневременной ценностью. Поэтому и представление о морали и нравственности в этой паре формируются через логическую интерпретацию нравственных основ ЛИИ, Робеспьера, в соответствии с его нормативно-ролевой этикой отношений (-БЭ3лии) – квестимной демократичной этикой нравственных нормативов – через его ЭГО-программное логическое понятие о справедливости, которое (как это часто происходит у субъективистов – представителей альфа и бета квадр) бывает глубоко субъективным, вследствие чего здесь возникают определённые перегибы. Любое нарушение психологического равновесия в системе отношений ЛИИ, Робеспьер восстанавливает коррекцией их по своему ЭГО-программному аспекту логики соотношений, (логики социальных нормативов, логики справедливости), подчиняя ей этику отношений (-БЛ1лии↑→-БЭ3лии↑). Так, например, одна милейшая представительница этого психотипа (ЛИИ, Робеспьер), молодая и очень привлекательная женщина сама себе создала невыносимые условия в семье, решив потребовать от мужа «справедливой» материальной компенсации за испытываемый ею психологический дискомфорт. Ей казалось, что муж не уделяет ей достаточного внимания, сводит до положения домработницы, и  она не придумала ничего лучше, чем составить прейскурант цен за выполняемую ею домашнюю работу, включая и прочие супружеские обязанности, чем сразу настроила партнёра против себя и вывела отношения (включая и интимные) в деловую, прагматичную область.
 Муж, не сумев её переубедить, довольно быстро потерял интерес и к её деловой инициативе, и к ней самой.

Одна из проблем нестабильности отношений в этой диаде (особенно, когда жена-ЛИИ, Робеспьер порывает с профессиональной деятельностью и занимается только домашней работой, которую представительницы этого ТИМа терпеть не могут) связана с быстрым охлаждением и потерей интереса к ним со стороны мужа-ЭСЭ, Гюго – влюбчивого, увлекающегося, переменчивого и непостоянного в своих привязанностях и чувствах, как это бывает свойственно динамикам, стремящимся к новизне, к переменам, к нарушению равновесия и стабильности отношений. Обычным объяснением этому служит ссылка на приоритеты его эмоциональной ЭГО-программы: «Я не могу находиться рядом с человеком, чувства к которому у меня остыли.».
 

Такие кризисные ситуации возникают, когда каждый из дуалов начинает злоупотреблять приоритетами своей ЭГО-программы, пользуясь ею в отрыве от остальных аспектов и функций модели. В этот раз виновником семейных неурядиц оказался ЭСЭ, Гюго: увлёкся новыми приключениями, новыми радостями, пожелал создать праздник для одного себя, не подумал и забыл о партнёре. Жена -Робеспьер посчитала это соотношение несправедливым и потребовала «справедливого сведения счётов». Её предложение было шагом отчаяния, супруг это понял и использовал этот ход против неё. Отношения ухудшились, и супругам пришлось развестись. С составлением таких «прейскурантов» оплаты домашних услуг ЭСЭ, Гюго смириться не может – такая постановка вопроса сама по себе его глубоко возмущает: «Что это ещё за мелочность такая?! Я к ней со всей душой, а она?!..»
 

Всё взаимосвязано в дуальной диаде: стоит одному стать скупым и прижимистым, тут же заряжается скупостью и другой. Возникает ощущение паники, действия партнёров становятся сумбурными, суетливыми. Начинается борьба за распределение оставшихся материальных благ. Стоит ожесточиться одному, ожесточается и другой, проявляя всё большее упрямство, что тут же расхолаживает их отношения (-БЭ3лии↓→+БЭ7эсэ↓→-БЭ3лии↓↓→ +БЭ7эсэ↓↓↓...)

 Хотя на начальном этапе, при начальной расстановке сил упрямство ЛИИ, Робеспьера (его способность «прогибать всех и вся под свои интересы») может существенно изменить ситуацию. 

Пример:
Молодые люди – юноша ЭСЭ, Гюго и девушка ЛИИ, Робеспьер, приехавшая из провинции в столичный город, познакомились и стали приятно проводить время друг с другом. Родители снимали мальчику квартиру, он учился в университете, работал в фирме своего отца. Девушка тоже где-то работала и училась. Всё складывалось неплохо, пока они не решили подавать заявление в ЗАГС. Они почему-то решили, что его родственников это обрадует. Родственники высказались категорически против. Больше всех протестовала бабушка жениха (тоже ЭСЭ, Гюго). Он был её любимцем с младенческого возраста, она привыкла к его частым визитам в своём доме, ревновала его к невесте, боялась, что «эта женщина» начнёт на него дурно влиять и отдалит от родственников. Поэтому решила разлучить внука с невестой во что бы то ни стало. Настроила всех родственников против неё. С утра до вечера висела не телефоне, звонила всем, убеждала: «Он такой наивный, доверчивый мальчик! Ему всего двадцать два года! Она у него первая женщина! (!) Что он в этом понимает! Эта аферистка вскружила ему голову! Ей нужна только его прописка! Она хочет войти в приличную семью!.. Этого нельзя допускать! С ней надо поговорить… Может предложить ей отступные…»


С девушкой решили встретиться. Девушка потребовала, чтобы встреча проходила в присутствии её жениха. И настояла на этом непременном условии. Родственники нагрянули в квартиру к молодым. (Бабушка не составила им компанию, сослалась на нездоровье и дурное предчувствие. Поехали только родители: отец – ЭСЭ, Гюго и  мать – ЛСИ, Максим.). Сын встретил их в прихожей и провёл в комнату. В комнате, за столом, на единственном стуле, который стоял боком, сидела «эта женщина» и не глядя в их сторону, выражая всем видом презрение, ела то, что стояло перед ней на столе: арахисовое масло в баночке и крекеры в пакетике. Вынимая крекер за крекером, она намазывала их арахисовым маслом и поедала на глазах у гостей, не предлагая им сесть, потому что других стульев в комнате не было, и не предлагая разделить её трапезу, потому что там были только остатки, которые не принято предлагать гостям. Гости с ней поздоровались, она, не поворачивая головы в их сторону, сдержанно ответила. Гости заговорили с ней, расспрашивая, кто она и откуда. Она скупо и односложно им отвечала, продолжая есть и не глядя в их сторону. Около часа продолжалась эта беседа, в процессе которой родители жениха стояли возле неё, переминаясь с ноги на ногу и ожидая более позитивного развития событий. Потом они вышли на кухню и пошептались, после чего отец жениха поехал в магазин и накупил всякой снеди, а мать надела фартук и пошла на кухню всё это готовить. Потом они накрыли на стол, одолжили у соседей стулья, сели и отметили помолвку…